0/5

Подпишитесь на новости ритейла

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

Как продать город: 11 лучших городских брендов

Как продать город: 11 лучших городских брендов
Тренд на брендирование территорий появился в начале XXI века, его крёстным отцом стал британский политический советник, специалист по национальному брендингу Саймон Анхольт. Города, посёлки и целые страны приняли идею на ура: несмотря на то, что отдельные логотипы населённых пунктов существовали уже не одно десятилетие, комплексным подходом к маркетинговому позиционированию городов и весей до Анхольта никто не занимался.

До России волна докатилась, как водится, с опозданием: массовое создание логотипов и общегородских концепций у нас началось только в 2011 году. Зато соотечественники нырнули сразу в омут с головой — городские администрации вдруг резко полюбили проводить конкурсы на создание бренда населённого пункта, а дизайнеры всех мастей принялись гигабайтами рисовать всё, что им взбредёт в голову. И несмотря на то, что суета до добра не доводит, в этой дикой массе всё же родилось несколько крутых работ.

Мировой опыт

newyork.jpg

Первым городом, создавшим свой бренд, был Нью-Йорк. Это произошло в 1977 году. И, как часто бывает, случайно: дизайнер Милтон Глейзер по-быстрому набросал простенький логотип для рекламной кампании штата Нью-Йорк, сдал работу и забыл про неё. Однако кампания неожиданно разрослась до бренда мирового масштаба, и тут-то Глейзеру пришлось кусать локти — ведь все права на феноменально подорожавший логотип он бездумно передал рекламному агентству.

При общих затратах порядка $150 млн бренд принёс Нью-Йорку рост числа туристов в 110 (!) раз за 20 лет и увеличение финансового притока от них в 70 раз — до $6 млрд в год. Стратегия коренным образом поменяла образ города с грязного рабочего мегаполиса на мировой центр туризма.

amsterdam.jpg

Одной из первых ласточек новой моды в начале 2000-х стал Амстердам. В то время город в мире прочно ассоциировался с развратом и чуть-чуть с тюльпанами, что сильно мешало его развитию.

Основой свежей концепции стал логотип, остроумно обыгравший английскую конструкцию «Я — Амстердам». Сегодня это один из самых узнаваемых городских логотипов в мире, а вся брендинговая кампания за первые пять лет принесла городу расширение сферы туризма в несколько раз и 5,2 млрд евро.

copenhagen.jpg

Соседний с Амстердамом Копенгаген запустил ребрендинг в 2009 году. Рекламная кампания cOPENhagen: Open For You стала развитием стратегии «20 шагов», действующей в городе с 1989 года. Визуальным выражением новой концепции стал логотип с выделенным словом OPEN — «открытый».

В период с 2012 по 2014 год город потратил на продвижение бренда около 12 млн евро. Сегодня Копенгаген возглавляет авторитетнейшие мировые рейтинги по комфортности городов, что приносит в его казну внушительные средства.

melbourne.jpg

В извечной борьбе с Сиднеем австралийский Мельбурн сделал решительный прорыв в 2009 году, когда стартовал ребрендинг города. Старый логотип сменила масштабная маркетинговая стратегия, выраженная в 19 суббрендах.

Разработка лого в виде кристалла обошлась администрации в $240 тыс., а финансовые показатели города всего за два года резко рванули вверх: валовой продукт Мельбурна вырос на 10% до $58,6 млрд, а доходы от туризма увеличились на 5% до $3,4 млрд.

joburg.jpg

Южноафриканский Йоханнесбург вписался в компанию мировых столиц скорее от безысходности: разгул преступности в стране к концу 90-х сильно испортил репутацию мегаполисов ЮАР, и бизнес шарахался от них, как от огня. Отцы города пораскинули мозгами и запустили в 2001 году масштабную рекламную кампанию под слоганом «Африканский город мирового класса».

Не в пример российскому Екатеринбургу, африканский «Ёбург» за десятилетие смог разогнать экономику в несколько раз и сейчас обеспечивает 16% ВВП страны против 2,5% в 2001 году.

Наша действительность

Главной движущей силой брендинга российских городов остаётся Студия Артемия Лебедева. Впрочем, местные самородки тоже не отстают и время от времени выдают на редкость полноценные работы.

perm.jpg

Самая известная попытка брендинга российского города — приход Студии Лебедева в Пермь по приглашению тогдашнего губернатора края Олега Чиркунова. В 2009 году в городе основали Пермский центр развития дизайна (ПЦРД) и запустили масштабную кампанию по созданию нового имиджа города.

Основой провокационной концепции стала красная буква П, которая тут же вызвала неутихающую ругань между сторонниками и противниками лебедевского креатива. Студия подошла к разработке стратегии продвижения более чем комплексно и занялась активной переработкой всего городского пространства Перми — и занималась бы дальше, но в 2012 году Чиркунова сняли с поста губернатора, а вслед за этим потихоньку заглох и весь смелый проект.

odessa.jpg

Чуть более успешно сложилась судьба фирменного стиля Одессы. Лаконичный якорь, подаренный Лебедевым городу, неожиданно полюбился одесситам и прочно вписался в ряд ассоциаций, связанных с Одессой.

В центре города якорь воздвигли в бронзе, а в туристических местах сегодня продаётся множество вещиц с этим логотипом. Как пишет сама студия, «в знаке объединились якорь, сердце, волны, сила и маяк».

moscow-logo.jpg

Одна из свежайших работ Студии Лебедева — многострадальный логотип Москвы. Дизайнеры и маркетологи годами пытались сочинить бренд для крупнейшего города Европы, и, пожалуй, пока что Лебедеву можно засчитать лучшую из всех попыток.

В основу лого дизайнеры положили легко узнаваемую красную звезду. Пока сложно сказать, насколько эта работа будет востребована (сейчас студия торгует мерчандайзом со звездой, а сам Тёма периодически пишет пространные посты про свою работу), однако смотрится история весьма убедительно.

looki.jpg

Ловкий ход несколько лет назад провернул дизайнер Илья Калимулин, разработавший стёбный логотип для города Великие Луки. Крайне хипстерское лого с очочками победило в фестивале Fake Festival 2015 и заодно ввело в замешательство множество людей, которые так и не сумели отличить пародию от серьёзной работы.

minsk.jpg

Британское агентство INSTID в сотрудничестве с дизайнером Максимом Алимкиным два года назад создали фирменный стиль города Минска. Главные цвета стиля — бело-голубые с лаконичной надписью МИНСК в качестве логотипа.

Проект вызвал масштабное обсуждение как среди самих минчан, так и среди прочих желающих высказаться на сей счёт. При этом разработка стиля обошлась городу всего в 1 млн (русских!) руб.

muhosransk.jpg

Ну и напоследок — логотип архетипичного российского города Мухосранска. Как-то так, к сожалению, сегодня выглядит почти всё городское брендирование в России.

Логотипы городов рассматривал Алексей Максимук

время публикации: 11:00  11 апреля 2015 года
4
Теги: бренд , города

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
Неделя легпрома-2018
Спецпроекты
VM Guru март 2018