Похоже, количество перешло в качество, и объем стремлений ритейлеров получить максимум бонусов от участия в Черной Пятнице начали приводить к обратному эффекту. Вместо совершения покупок, клиенты проводят свои «расследования» и делают выводы нелестные для крупнейшей распродажи года. CEO 1C-Битрикс Сергей Рыжиков делится своими размышлениями о том, во что сегодня превратилась самая скандальная распродажа в России. И есть ли у неё еще шансы на «роман» с покупателями…
Сегодня Черная пятница подвергается сильной критике в обществе. Большинство СМИ считают, что репутацию честной и полезной распродажи восстановить уже невозможно. Вы поддерживаете это мнение?
Да. И нет…
Black Friday – новое явление для России. Правила игры и общепринятые нормы этой системы только устанавливаются. Вспомните. Сначала был ажиотаж, под который сметали все. Особенно учитывая скачки рубля в 2014 году.
После покупатели «поиграли» в эту акцию и вынесли свой вердикт – скидки «ненастоящие».
Тем не менее, эта распродажа в стране прижилась. АКИТ объявил о запуске своей Черной Пятницы. У нас уже два проекта под этим брендом. И еще у нас есть Cyber Monday. И собственные тематические распродажи у крупнейших ритейлеров. Эльдорадо, МТС, Связной, re:Store. Идея развивается – это очевидно.
Кстати об идее. Разве бывают «честные» скидки в размере 90%?
Как инструмент мощного привлечения покупателей в новогодние распродажи – да, бывают. Мы же все помним главный символ Черной Пятницы – огромные очереди, сметающие все на своем пути, врываясь в магазин.
У этой распродажи на самом деле два смысла. Один для ритейлеров, второй для покупателей. Так вот.
Клиент покупает товар с настоящей и большой скидкой. А ритейлеры покупают лояльность покупателя и зарабатывают на его будущих покупках. Классическая схема – некоторые товары сознательно приносят в жертву, но ставят продавцам задачу продать модель рядом и более навороченную. И лишают премии, если схема и план не выполнены.
Кстати, это один из главных механизмов работы интернет-магазинов и оффлайн-ритейла, про который периодически компании почему-то забывают.
То есть для самих компаний эффект от Черной Пятницы наступает позже?
Сам смысл и понятие Черной Пятницы сегодня трансформируется из понятия «здесь и сейчас» в символ начала праздничного новогоднего шоппинга длиной в месяц.
В США 2 года назад Черная Пятница длилась день, год назад – неделю. В этом году Amazon и многие другие гиганты будут проводить свои распродажи в течение месяца. Поэтому потребители планируют равномерный новогодний шоппинг с 25 ноября по 30 декабря. Вот, почему повторные продажи так важны для бизнеса в рождественский период.
А Черная Пятница, повторюсь, просто стала стартом начала новогодних распродаж и скидок. Клиент приобрел у вас в Черную Пятницу игровую приставку. Что мешает вам через несколько дней предложить ему второй джойстик? Новую игру? Очки виртуальной реальности?
Но для этого крайне важно, чтобы экосистемы CRM и коммуникации с покупателями были выстроены в компании на высоком уровне. По моему мнению – это огромная ниша в e-commerce с нераскрытым потенциалом. Даже в 2016 году.
Давайте поговорим про Черную Пятницу для покупателей. Что нового им ждать в этом году от распродажи?
Скидки продавцов станут более прозрачными по сравнению с 2015 годом. И вообще с каждым годом они будут становиться прозрачнее и предсказуемее.
По нашим данным 41% пользователей будут использовать то же число приложений для поиска скидок, что и в прошлом году. Но! Еще 20% аудитории сознательно уменьшили их количество и оставили только самые полезные, лично для себя. Покупатели постоянно сравнивают стоимость товаров и требуют того же от продавцов.
Еще один интересный тренд. На рынке будет появляться больше персональных и нестандартных предложений. Из разряда «Купи 3 – получи 3 в подарок». И от такого будет сложно отказаться.
Огромный спрос как всегда придется на гаджеты. Телевизоры, дроны и VR-устройства. Правда не уверен, что этот спрос будет удовлетворен в текущем году.
Сколько планируют потратить покупатели в этом году на новогодние распродажи?
В России – от 7 до 15 тысяч рублей, В США от $140 до $300. Получается примерно одинаково.
Есть ли еще какие-то особенности в разнице между Черной Пятницей в России и Black Friday в США?
В США сильнее усталость и раздражение от скидочной шумихи. Более того, негатив есть и среди ритейлеров. Многие компании и корпорации, например GameStop, Barnes & Noble, TJ Maxx, Mall of America отказываются работать или ограничивают время работы в Черную Пятницу. Это их принципиальная позиция.
Эта политика во многом связана, с тем, что компании не хотят перегружать сотрудников, и соблюдают традицию Дня Благодарения.
В России главная разница сегодня в том, что смысл этой распродажи для продавцов и покупателей не совпадает глобально. Пока ритейлеры хотят продавать только стоки, а покупатели приобретать новинки и популярные товары с большой скидкой – ситуация принципиально не изменится. Но скорость изменений сегодня настолько огромна, что ситуация может измениться в самое ближайшее время.
Уверен, что Черная Пятница удивит нас еще не один раз. А значит, не стоит списывать ее со счетов.