«Безопасность в ритейле - это не про мускулы, а про мозги»
время публикации: 10:00 11 июня 2020 года
Куда, как и зачем движется безопасность в современном ритейле и почему эта функция все глубже проникает в бизнес-процессы рассказывает Сергей Матвеев, директор по безопасности ЧТПЗ, а в недавнем прошлом - директор по безопасности сетей «Пятерочка» и «О'Кей».
* * *
Сергей Матвеев станет модератором онлайн-конференции «IMPERATOR-FORUM 2020. На из-ломе трендов. Безопасность в ритейле», которая пройдет 17 июня, а также выступит на конференции в сессии «Директор по безопасности. Новые вызовы» с экспертным докладом на тему «Стратегия функции безопасности как подход управления в новой реальности».
Сергей, сейчас непростые времена в ритейле и других бизнесах. Как только закончится история с пандемией, то розница, скорее всего, агрессивно начнет развиваться, стремительно снижать возможные издержки, в том числе потери, и работать по рискам и угрозам. Как безопасность на это будет реагировать и поддерживать бизнес?
Подстраиваться под реалии, под стратегию и задачи бизнеса как обычно. Сейчас идет эволюционное изменение этой функции не только в ритейле, но и в остальных сферах. Если раньше важным было физическое и техническое обеспечение безопасности, например, когда СБ выставляла охранника или решала проблемы заказчика на местах, то сейчас во главе угла становится аналитика, умение прогнозировать потери, отклонения, управлять рисками и предотвращать угрозы.
Безопасность бизнеса как явление появилось не так давно – всего 20 лет назад. И за это время нам пришлось нелегко – считалось, что сотрудникам СБ не нужно знать и понимать работу всей компании, и их не обязательно вовлекать в бизнес-процессы и развитие компании. Каждый бизнес строил свою службу безопасности так, как видел только он.
Но теперь безопасность бизнеса - тут я скорее имею в виду цивилизованных и крупных игроков рынка - все чаще становится значимой функцией, которая не только реагирует на уже свершившиеся проблемы в бизнесе, но и выполняет аналитическую и риск-ориентированную роль. Безопасность все глубже проникает в бизнес.
Какую же ответственность ритейл теперь передает блоку безопасности?
Про всех не могу говорить - часть компаний осталась еще в прошлом, когда охранник у дверей магазина являл собой показатель безопасности. Но крупные игроки, особенно те, кто вышел в онлайн-торговлю, внедряют безопасность во всю свою инфраструктуру.
Сейчас СБ - это не про мускулы, а про мозги. Появилось больше задач по аналитике бизнес-процессов, работы на предупреждение, действий по пониманию сути деятельности компании, выстраиванию стратегии безопасности в общей стратегии компании. СБ выходит из тени, становясь бизнес-партнером для собственников и управленцев бизнеса.
Каждый член команды службы безопасности обязан понимать, как и зачем работают бизнес-процессы в его компании - от производства до передачи товара покупателю. От этого зависит, как СБ будет выстраивать контроли, фиксировать отклонения, управлять рисками и потерями.
На этом фоне возникло много точек соприкосновения и принятия решений с бизнесом в функции безопасности. Например, вместе с HR-отделом СБ занимается проверкой персонала, вместе с операционным блоком - управлением потерями, с коммерсантами - проверкой контрагентов и управлением дебиторской задолженностью.
Чем больший эффект показывает безопасность своей активностью, тем больше возникает доверие со стороны внутренних заказчиков - собственников и менеджмента, и тем больше СБ вовлекается в деятельность и развитие бизнеса.
Так ли обязательно СБ вникать во все вопросы по построению бизнеса?
Конечно. Каждый член команды службы безопасности обязан понимать, как и зачем работают бизнес-процессы в его компании - от производства до передачи товара покупателю. От этого зависит, как СБ будет выстраивать контроли, фиксировать отклонения, управлять рисками и потерями. Ведь без знания сути и модели бизнеса невозможно заниматься его безопасностью.
Читайте также: Как обеспечить безопасность клиентов на онлайн-площадке без дополнительных запросов паролей
Это очень большой объем знаний и вовлеченности. Какие тогда основные компетенции должны быть у сотрудников безопасности розничных компаний?
Тут нужно сначала разделить на блоки, и уже по их задачам определять компетенции. Хотя даже при этом нет четких разграничений, всегда наблюдается некий микс из компетенций.
Для блока экономической безопасности важнее всего быть аналитиком, понимать психологию поведения человека, легко коммуницировать, обладать любопытством.
Для информационной безопасности - аналитика, знание информационных систем и способов их защиты, соответственно. Для блока технической и физической безопасности - дисциплина и исполнительность. В этом блоке не до творчества - установка системы видеонаблюдения или организация постов охраны требуют исполнения четких инструкций и стандартов.
Раз уж заговорили про онлайн и офлайн - здесь какие различия сейчас существуют в плане безопасности?
Честно говоря, если по отраслям сравнивать построение СБ в компаниях, то практически везде инструментарий одинаков. Можно из ритейла перейти в металлургию или банковскую сферу и не потерять в опыте - технологии и суть одни и те же, есть просто отраслевые нюансы.
А вот с онлайном и офлайном больше различий. У классической розницы есть магазины, склады, производственные площадки. Все это требует внедрения технической и физической безопасности.
У онлайна немного иначе - там вся безопасность в «проводах». Основная функция СБ в онлайне - защита информационного периметра, данных, транзакций.
Опираясь на всплеск онлайн-активности в ритейле, можно сказать, что цифровизация биз-неса сейчас становится трендовой историей и для безопасности?
Да, сегодняшняя пандемия подстегнула бизнес к ускоренной цифровизации, а нам - руководителям по безопасности - важно быть в тренде развития компании, стратегии развития бизнеса и даже где-то опережать ее.
Безопасность в компаниях - это творческий процесс, в котором люди являются ключевой единицей.
Служба безопасности должна быстрее остальных подразделений понимать, что и как можно автоматизировать в своей работе, предотвращать утечку информации и внешние проникновения в информационную сеть компании, становиться менее затратной и более эффективной.
Кроме того, так как после снятия карантина многие останутся на «удаленке», активности без-опасности в части защиты информационного периметра компании становятся наиболее актуальными.
Где возможно, там безопасность уходит в «цифру». Однако отмечу, что бо́льшая часть работы будет выполняться все также руками - невозможно быстро автоматизировать работу большого количества сотрудников СБ, например, в крупных торговых сетях. Плюс безопасность в компаниях - это творческий процесс, в котором люди являются ключевой единицей.
Отчего бы не передать часть функций на аутсорсинг?
Некоторые функции не передать даже при большом желании. Как ты это сделаешь с информационной и экономической безопасностью? Да никак и ни за что, это все-таки очень чувствительные блоки, они требуют более пристального внимания и «уважения» к ним.
Но при этом в ритейле почти все пользуются услугами ЧОПов, а также компаний, которые занимаются проверкой данных сотрудников и контрагентов. Еще на аутсорсинг можно передавать работу с потерями, анализом, выявлением отклонений - это большой пласт механической повторяющейся работы, который не обязательно делать силами самой компании. Можно разработать методики и стандарты, дать технологии и нанять профессионалов для таких активностей. Но повторюсь, всегда необходимо считать как экономическую целесообразность, так и включать здравый смысл в этом вопросе.
* * *
Напоминаем о том, что 17 июня 2020 года пройдет онлайн-конференция «IMPERATOR-FORUM 2020. На изломе трендов. Безопасность в ритейле», организованная группой компаний «Император», РБК Конференции и независимым экспертом по инновациям в ритейле Борисом Агатовым.На мероприятии лидеры рынка и специалисты в сфере безопасности обсудят актуальные проблемы отрасли и поделятся опытом преодоления последствий пандемии.
Сергей Матвеев станет модератором конференции, а также выступит в сессии «Директор по безопасности. Новые вызовы» с экспертным докладом на тему «Стратегия функции безопасности как подход управления в новой реальности».
0
Последние новости
Самое популярное
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...
- Как правильно работать с отзывами на маркетплейсах