До прихода в сегмент торговли бельем и открытия магазинов по франшизе СТИЛЬПАРКА Надир Алиев занимался совсем другим ассортиментом. И принятие решения начать торговлю новой категорией товаров далось ему нелегко. Однако в итоге открыты уже три магазина, скоро заработает четвертый.
***
Надир, из какого сегмента вы пришли в торговлю бельем? Чем вы до этого занимались? Ведь, насколько я знаю, это новый для вас ассортимент…
Да, белье для меня – совершенно новая категория. И раньше, мягко говоря, я с ней не сталкивался. Долгие годы я занимался продажей обуви.
Торговля шла успешно?
С переменным успехом. Вы ведь понимаете, что торговля – это область, в которой не может быть всегда и всё гладко. Можно десятилетиями быть достаточно стабильным и успешным, а потом в один день эту стабильность утратить.
Так было и у меня. На протяжении нескольких лет я достаточно уверенно занимался обувью, пока не случилось 17 августа 1998 года, и доллар вдруг стал стоить 18 рублей. Это было серьезным ударом, так как мы должны были поставщикам в долларах. Несколько дней мы провели в ожиданиях, и, когда я понял, что ниже 20 рублей курс доллара не опустится, буквально, собрал все, что было в коробочку, купил американскую валюту, расплатился со всеми и улетел на родину, в Азербайджан.
Навсегда?
Да, я был уверен в том, что в Москву не вернусь, и был настроен возрождать бизнес в родном городе. Правда, хватило меня ненадолго, – уже через три месяца я вернулся в Москву.
Не хватало московских ритмов, объемов?
Вы знаете, так складывалось, что я и не видел особо ритмов и объемов Москвы. Ведь я работал на рынке в Лужниках. Те, кто помнит, что это такое, понимает, – торговля на рынке 90-х годов плохо сочеталась с прогулками по столице, кино и музеями. Закупки, продажи, снова закупки, – и так по кругу. И все равно я понимал, что именно в Москве можно и нужно заниматься бизнесом, и именно здесь есть возможности для развития.
Первой реакцией было желание отказаться, но как бизнесмен я понимал, что это достаточно сильный бренд, у которого за 12 лет присутствия в торговом центре сложилась аудитория, и сразу отказаться все же неправильно.
И как только я принял решение остаться, развитие не заставило себя ждать. В 1999 году я открыл первый магазин возле метро Автозаводская. Это был небольшой магазинчик в стенах обувного торгового центра, но все же для бизнеса это был переход на новый уровень. После шумного во многом неорганизованного рынка – магазин! Это как в космос полететь. Пришлось быстро многому учиться, и, наверное, именно с этого момента и можно считать, что в моей жизни начался настоящий торговый бизнес.
Мысли о франшизе не посещали?
Нет.… У меня и в мыслях не было, что я могу открыть магазин по франшизе. Дело в том, что я всегда был сам по себе, ни от кого не зависел. И я не допускал возможности того, что кто-то будет диктовать мне условия того, как торговать, какие коллекции и как подбирать. Контроль посторонней компании был для меня делом совершенно невозможным. Даже с компаньонами я всегда был на равных, и не допускал, чтобы кто-то указывал мне, как нужно действовать. И если я допускал какие-то просчеты, это были мои просчеты и больше ничьи.
И все же 5 февраля 2018 года вы открыли первый магазин по франшизе СТИЛЬПАРК? Как это произошло?
Совершенно случайно. Да-да, иначе как «случайностью» это назвать нельзя.
Дело в том, что с 1999 года у меня несколько магазинов в торговом центре «Семеновский Пассаж». Обувь, сумки, аксессуары, обувная косметика, – одним словом, мой любимый ассортимент. У нас хорошие уважительные отношения с учредителем ТРЦ, который и сказал мне о том, что магазин СТИЛЬПАРК, расположенный на втором этаже съезжает. При этом компания «Единая Европа-Элит», развивающая сеть франчайзинговых магазинов, готова не закрывать салон, а отдать его в управление опытному ритейлеру.
Мне предложили забрать магазин и продолжить работу по франшизе СТИЛЬПАРК.
И вы сразу согласились?
Нет, конечно. Первой реакцией было желание отказаться, вы ведь помните, что я совершенно не приемлю зависимости в бизнесе? Но я решил не рубить с плеча, а попросил дать мне 2-3 недели на «подумать». Все же, как бизнесмен я понимал, что это достаточно сильный бренд, у которого за 12 лет присутствия в торговом центре сложилась аудитория, и сразу отказаться все же не правильно.
И что вы делали в течение этих трех недель?
Стыдно признаться, но первую неделю я мучился бессонницей. «Брать или не брать?» – размышления были очень сложными, и при этом отделаться от ощущения, что дело стоящее, я не мог.
Но к этому ощущению примешивались и опасения, что я не смогу себя перебороть и работать уже не самостоятельно, а под руководством «Большого брата». И я понимал, что если я все же решусь войти в эту историю, мне придется во многом себя перекроить: научиться слушать чужие рекомендации, научиться соглашаться с чужим мнением, отличным от моего, научиться сверять свои шаги с головной компанией.
Даже удивительно, что страха прогореть, потерять вложения не было. Я уже столько кризисов пережил, что такие вещи меня не пугают. Как-то выплывал всегда.
Неужели кроме страха потерять бизнес-независимость больше ничто не вызывало в вас внутреннего беспокойства?
Наверное, некоторое беспокойство было связано с новым ассортиментом. Я с бельем в бизнесе никогда не сталкивался и совершенно в нем ничего не понимаю. Ради интереса в период первых раздумий зашел на сайт СТИЛЬПАРКА и удивился, – сколько там всего, названия у моделей замысловатые. Все эти размеры, цвета, фасоны, материалы, – ужас!
Параллельно с борьбой с внутренними противоречиями вы предпринимали еще какие-то шаги для понимания того, надо вам начинать такой формат бизнеса или нет?
Да, две недели я провел в магазине. Общался с продавцами, подсчитывал число покупателей, среднее количество покупок. Девчонкам в магазине я даже успел немного поднадоесть, но сами понимаете – дело серьезное и надо как следует все выяснить.
Компания полностью помогла сформировать заказ, бесплатно доставили, даже дали рекомендации по грамотной выкладке по залу.
Несмотря на то, что дело было в конце декабря и предпраздничный трафик надо было корректировать, я понял, что у магазина есть постоянная аудитория, ассортимент пользуется спросом, трафик достаточно стабильный, магазину 12 лет, как говорится, место наработанное, и бренд СТИЛЬПАРК достаточно известен. Я даже задал вопрос покупательнице, и она ответила, что уже 10 лет сюда ходит! То есть с точки зрения бизнеса данные, которые я лично выяснил, меня даже заинтересовали. Есть, с чем работать.
Постепенно начал и договариваться со своими внутренними возражениями. Но все равно взял еще две недели на финальные раздумья и чтобы посмотреть, что будет с покупателями в магазине, когда новогодний ажиотаж спадет. Конечно, активность была не та, что все равно – пустым магазин не оставался ни на минуту.
В итоге 14 января я дал согласие на открытие, а вернее продолжение работы магазина СТИЛЬПАРК по франшизе. 5 февраля мы уже открыли салон.
Как вели себя франчайзеры и в период ваших раздумий, и когда магазин открывали?
Открывали мы магазин все вместе. 4 сотрудника с нашей стороны и 6 человек от «Единой Европы-Элит». Было ощущение, что они волнуются больше, чем мы.
Но открытие – это, так сказать, вершина айсберга. Надо было товар закупить, а я, как уже было сказано, в особенностях бельевого ассортимента разбирался очень слабо. Магазин большой – 600 квадратных метров, и, как понимаете, закупка предстояла объемная.
Вот тут, конечно, я понял первое преимущество работы по франшизе. Компания полностью помогла сформировать заказ, бесплатно доставили, даже дали рекомендации по грамотной выкладке по залу. Кстати, на стадии обсуждения особенностей взаимодействия мне сказали, что я имею право 20% ассортимента формировать по своему усмотрению.
В чем еще заключалась помощь? На первом этапе работы, наверное, было больше вопросов, чем ответов…
Да, вопросов было много. Где заказать ценники? Кто сможет переустановить систему счетчиков посетителей магазина? Коллеги дали нам все контакты. IT поддержка, опять же, у нас централизованная, и это очень удобно. И в целом меня удивил подход франчайзера, – я привык к тому, что в крупных компаниях время работы ограничено, и так запросто с любым вопросом не обратишься. Здесь же я могу в любое время озвучить проблему, связаться с Еленой Поповой (порой это какая-то мелочь, с которой мне раньше сталкиваться не приходилось), и я всегда получаю ответы. Я и сам такой, – на связи 24 часа в сутки, но от партнеров не ожидал. На этапе запуска такая связь была очень важной и ценной.
Это был первый магазин. И, судя по активности открытий, вы вошли во вкус…
Можно и так сказать. В августе мы открыли сразу два магазина – в ТЦ «Принц Плаза» на Теплом стане и в «Красном Ките» в Мытищах. В начале ноября открываем четвертый салон СТИЛЬПАРК.
То есть вы уже опытный, можно сказать, авторитетный франчайзи.… И с высоты открытых магазинов скажите, в чем преимущество франшизы перед собственным бизнесом?
Конечно, преимущества есть, и для бизнеса, для торговли многие из них, прямо скажем, принципиальные. Во-первых, не болит голова о товаре. Особенно в моем случае, с моим незнанием на первых порах бельевого ассортимента, это я ставлю на первое место. Франчайзер не только формирует коллекции, и делает это отлично, но и, глядя на продажи, делают для нас подсортировку. То есть это мы можем не уследить, что в какой-то модели у нас ходового размера осталось три позиции. Нам об этом напомнят и закажут еще, представьте!
Мы заключили с компанией «Единая Европа-Элит» договор коммерческой концессии, в котором прописан 1% роялти. Всё, больше никаких дополнительных взносов мы не платим.
Потом еще один интересный момент. Скажем, нужно мне какой-то модели буквально две позиции размера L. Если это самостоятельный магазин, то такой небольшой заказ превращается в головную боль. И вероятнее всего, никто две штуки мне не продаст, – скажут «бери оптом». В СТИЛЬПАРКЕ свободный склад, и не надо выкупать сразу весь размерный ряд, а можно подсортировать только те размеры, которые «выбились».
Согласитесь, удобно?
Второе преимущество, которое для кого-то может быть и главным – готовый сильный бренд. Компания вкладывается в рекламу, в промо, а я этим всем пользуюсь.
И, конечно, ассортимент. Как я уже сказал, тщательно отобранный, качественный, который, при этом, лишен откровенной сезонности и острой, как бы сказать, fashion-зависимости. С обувью я сезоны должен отслеживать четко. Смешно в ноябре босоножками торговать, верно? А здесь нет. Белье и белье. Покупатели выбирают по цвету, по фасону, по размеру. Сезон никого не волнует.
Зимой, конечно, выше спрос на пижамы и домашнюю одежду, но не более того.
В ассортименте есть и домашняя одежда?
Да, есть. Кстати, пользуется популярностью.
В отношении ассортимента еще важно сказать о колготках. Начав развивать бельевой магазин, я стал заглядывать и в салоны других брендов. И нигде не видел такого ассортимента колготок. А ведь многие клиентки заходят именно за ними, зная, что в СТИЛЬПАРКЕ всегда много этого ассортимента. Ну, и вслед за колготками делают другие покупки. Так что отличная категория, отчасти трафик нам генерит. И около 10% кассы – это у нас колготки. Сейчас, как раз начался сезон, думаю, что доля будет еще выше.
Мы уже достаточно давно разговариваем, и читатели уже ждут, когда я спрошу вас о главном ужасе всех франчайзи – об объеме паушального взноса…
Нет никакого паушального взноса.
Значит, маркетинговые сборы высокие?
И маркетинговых сборов нет…
А что же есть?
Роялти в размере 1% с продаж. Больше ничего. Мы заключили с компанией «Единая Европа-Элит» договор коммерческой концессии, в котором прописан 1% роялти. Всё, больше никаких дополнительных взносов мы не платим.
Как всё идеально получается. Есть ли недостатки в торговле по франшизе?
Бизнес, торговля – это дело непростое, и не «фунт изюма» как говорится. И сложности связаны не с моделью, а с тем, насколько правильные шаги предпринимаешь, насколько четко чувствуешь ситуацию. В самой модели франшизы я лично недостатков не вижу.
Я понял, что страхи эти были несколько надуманными. Все равно думать приходится самому, решения принимать самому, с персоналом общаться и вопросы решать самому, и даже проблемы формулировать, когда что-то непонятно, тоже самому. Так что самостоятельности хоть отбавляй. Роботом и слепым исполнителем чьей-то чужой воли ты не становишься. Если бы все просто делали, что им говорят, то все магазины были бы где-то примерно одинаковы по успешности. Однако один магазин приносит прибыль, а другой закрывается через год, бывает и так.
Скажу так, в бизнесе по франшизе есть элемент зависимости, но зависимость эта удобная и конструктивная.
Нельзя покрасить стены в магазине, скажем, в зеленый цвет, потому что есть определенные цвета бренда, или повесить свой логотип, или завести свои бонусные карты, или продавцов одеть в другую униформу. Но если я изначально согласился работать под этим брендом, то мне и не нужно что-то кардинально менять, верно?
Головная компания решает глобальные вопросы, однако «операционка» вся зависит всецело от франчайзи. И скажу сразу – работать и думать приходится много.
Не скучаете по той прежней полной самостоятельности?
Нет. У меня по-прежнему есть обувной бизнес, где я всегда и всё полностью решаю сам.
Но и в СТИЛЬПАРКЕ не скучаю. Когда партнеры комфортные и адекватные, то и скучать повода нет…
Подробности открытия магазина по франшизе СТИЛЬПАРК смотрите здесь.