0/5

Лайфхак: как не покупать лишнего

Лайфхак: как не покупать лишнего
время публикации: 09:00  18 января 2016 года
Задача любого продавца – продать все то, что у него есть. И если покупатель пришел в магазин за пачкой чая, опытный маркетолог сумеет сделать так, что тот купит не только чай, но и прихватит с собой баночку кофе.
 

Как же это происходит? Почему мы, приходя в магазин за сливочным маслом, мы покупаем еще и маргарин, майонез, а иногда и кладем в корзину творожный сырок?
Любой товар или услуга имеют сходные аналоги. В этих случаях в маркетинге используется такое понятие как «субституты». Это масло и маргарин, чай и кофе, рыба и мясо, кетчуп и майонез. Чаще всего эти продукты стоят на одних полках. Не думал покупать, но можно заодно и прихватить. Благодаря взаимозаменяемости продуктов маркетологам удается продавать чай кофеманам и рыбу любителям мясной вырезки.

Происходит это, например, путем изменения цен на определенный товар. Повышение стоимости одного продукта обязательно приведет к покупке аналогичного товара, который будет чуть дешевле. Таким образом производители и магазины используют этот закон для стимулирования продаж того или иного продукта. То есть если поднять цены на рыбу, скорее всего, покупатель перейдет на мясо, и наоборот. 








Арсен Даллакян, эксперт поведенческого маркетинга такой ход называет «толчком к принятию решения покупателем». Он пишет о том, что  «потребитель стремится к выбору, но сделать выбор ему всегда тяжело. Встав у полки с продуктами, ему нужен толчок к принятию решения». Если продукты будут идентичны по цене и упаковке, велика вероятность, что покупатель уйдет вообще без покупки. Но «стоит поднять цену на один из этих товаров, как второй станет выглядеть гораздо привлекательнее, - уточняет эксперт. - Нередко продукты-субституты создают именно для того, чтобы помочь покупателю понять, чего он хочет, и подтолкнуть его к выбору», - отмечает Арсен Даллакян. По его мнению, разница в ценах повышает «привлекательность одного продукта перед другим».


Маркетологи считают, что снижение цен на товары первой необходимости или недорогие товары можно проводить без риска, разберут продукт быстро. Но делать это следует на определенный, недолгий, период времени.


С другой стороны, снижать цену надо аккуратно, слишком низкая цена может показаться покупателю подозрительной. И он, наоборот, приобретет товар-субститут по более высокой цене. Кроме того, повышение  цен не всегда уловка маркетологов. Иногда к этому могут приводят снижение покупательской способности или форс-мажоры в конкретном сегменте рынка. Это случаи, когда покупатель уже не может позволить себе основной товар.

В случае, когда маркетологи стимулируют спрос снижением цены, эксперт советует покупателям обращать внимание на их конкурентов. «Любители кофе, возможно, захотят купить чай по привлекательной цене, но надо посмотреть, а хорош ли этот чай в сравнении с другим чаем. Если да, то можно брать», - советуют эксперты.


Наверняка каждый покупатель сталкивался в магазине с предложением купить два каких-то продукта по более выгодной цене, чем по отдельности. И рука тянется именно к варианту «два по цене одного», даже если изначально второй продукт не был нужен. 


Depositphotos_39583653_m-2015.jpg


Кстати, согласно исследованиям маркетологов, слишком большой выбор тоже может расстроить покупателя не меньше, чем его отсутствие. В любом случае, принимая решение и отходя от определенного списка покупок, стоит задуматься, не поддаетесь ли вы на маркетинговую уловку.

Кроме привычных товаров-субститутов, в продажу поступают продукты, в которых новая форма облекла старое содержание. Речь идет, например, о глазированном сырке. «Так, глазированные сырки стали субститутом для привычных упаковок творога, говорит о данной ситуации один из известных маркетологов. -  Кроме того, они добавили удобства и создали новые ситуации потребления. Некоторые из тех, кто не любит обычный творог, полюбили его в шоколадной глазури. Следовательно, и общее потребление творога выросло». При этом покупатель и не задумывается, что покупает не совсем тот продукт, да и стоит он намного дороже.








Или, например, на увеличение продаж влияет появление соусов рядом с майонезом, кетчупов с различными наполнителями рядом с практичной томатной пастой. Рядом с творогом оказывается йогурт, рядом с йогуртом – ряженка и т.д. И вроде пришел за одним кефиром, а покупаешь намного больше кисломолочных продуктов. Т.к. они, конечно, похожи, но не совсем – «субституты», одним словом.


Кроме субститутов, повышению покупательского спроса способствуют так называемые комплементы – это товары, которые дополняют друг друга.
 


Например, это пельмени и кетчуп, рыба и овощи. Комплементы тоже чаще всего находятся рядом. И покупая один продукт, обязательно «прихватишь» и другой. И покупательская корзина наполняется все больше и больше, а магазин получает дополнительную прибыль.

Так что, собираясь очередной раз в магазин, напишите список того, что вам нужно купить. И не отвлекайтесь на субституты и комплементы. Не покупайте лишнего!
.
Татьяна Загуменнова

0
Реклама на New Retail. Медиакит