0/5

Борис Попов, «Здравсити»: «В такой курьерской доставке лекарств не заинтересованы ни клиенты, ни бизнес»

Борис Попов, «Здравсити»: «В такой курьерской доставке лекарств не заинтересованы ни клиенты, ни бизнес»
время публикации: 10:00  23 ноября 2023 года
Курьерская доставка лекарств, которую так долго ждали и, наконец, разрешили в период пандемии, так и не нашла массового применения. Хотя, казалось бы, что может быть удобнее, например, для пожилых, которым трудно передвигаться, людям, находящимся дома на больничном, живущим в отдалении от аптек. Что сдерживает развитие онлайн-продаж и доставки лекарств?
Еще пару лет назад аналитические агентства, как, впрочем, и бизнес, рассматривали этот сервис как один из драйверов роста онлайн-фармы. Прогноз не оправдался – доля курьерской доставки медикаментов в ближайшие несколько лет не превысит 5% от общего объема продаж в e-com-канале, считает генеральный директор ООО «Здравсити» Борис Попов.

Каковы предпосылки к такому пессимистичному прогнозу?

– Невозможность доставки в рамках единого заказа всех категорий аптечных товаров по-прежнему сдерживает рост онлайн-канала. Если в Корзине оказывается рецептурный препарат, то у пользователя нет возможности выбрать доставку на дом в рамках привычного пользовательского пути.

Зачастую пациенты даже не в курсе, что значимая часть лекарств, которые они принимают, включены в категорию рецептурные, поэтому сложно донести информацию о причинах невозможности выбора доставки, особенно если ранее в аптеках рецептурные лекарства  отпускались без предъявления врачебного назначения. 

На «Здравсити» 40% от общего объема продаж составляют рецептурные препараты, они присутствуют в каждом втором заказе. Это означает, что не менее половины наших пользователей не может воспользоваться доставкой на дом в настоящее время.

Борис Попов, «Здравсити»: «В такой курьерской доставке лекарств не заинтересованы ни клиенты, ни бизнес»
 
Однако у второй половины возможность, выходит, есть. Но и она не спешит заказывать курьера…

– Нюансы в деталях, связанных в большей степени с потребительскими паттернами поведения. Когда в вашем районе, а то и доме, располагаются несколько аптек, в которых можно забрать заказ по пути домой, необходимость в курьере отпадает. В услуге, по большому счету, сегодня не заинтересован ни клиент, ни бизнес. Для последнего – это дорогостоящий сервис, который становится малоэффективным, особенно в условиях, если интернет-ритейлер развивает сеть партнерских офлайн-аптек. 
Объем продаж с возможностью получения заказов курьерскими отправлениями, в том числе экспресс-доставкой, за 10 месяцев 2023 г. снизился на треть. Однако отказываться от этой логистической схемы в пользу только самовывоза мы не планируем.

Мы это наглядно видим на примере некоторых игроков онлайн-фармы, которые вовсе отказались от модели курьерской доставки. Однако «Здравсити» идет по пути омниканальности и предоставления более широкого спектра услуг нашим пользователям. Мы активно сотрудничаем с аптеками – партнерами, сейчас их уже более 28 тысяч в 83 регионах страны. Вопрос доступности лекарств для наших клиентов мы решаем прежде всего за счет синергии с традиционной розницей.

Какая доля заказов «Здравсити» доставляется курьерами?

– По итогам последних четырех недель она не превышает 2%. В целом за последний год мы наблюдали негативный тренд. Объем продаж с возможностью получения заказов курьерскими отправлениями, в том числе экспресс-доставкой, за 10 месяцев 2023 г. снизился на треть. Однако отказываться от этой логистической схемы в пользу только самовывоза мы не планируем. 

Доставка стала обязательной составляющей в наборе сервисов любого современного и технологичного онлайн-ритейлера. Эту услугу мы, наоборот, совершенствуем, ищем удобные нашим клиентам форматы. Партнерами «Здравсити» являются сервисы компании Яндекс, Почты России. Но основную долю заказов обеспечивает собственная курьерская служба. В ближайшее время планируем подписание договоров с рядом крупных интернет-сервисов по доставке нашего ассортимента «до двери».

Борис Попов, «Здравсити»: «В такой курьерской доставке лекарств не заинтересованы ни клиенты, ни бизнес»
 
Вы упомянули, что курьерская доставка – дорогостоящий сервис. Во сколько он обходится бизнесу?

– Могу сказать применительно к «Здравсити». Доставка силами собственной курьерской службы обходится примерно в 200-250 рублей за отправление. Что касается партнерских сервисов, то цена может сильно варьироваться. Например, нередки случаи, когда стоимость экспресс-доставки кратно дороже вышеназванной. Тем не менее мы идем на эти издержки, чтобы обеспечить высокие стандарты сервиса и дать покупателю возможность получить лекарства как можно быстрее. 

Мы понимаем, что пользователи привыкают к бесплатной доставке, но важно учитывать особенности фармацевтического рынка, где на значительную часть лекарств установлены предельные отпускные цены. Отмечу, что ценовая политика «Здравсити» - предоставить покупателю максимально выгодную стоимость, мы делаем минимальную наценку, что не всегда позволяет нам включить услугу по доставке в стоимость товара. Поэтому у нас установлен «порог» минимальной суммы заказа для бесплатной доставки – при заказе от 1500 руб. за доставку пользователь не платит. Отправление с чеком меньше указанной суммы стоит от 200 рублей в зависимости от срочности и удаленности.

Борис Попов, «Здравсити»: «В такой курьерской доставке лекарств не заинтересованы ни клиенты, ни бизнес»

Аналитики предрекали, что онлайн-фарму и сервис курьерской доставки может раскачать эксперимент по дистанционной торговле рецептурными препаратами. Пока не сложилось. Вы верите, что рано или поздно мы придем к электронным рецептам и повсеместной доставке лекарств на дом?

– Действительно, на электронный рецепт возлагались большие надежды, и, скажу откровенно, мы их не теряем. «Здравсити» первым в Москве получил разрешение Росздравнадзора на дистанционную торговлю лекарствами по электронным рецептам. Однако пока заказов очень мало – в среднем порядка 100 в месяц. При этом мы видим, что государственные органы, курирующие данный вопрос, всерьез заинтересованы в развитии этого социально-важного проекта, прикладывают для этого много усилий, находятся в постоянном диалоге с участниками рынка. 
В ближайшие несколько лет нет предпосылок к тому, что услуга курьерской доставки лекарственных препаратов станет общедоступным сервисом.

Уверен, мы придем к доставке рецептурных препаратов на дом – это естественный неизбежный процесс, движимый развивающимися технологиями. Процесс выписки рецептов врачами полностью перейдет в электронную форму, контроль за реализацией RX-препаратов в аптеках будет поставлен под цифровой контроль, процесс валидации рецептов будет осуществляться в единой системе, пациенты смогут заказывать доставку лекарств, в том числе рецептурных, на дом в мобильном приложении в несколько кликов…




Читайте также: Как автоматизировать доставку в интернет-аптеке: кейс Veeroute и «ЕАптека»




Это картина идеального мира, к которой нужно стремиться. Пока же в ближайшие несколько лет нет предпосылок к тому, что услуга курьерской доставки лекарственных препаратов станет общедоступным сервисом.

Благодарим пресс-службу «Здравсити» за содействие в создании интервью. 

Эксклюзивно для NEW RETAIL.


0
Реклама на New Retail. Медиакит