0/5
От первой до последней мили: как автоматизировать доставку в городе

От первой до последней мили: как автоматизировать доставку в городе

От первой до последней мили: как автоматизировать доставку в городе
время публикации: 10:00  20 октября 2021 года
Несмотря на активный рост рынка E-Commerce и вызванный им рост транспортных услуг, задачи логистов мало поменялись с тех пор, когда они выстраивали маршруты вручную. Основных задач по-прежнему две: доставить груз вовремя и снизить затраты.
Как достичь баланса между «быстро» и «дешево»? Какие технологии следует использовать, чтобы поднять планирование логистики на новый уровень? 

Об этом рассказывает Александр Тихонов, руководитель направлений транспорта и логистики BIA-Technologies.


От первой до последней мили: как автоматизировать доставку в городеКомпания BIA Technologies – эксперт в области построения цифровых экосистем, объединяющих внутренние и внешние бизнес процессы. Одна из ключевых компетенций компании — система автоматизации логистики.






На сегодняшний день задачи логистов усложняются большим числом условий, которые приходится учитывать при планировании: режим труда и отдыха водителей, соблюдение графика отгрузки, своевременная подача транспорта на погрузочные работы, сокращение простоя ТС или пассивных часов в рейсе, соблюдение температурного режима и многое другое. 

Появляются и совершенно новые задачи, например, балансировать между собой разные типы ресурсов. Если раньше офлайн-ритейлер решал задачу доставки просто отправляя товары со склада большим транспортом до торговых точек, то с выходом в онлайн он вынужден доставлять заказы до клиента мелкотоннажным транспортом или с помощью пеших курьеров. А это совсем другие задачи и процессы, со своими ограничениями и требованиями.

Доставку 10 заказов в день можно спланировать вручную. Небольшой ритейлер с собственным складом может по управлять логистикой с помощью соответствующих модулей в системе управления складом WMS или YMS. 

Но полный комплекс управления логистикой доступен в системах другого класса, – в TMS. Такие системы помимо маршрутизации включают в себя учетную функциональность, управление транспортом, водителями, складами; возможности, связанные с планированием техобслуживания и ремонта транспортного парка; мониторинг и диспетчеризацию, аналитику. 

В целом эти системы вполне работоспособны, но каждый модуль в отдельности не универсален, не всегда способен обслуживать сложные, нестандартные ситуации. 

Так, для управления маршрутизацией они учитывают порядка 50-60 базовых параметров и ограничений. Этого вполне достаточно для типовых задач — планирования магистральных доставок, например.

За 10 лет создания и совершенствования нашей системы ЛИСАД мы собрали более 400 всевозможных параметров, важных при грузоперевозках и учитываем их при планировании маршрутов. Особенно критичны они оказываются при перевозках в городе.


Основные особенности маршрутизации в городе


Большинство маршрутизаторов и систем управления транспортом учитывают одни и те же базовые параметры: объем заявок, доступных ресурсов, весогабаритные характеристики грузов, окна погрузки и доставки и т.д.

В нашей системе ЛИСАД учитывается ряд дополнительных ограничений. Прежде всего те, которые касаются именно городской среды — особенности работы на точках доставки, пробки и временные перекрытия дорог, параметры кучности и опытности водителей, специфику использования того или иного вида транспорта.

От первой до последней мили: как автоматизировать доставку в городе

Есть ограничения по специализациям, настраиваемые для каждого конкретного клиента. При планировании можно учесть, что для определенного типа клиентов может приезжать только конкретный вид транспорта (например, с боковой выгрузкой). Или посчитать ограничение по совместимости грузов, когда их нельзя перевозить в одном кузове. Или, наоборот, можно, потому что в конкретном ТС есть отдельные зоны для перевозки товаров с особенными требованиями (например, с разным температурным режимом).

Мы также обязательно учитываем время на загрузку или выгрузку доставок. Мы не просто планируем сервисное время (интервал на фактическое вручение груза получателю), а рассчитываем нормативы исполнения заказа, исходя из опыта водителя. Опытный водитель, хорошо знающий район и его особенности, будет передвигаться по нему быстрее других, особенно, если это небольшой автомобиль. Более того, опыт позволяет ему быстрее выгружать заказ и передавать его покупателю.

От первой до последней мили: как автоматизировать доставку в городе

По нашему опыту чаще всего розничные или оптовые продавцы требуют решения следующих задач: 

1. Возможность учета различных категорий товара для разных секций кузова автомобиля
2. Учет графика доставки в торговую точку
3. Учет пропускной способности распределительного центра и торговых точек
4. Различные временные окна доставки для разных категорий товаров
5. Мобильные склады

Однако помимо этого мы решаем и специфические задачи. Вот несколько интересных кейсов.

● Междугородная и многодневная доставка 

Эта задача встает на первой миле при доставке от производителя к продавцу или от РЦ в магазины. Чаще всего точки доставки распределены по различным городам и перемещаться между ними приходится в течение нескольких дней. При таком планировании система должна понимать – если завтра она будет планировать следующий объем заявок, у нее не будет в доступе какого-то количества ресурсов, тех самых которые прямо сейчас в рейсе по плану вчерашнего дня. 

● Загрузка кузова  

Как разместить заказы в кузове, чтобы в каждой точке маршрута было удобно их доставать? Первое, что приходит в голову — расположить груз в обратной последовательности. То, что разгружается первым — лежит ближе к краю. Но товары могут быть разногабаритными, одни могут закрывать доступ к другим. Или, например, поступает новая заявка, которая со своим негабаритным размером перекроет все другие. 

● Доставка день в день 

Это один из самых востребованных вариантов в последнее время. У логистических компаний доля таких доставок доходит до 70%! 

Как планировать доставку день в день, учитывая, что парк ТС ограничен, а определенная часть заказов оформляются с несрочной доставкой, то есть планируются заранее? 

В таких случаях планы на доставку строятся с учетом возможности появления новых заказов на следующий день. То есть, прогнозируется количество заявок с доставкой день в день в каждой зоне города (для этого подключается система аналитики, работающая с данными о предыдущих заказах). 

Новые заявки распределяются по машинам с учетом того, какая из них может выполнить конкретный заказ в оптимальное время с учетом заезда на склад. Здесь как раз учитываются и окно загрузки на складе, и маршрут, и удаленность автомобиля от склада и новых точек доставки, и загруженность кузова с учетом веса и габаритов товаров. И, конечно опыт водителя и нормативы на выполнение каждого заказа.


Как это работает в ЛИСАД


Для того чтобы решать такие задачи, нужно объединить усилия опытных логистов, знающих всю проблематику рынка, математиков и аналитиков, способных подобрать подходящие алгоритмы, и ИТ-специалистов, которые объединят это все в рамках одного сервиса. 

У нас получается именно так. Поэтому мы уверенно решаем самые разные задачи в управлении маршрутизацией. 

В нашем решении для управления внутригородской логистикой работает собственный математический движок — в его основе линейные и эвристические алгоритмы для оптимизации процессов доставки. 

От первой до последней мили: как автоматизировать доставку в городеЛИСАД — это не готовый набор библиотек, который обсчитывает какое-то количество параметров и выдает решение. Наш сервис — это расчетный центр — механизм, который принимает на вход определенный набор характеристик и в зависимости от правил и ограничений, от поступающих данных о пробках и других факторов составляет план, который в дальнейшем может уже передаваться в TMS-систему ритейлера или транспортной компании. 

Сервис оценивает более 400 параметров, на основании которых строит оптимальный маршрут доставки заказов. В числе этих параметров не только транспортные ресурсы, бюджет, но и важнейшие элементы городской инфраструктуры: пробки, варианты дорог, ограничения по въезду и запрещающие знаки.




Читайте также: ТОП-6 технологий, которые навсегда изменят рынок логистических услуг


 


Кейсы из практики


Так, например, в рамках взаимодействия с компанией «Деловые линии» мы обеспечивали работу нашего сервиса на различных региональных площадках: и в миллионниках, и в городах меньшего размера.

Компания обслуживала более 2000 заказов в сутки, большая часть из которых доставлялась в черте города, и этот объем нарастал. Обслуживать такой объем в ручном режиме стало критически сложным, особенно в условиях сложной инфраструктуры городов-миллионников. Требовалась автоматизация, и BIA Technologies ее реализовала, интегрировав в инфраструктуру Деловых Линий особые алгоритмы. 

У компании уже был накоплен инструментарий для управления транспортом на разных этапах, но потребовалось специализированное решение для городской доставки. Причем внедрять его нужно было в разных городах, в каждом из которых были свои условия. В каждом городе мы адаптировали наши алгоритмы под различные условия, учитывали все наши 400 параметров и реализовывали сценарии, вытекающие из сопоставления этого объема параметров. 

Ведь у компании может быть любое количество складов и РЦ в каждом городе. Когда речь идет об одной точке, все относительно просто. А когда складов и РЦ много, город делится на зоны, планирование меняется, в каждую зону назначается водитель с соответствующим опытом. 

От первой до последней мили: как автоматизировать доставку в городе

Мы добились хороших серьезных показателей. Повысили утилизацию транспорта: на 30% повысили количество заказов, доставляемых в один рейс. Установили высокий SLA – выше 95% попадание в окна доставки

Недавно мы подключили наш модуль оптимизации внутригородской доставки к транспортной системе компании-дистрибьютора автомобильного топлива. Этому клиенту нужна была автоматизация доставки топлива на АЗС, причем большая часть АЗС находилась в черте города. По заказу партнера были разработаны несколько модулей, в числе которых прогноз спроса по каждой АЗС, сбор данных о текущем состоянии резервуаров. Пришлось учесть и специфику – здесь использовалась наливная погрузка, а не укладка паллет в кузов автомобиля. 

Топливо доставляется не только на магистральные станции, многие АЗС расположены как раз в черте города, и мы подключили модуль автоматизации внутригородской доставки, тем самым сделав более четкой работу по отслеживанию наполненности резервуаров, и выбирая оптимальное время по заливке топлива.

* * *

Эффективное автоматизированное планирование доставки на первой и последней милях возможно только при полном понимании задач клиента, с учетом всех возможных ограничений и с использованием подходящих сервисов. 

Сотни параметров, на которые мы обращаем внимание в ЛИСАД, сложные математические модели, разработанные для просчета вариантов маршрутов и учет всех требований заказчика, помогают нам выстраивать максимально точные маршруты для любых вариантов доставки.

От первой до последней мили: как автоматизировать доставку в городе


0
 
Реклама на New Retail. Медиакит
Close
Email
Подпишитесь на нашу рассылку и самые интересные материалы будут приходить к вам на почту
Нажимая «Подписаться» вы принимаете условия политики конфиденциальности