Весенний ритейл: особенности торговли в сезон бесконечных праздников
время публикации: 10:00 16 марта 2018 года
Как бы банально это ни звучало, но весна – сезон романтики, любви, эмоций и…бесконечных праздников. И ритейл не только не имеет права стоять в стороне от этого буйства чувств, но и просто обязан воспользоваться желанием потребителей радовать друг друга милыми весенними подарками.
Наталия Шепелева, директор по коммерческой стратегии и планированию категорий Mondelez International в России делится данными исследований покупательского поведения в этот период и дает практические рекомендации по приданию торговле весеннего настроения.
Весна для ритейлеров является «горячим временем». Обусловлено это тем, что именно сейчас осуществляется большой объем продаж товаров подарочного сегмента. Отметим, что этот период начинается в середине февраля и продолжается практически в течение всего сезона. Причем если раньше производители и ритейлеры фокусировались преимущественно на 8 марта, то сейчас усиливается и значимость таких праздников, как День святого Валентина, 23 февраля, Пасха, 9 мая. Поэтому в течение практически всего весеннего периода в фокусе внимания ритейлеров – товары подарочного ассортимента.
В качестве подарков россияне традиционно приобретают цветы, парфюмерию и косметику, и, конечно, кондитерские изделия.
При этом сезональные пики в категориях шоколад и упакованные бисквиты не только сохраняются, но из года в год их доля в годовых продажах растет.
Так, в 2017 году объем продаж шоколадных изделий (плитки, батончики, конфеты в коробках) вырос на три процента по сравнению с 2016 годом. Рынок упакованных бисквитов увеличивался еще более динамично (прирост в объеме с 2014 по 2016 год составил около 29%).
Интересны и предпочтения внутри сегментов: согласно исследованию, 62% потребителей шоколадных изделий (плитки, батончики, конфеты в коробках) выбирают в качестве подарка шоколадную плитку, причем ее вес колеблется от стандартного, 80-100 г, до большого формата, 250-300 г.
Сейчас рынок подарочных кондитерских изделий представлен изделиями в разных ценовых сегментах, размерах и форматах (например, металлическая банка, картонная коробка и т.д.). Если говорить о цене и весе подарка, то в данном случае можно выделить два основных блока, границы которых устанавливает сам покупатель: подарок-комплимент или самостоятельный подарок.
Чтобы привлечь потребителя в точки продаж и стимулировать покупку, используются два ключевых инструмента: упаковка и коммуникация на рекламных материалах.
Упаковка должна быть привлекательной для аудитории, на которую рассчитан продукт, и содержать эмоциональную ценность. Самые распространенные атрибуты упаковки и рекламных материалов в начале весеннего периода – цветы и сердце. Но с каждым новым сезоном появляется все больше новых идей, которые можно охарактеризовать как универсально-подарочные: темы музыки, поэзии и живописи активно используются в маркетинговых подходах. Все эти мотивы объединяют высокая эмоциональность и романтизм.
Отметим, что в портфеле могут быть как продукты из текущего ассортимента, так и уникальные вкусы и форматы. Так, в этом году ООО «Мон’дэлис Русь» в России вывела на рынок лимитированные коллекции шоколада и печенья под брендом Milka.
Отметим, что, удовлетворяя запросы потребителя, производители одновременно стремятся к повышению эффективности продукта или линейки. Одним из способов для этого можно назвать достаточно широко используемый временный «рукав» с праздничным дизайном, размещаемым на постоянной упаковке конфет или печенья, что ведет к уменьшению затрат на производство.
Еще одним важным инструментом привлечения внимания целевой аудитории является коммуникация на рекламных материалах (например, каталоги, тороговое оборудование, аудиореклама, баннеры и т.д.).
Особенности организации торгового пространства
В предпраздничный сезон уменьшается вероятность того, что покупатель сможет пройти всю площадь магазина, поэтому очень важно встретить посетителей в так называемых hot-зонах. К ним традиционно относят площади на входе в торговую точку и места размещения продукции, пользующейся стабильно высоким спросом. Именно там производителям рекомендуется размещать дополнительные к основным торговым площадям места продаж для усиления коммуникации.
Также ритейлеры видят большой потенциал в продвижении сезональных продуктов. Например, они выпускают специальные каталоги, в которых информируют потребителя о сезонном ассортименте, и выделяют большее количество квот в торговом пространстве на размещение продукции в подарочных форматах.
Исходя из вышесказанного, рекомендации мерчендайзерам и категорийным менеджерам по специфике работы в этот период можно сформулировать следующим образом:
- Первое, что нужно сделать, – подобрать правильный ассортимент. Он должен включать предложения из разных ценовых сегментов и разных форматов покупки (подарок-комплимент и основной подарок). Также важно уделять внимание выбору брендов: фокус стоит делать на премиальные бренды и марки, которые пользуются доверием потребителей.
- Второй важный этап – это размещение продуктов в магазине. Стремитесь к тому, чтобы расположить товар в местах максимального трафика: первой трети магазина, на центральной аллее и в прикассовой зоне.
- И, наконец, третий этап – коммуникация с потенциальным покупателем через доступные каналы: каталоги, digital, BTL-активности и т.д.
Наталия Шепелева
Директор по коммерческой стратегии и планированию категорий
Mondelez International в России
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...