0/5

Андрей Молчанский, X5 Group для Rubbles AI Talks: «Множество операций можно отдавать технологиям — это будет дешевле, быстрее и точнее»

Андрей Молчанский, X5 Group для Rubbles AI Talks: «Множество операций можно отдавать технологиям — это будет дешевле, быстрее и точнее»
время публикации: 10:00  17 ноября 2021 года
Компания Rubbles, разработчик продуктов на основе анализа данных для крупного бизнеса, запустила Rubbles AI Talks — серию интервью с лидерами в развитии и внедрении AI и Big Data в крупных компаниях из разных индустрий. Интервью проводят CEO Rubbles Никита Блинов и Chief Data Scientist Александр Фонарев, а гость первого выпуска — Андрей Молчанский, директор по разработке X5 Group.

* * *

Андрей, привет! Мы в Rubbles давно работаем с твоей командой и знаем, насколько активно X5 развивается в направлении работы с данными. Именно поэтому мы пригласили тебя, чтобы ты поделился экспертизой.

Расскажи немного о себе: чем ты занимаешься в X5?

– Моя ключевая роль — директор по разработке. Последние 3 года я занимался сопровождением и разработкой продуктов, связанных с большими данными. Так как IT не может отдельно существовать от больших данных, было принято решение объединить в один блок всё, что связано с технологиями. Сделать структуру, которая будет поддерживать технологическое развитие и стратегию X5.

В новой роли я буду отвечать за всё, что связано с IT. Кроме того, появится большое подразделение, которое будет отвечать за разработку и сопровождение ключевых бизнес-систем.

Ты сказал «руководить всем IT» — это что конкретно? Data Science туда входит?

– Да, туда входит Data Science. С Data Science у нас связан отдельный департамент на несколько сотен человек. Туда входят разработка, Data-инженерия, BI-разработка и визуализация, аналитика. Всего под моим руководством будут работать больше 2000 человек.

Можешь привести несколько примеров проектов, которые вы делали?

– Наверное, самое интересное — это работа с ассортиментом. Интеллектуальная подборка ассортимента на основе разных параметров — это инструмент, который позволяет людям принимать решения и экспериментировать не в магазине, а внутри системы. 

Есть работа с ценообразованием и промо. Есть модель, которая учится на истории и предлагает оптимальную цену на конкретный товар в конкретный день в конкретном магазине. Это выверяется людьми, но результаты уже хорошие. 

Промо как таковое — это всегда минус к марже. Товар продается дешевле, и, с одной стороны, это привлекает внимание покупателя, а с другой — приносит убытки. Нужно найти баланс между тем, какой товар поставить в промо, и как он повлияет на стоимость корзины — это как раз задача для математических моделей.

Эти процессы не новые для ритейла. Вы сами разрабатываете или используете готовые решения?

– Да, есть большие Enterprise решения, которые отвечают потребностям рынка. Но одно коробочное решение не может полностью нас удовлетворить.

Например, если можно спрогнозировать спрос с точностью 50%, и этого компании достаточно, можно выбрать Enterprise-систему. Но представим, что максимальная точность системы — 65%, а дополнительные 2% принесут компании триллион долларов. Как получить эти 2%? 

Можно менять код и кастомизировать под себя, но в этом случае систему уже не будут поддерживать. Нужно делать реинжиниринг огромной Enterprise-системы — вероятность успеха достаточно низкая.

Андрей Молчанский, X5 Group для Rubbles AI Talks: «Множество операций можно отдавать технологиям — это будет дешевле, быстрее и точнее»
 
Расскажи ещё о каких-нибудь проектах, связанных с AI.

– Сейчас хороший эффект производят речевые технологии. Например, позвонив в службу поддержки «Пятёрочки» по поводу карты лояльности, клиент поговорит с дамой и не поймет, что с ним разговаривает искусственный интеллект. Мы не первые, кто это делает, но получается неплохо.

Разрабатывается и тестируется Computer Vision. На мой взгляд, это работа в будущее, так как создаются новые возможности. Сейчас в ритейле очень востребована категория fresh: фрукты, овощи, всё свежее. Персонал магазина не всегда может контролировать, что ничего не испортилось — а камера может мгновенно это увидеть, и, например, прислать директору магазина уведомление на телефон, что пора поменять товар. А для ритейла это важно. 
Множество операций можно отдавать технологиям — это будет дешевле, быстрее и точнее. При этом остается работа, которую должен продолжать выполнять человек, от этого никуда не деться.

У каждого человека есть некий набор товаров, по которым он определяет для себя дорогой магазин или дешевый, хороший или плохой — так называемые Key Value Indicators. Например, белый хлеб, творог и куриная грудка: человек идет за ними в магазин, видит, что они стоят на 5 рублей дешевле, чем у конкурента, и решает купить их здесь. Так же и с качеством фруктов и овощей: человек не пойдет смотреть яблоки, если видит, что бананы плохие.

Самый яркий кейс про подбор ассортимента из мировой истории — про памперсы и пиво. Хорошо продаются памперсы, которые стоят рядом с пивом. Чаще всего за ними приходят работающие отцы, которые считают, что заслужили бутылку пива, а жена просит заодно купить памперсы. 

Он приходит в магазин, а там всё в одном месте, не надо идти через весь магазин и толпу уставших людей. Здесь работает не продажа пива, не продажа памперсов, здесь работает продажа лайфстайла — человеку сэкономили время, о нем подумали. Для того чтобы такое реализовать, нужны данные. Откуда их можно получить? Из чеков. Сколько чеков нужно посмотреть, чтобы до этого додуматься? Много. Это заслуга математики, Data Science и специалистов, которые знают, какой задать вопрос системе, чтобы она правильно на него ответила. 

Перейдём к более общей теме: как ритейл переживает пандемию?

– В краткосрочной перспективе — хорошо, а в долгосрочной — время покажет. Когда в первый раз через это проходишь, не знаешь, как всё будет себя вести. Меняется модель потребления, и мы сами понемногу меняем её изнутри как потребители. 

У меня даже родители научились заказывать в интернете, хотя для них это стресс. Например, папе надо выбрать мясо: он должен пойти в магазин, подержать в руках и только после этого купит. Каково было его удивление, когда ему доставили мясо лучше, чем он бы выбрал сам. В доставке задается определенный стандарт: если магазин доставит что-то плохое, в нем просто не будут больше заказывать.
 
Всё это стимулировало большие изменения в мире с точки зрения цифры, онлайн-магазинов и инвестиций в их развитие. Цифровому бизнесу начали уделять больше внимания: если раньше ритейлеры конкурировали друг с другом ценой офлайн, то сейчас появилась конкуренция доставкой, потому что больше людей этим пользуется. Поэтому в X5 появились новая стратегия и технологии. 
Всё идет к коллаборации офлайн и онлайн ритейла, потому что невозможно нормально работать онлайн, не понимая поведения пользователей в офлайне.

Математика в бизнесе может многое подсказать. Например, у человека есть целый набор того, что он всегда покупает в одно и то же время. И система может предсказать, когда что-то закончится. Ozon пытается такое внедрить: мне однажды пришло сообщение, что у меня заканчивается шампунь. Я удивился, а выяснилось, что когда-то я покупал шампунь, и система посчитала, что за полгода я его израсходовал.

В ритейле сейчас развиваются маркетплейсы: Alibaba и тому подобное. Можно прийти, выставить свой товар, и его купят — а площадка получает процент. Казалось бы, это высшая ступень ритейла — но маркетплейсы внезапно начинают открывать офлайн-магазины, и для них это оказывается сложно. 

Всё идет к коллаборации офлайн и онлайн ритейла, потому что невозможно нормально работать онлайн, не понимая поведения пользователей в офлайне.

А можешь раскрыть мысль, почему так происходит?

– Все, кто занимается бизнесом, пытаются найти свою целевую аудиторию. Ритейл, особенно крупный, работает на всех и должен всех удовлетворить. При этом нужно найти баланс: не поднимая цену, сделать так, чтобы в магазине всё выглядело хорошо. А если отказаться от офлайна и перейти в digital, останется только определенная часть аудитории. Россия, например, не скоро перейдёт на 100% в digital. 

Я думаю, онлайн не займет 100% рынка или даже 90%. Место офлайна будет заметно, потому что люди начинают ценить естественность — например, покупают бумажные книги, чтобы чувствовать их в руках, чувствовать запах страниц и тому подобное. Человеку нужен не сам товар, а эмоция от него — это не получить онлайн.

Чтобы ходить в магазин за удовольствием и впечатлениями, нужно, чтобы место было хорошим, красивым, близким, но это редкость. Даже если на смену привычным нам моделям придут новые, они всё равно будут офлайновые.

Андрей Молчанский, X5 Group для Rubbles AI Talks: «Множество операций можно отдавать технологиям — это будет дешевле, быстрее и точнее»
 
Учитывая, что офлайн занимает существенную долю в ритейле, какова роль технологий в этом? 

– Покупателю важна цена в магазине. А ещё ему хочется, чтобы магазин был чистым, товар — свежим, а стоимость товаров при этом не повышалась. Множество операций можно отдавать технологиям — это будет дешевле, быстрее и точнее. При этом остается работа, которую должен продолжать выполнять человек, от этого никуда не деться. 

Например, три года назад магазины «Пятёрочки» были не такими, как сейчас. Раньше их обходили стороной, а сейчас во многих чисто, светло, лежат свежие фрукты. Можно купить дорогой алкоголь, хотя раньше он не продавался — некому было покупать. И всё это достигнуто за счет технологий. 

Пример из мирового опыта: человек хочет купить рыбу и понять, что это за рыба. С помощью технологий он может узнать весь цикл жизни: откуда она, где родилась и так далее. В Европе это хорошо развито, мы пока догоняем. Там можно подойти к товару, отсканировать штрих-код, и увидеть, например, на какой ферме выросла корова, её справки. Это пример видимых технологий.




Читайте также: Дмитрий Макеев, Rubbles: будущее ритейла за персонализацией




Невидимые технологии — это, например, видеоаналитика и компьютерное зрение. Раньше за подозрительным покупателем ходил охранник, а сейчас в большинстве наших магазинов клиент видит человека, который сидит за компьютером и спокойно смотрит в экран. При этом он продолжает следить, но у него на экране разными цветами подсвечивается модель поведения в зависимости от того, что делает человек.

В принципе, вся ситуация в магазине контролируется. Товар — с точки зрения свежести, выкладка. Раньше кто-то должен был бросать работу и делать обход магазина, а сейчас просто подается сигнал, что, например, молоко закончилось, пора поставить на полку ещё. В этом заключается помощь технологий человеку — а за счет технологий уменьшается себестоимость процесса.

   

* * *

Как строить большую IT-команду, заменят ли технологии людей и какова доля хайпа в шумихе вокруг Data Science — на эти и другие вопросы Андрей отвечает в полной версии интервью. 
Андрей Молчанский, X5 Group для Rubbles AI Talks: «Множество операций можно отдавать технологиям — это будет дешевле, быстрее и точнее»
Ее можно посмотреть на YouTube-канале Rubbles 
0
Реклама на New Retail. Медиакит