0/5

Григорий Козлов, эксперт по торговому освещению испанской компании Simon

Григорий Козлов, эксперт по торговому освещению испанской компании Simon
время публикации: 16:35  30 апреля 2014 года
Теги: интервью
Эксперт по торговому освещению испанской компании Simon - производителя светодиодного оборудования для розничной торговли, поделился с читателями New Retail секретами своей профессии.
Какие существуют виды торгового освещения?

Бывает общее и контрастное освещение. Световые установки для общего освещения, как правило, делают из люминесцентных ламп, и используют в крупных магазинах, таких как «Спортмастер» или «Ашан». Такое освещение позволяет хорошо высветить весь торговый зал без теней по всему периметру, но при этом лишает владельца магазина возможности сфокусировать внимание покупателя на каком-то отдельном товаре. Контрастное освещение, напротив, позволяет сфокусировать луч прожектора на манекене, выкладке или на другом отдельном участке, при этом придать настроение через создание своей собственной, уникальной концепции освещения.

Какую роль играет освещение в привлечении покупателей?

Около 80-90% информации о товаре, которую получает посетитель в магазине, приходит к нему через зрение. Поэтому если владелец магазина сможет грамотно выстроить освещение, так, чтобы оно подходило под концепцию и задачи магазина, то такой магазин скорее всего будет значительно отличаться от своих конкурентов не только внешне, но и по выручке. К сожалению, при открытии в свет готовы инвестировать далеко не все. Как правило, крупные сети, у которых открывается не один магазин в год, относятся к свету как ко вторичному фактору.

Как бороться с выгоранием одежды в выкладке и на витрине?

С помощью светодиодного освещения. Светодиод не несет в своем спектре инфракрасного и ультрафиолетового излучения, поэтому под светодиодным освещением одежда может находиться сколь угодно долго без всякого вреда для нее. Одно но: светодиодные лампы значительно дороже люминесцентных. К примеру, в Москве светильник для контрастного освещения, в котором применяются металлогалогеновые источники света, стоит около 100 евро, а светодиодный – 500-600 евро. В среднем, на магазин площадью 300 квадратных метров нужно около 100 таких светильников. И это только торговая площадь, а ведь есть еще примерочные, складские, офисные помещения. Представляете, какие это инвестиции? Но при этом через несколько лет они окупятся за счет экономии электроэнергии – во-первых, для освещения, во-вторых, для вентиляции, поскольку светодиодный свет не выделяет столько тепла, сколько люминесцентный или газоразрядный, а также за счет экономии на покупке ламп и стоимости их замены.

SIMON_SCENA_touchpanel.png

Какое освещение лучше подойдет для большого и какое - для маленького магазина?

Выбор освещения зависит не столько от размера, сколько от концепции магазина. Конечно, в крупных магазинах, площадью более 1000 квадратных метров, где всё заставлено товарами («Ашан»), освещение должно быть равномерным и ярким. Такова общая тенденция.

Это правильно?

Я бы все-таки рекомендовал владельцам таких магазинов пытаться создать смешанную систему освещения, потому что светильники контрастного света позволяют сфокусировать внимание покупателя на отдельном товаре, будь то сезонная распродажа, новое поступление или какой-то хит продаж. Недавно мне попался проект для крупного мебельного магазина, где большая часть помещения была освещена как раз светильниками контрастного света, что для мебели не совсем обычно. 

Расскажите о новых тенденциях в применении освещения.

Если говорить о внутреннем рынке Российской Федерации (в Европе это уже не ново), то их две: рост использования светодиодного освещения и внедрение автоматических систем управления освещением. Что касается светодиодов, есть даже примеры сетевых розничных операторов, которые ввели светодиодное освещение в постоянную концепцию. Их немного, но есть. Пока это, в основном, бутики. Вторая тенденция – автоматизация системы управления освещением.

Имеется в виду что-то вроде «умного дома»?

Нет, не совсем. «Умный дом» нужен, чтобы полностью автоматизировать процесс энергообеспечения квартиры или частного дома. Он включает в себя управление не только светом, но и кондиционированием, умными устройствами, телевидением, шторами и всем остальным. Из всех этих функций человек часто использует процентов 20 и думает при этом, что зря выбросил деньги на ветер. Но есть специальные системы, которые служат непосредственно для управления освещением в магазине. Они управляют только светом, но делают это с большим набором возможностей и стоят гораздо дешевле «умного дома».

SIMON_SCENA_mainpanel.png

SIMON_SCENA_module.png

Сколько стоит такая система?

Средняя стоимость системы управления освещением для магазина 300 квадратным метров – около 150 тысяч рублей. Цена напрямую зависит от набора светильников, которые уже есть в магазине или предусмотрены в проекте.

Зачем владельцу магазина переходить на эту систему, когда он может использовать обычное освещение без дополнительных затрат?

В первую очередь необходимо помнить об энергетической эффективности. Если светодиодный свет экономит в несколько раз больше электроэнергии, чем свет на стандартных источниках света, то применение такой системы вкупе со светодиодами повышает экономию еще примерно на 25%. Экономия происходит не только за счет технологических преимуществ, но и за счет минимизации влияния человеческого фактора на рабочий процесс всей осветительной установки.

Представим себе крупный магазин, площадью больше 1000 метров. Каждый день в 8 утра приходит уборщица, снимает магазин с охраны, зажигает свет и целый час магазин работает на полную мощность, тогда как покупателей в нем нет. И уборщице, как правило, очень сложно объяснить, что нужно включать именно и только этот выключатель – они все одинаковые для нее.

Система управления освещением как раз позволяет владельцу предусмотреть всевозможные сценарии того, как будет работать этот свет.

Для сотрудников торгового зала, например, можно повесить на стену кнопочную панель, где для каждой кнопки программируется свой сценарий. Уборщица нажимает на кнопку №1 и загорается только свет, достаточный для уборки. Далее, в 9 утра, по таймеру или по датчику движения включается свет уже на всей торговой площади. И такая система может контролировать все светильники магазина: в торговом зале, на складе, в офисе, в примерочных кабинах. Зачем на складе постоянно работающий свет? Ставим датчик движения, человек заходит на склад – свет включается, человек ушел – свет погас. Такие же датчики можно установить и в примерочных. Можно сделать так, что вообще ничего не придется нажимать – всё будет работать по датчикам, календарному плану или по таймеру, когда по команде будет запускаться тот или иной сценарий.

Второе и немаловажное преимущество - при условии правильного использования эта система поможет магазину выделиться среди других. Для обувного магазина можно, например, сделать динамическое выделение различных пар обуви в витрине с помощью включения и выключения светильников. А можно поставить в витрине датчик движения, чтобы такой сценарий включался только в момент приближения покупателей к витрине. Если установить светильники с RGB-спектром (способные менять цвета) и задать сценарий, в определенные моменты витрина будет светиться разными цветами.

При помощи светодиодных светильников можно выполнять абсолютно любые сценарии, что довольно проблематично сделать с обычными светильниками. . Однако и в этом случае такие системы управления освещением способны помогать – ведь никто не отменял необходимость своевременного включения и выключения таких светильников.

Где гарантия того, что кто-нибудь случайно или намеренно не залезет в консоль управления и не собьет всю систему?

Система позволяет ограничить доступ каждого сотрудника к ее функционалу. В соответствии с введенным паролем сотрудник получает к ней либо полный доступ, либо ограниченный. Для каждого сотрудника в ней можно создать свой собственный профиль, защищенный паролем.

Магазину малого формата есть смысл ставить такую систему?

Я бывал в магазинах, которые по размерам были не больше переговорной комнаты, но при этом там был камин, стоял кожаный диван, посетителю приносили кофе, раскуривали сигару и ждали его решения по поводу покупки дорогих часов. Поэтому площадь магазина здесь не самое главное, всё зависит от идеи, от того, какое настроение владелец магазина хочет передать посетителю, на чем сфокусировать его внимание. Тут важно помнить, что свет – это, пожалуй, самый главный инструмент, позволяющий либо создать то самое, нужное вам и правильное впечатление, либо испортить его, а значит и репутацию торгового предприятия, что поправимо, но уже с трудом.

Самые частые ошибки при использовании торгового освещения в магазинах?

Первая ошибка – это использование недорогого света неизвестных производителей, который по функционалу приближается к массовому сегменту светильников, применяемому в розничной торговле, но стоит дешевле. Такие светильники по факту становятся дороже в использовании, потому что они обладают рядом конструктивных недостатков, таких как непрочность конструкции, невысокие свойства отражающих материалов и комплектующих, из-за чего они чаще и быстрее могут выходить из строя. Потом начинаются проблемы с эксплуатацией такой системы. Бывает, что в проекте планируются дорогие светильники, а после покупки этого проекта владелец магазина приходит к продавцу, который предлагает ему гораздо более дешевый аналог более низкого качества, о чем владелец скорее всего не знает.

Еще одна ошибка - неправильное использование контрастных светильников. Эти светильники нужны, чтобы нацелить освещение на конкретный участок, т.е. сфокусировать на нем внимание покупателя.

Частая ошибка магазинов – они не нацеливают свет. В моей практике был случай, когда мы сделали проект, установили оборудование, в итоге, звонит владелец и говорит, что в магазине темно. Мы приезжаем на место, и оказывается, что светильники направлены не на выкладку, а на черные обои. В итоге, свет не отражается от черного цвета и выкладки не видно. Мы просто направили свет на выкладку, и магазин ожил. Другие не перенацеливают светильники после перемещения товара. Правило простое: передвинул выкладку – передвинь светильник. 80% людей после установки контрастных светильников больше их не трогают. Товары перемещаются постоянно – на светильники не обращают никакого внимания.

И наконец, еще одна распространенная ошибка, когда вешают 3 больших светильника над 20 примерочными кабинами. При этом более или менее засвечивается 5 примерочных, а в остальных темно. Думаю, в интересах самих ритейлеров более тщательно относиться к выбору световой концепции для своего магазина, ведь это именно то, что создает настроение и управляет чувствами существующих или будущих клиентов.

Материал подготовила Кира Константинова
0
Реклама на New Retail. Медиакит