Аналитика как честное зеркало бизнеса: как объять необъятное с помощью BI-систем
время публикации: 10:00 25 августа 2021 года
Сквозная аналитика в режиме реального времени давно перестала быть «технологией для избранных», и перешла в ряд необходимых инструментов для компаний, которые хотят увеличивать долю на рынке. Как здесь помогают BI-системы, и какие практические задачи бизнеса они помогают решать?
Бернацкая Юлия, компания BIJB.
Катерина Радюк, компания ActiveCloud.
Современный ритейл вплотную подошел к тому порогу, за которым варианта «обойтись без аналитики» просто не останется. Особенно это касается игроков, у которых есть амбиции по увеличению доли рынка.
Помочь в достижении этой задачи может сквозная аналитика в режиме реального времени, она показывает ритейлеру целостную картину бизнеса, а в соединении с маркетингом открывает возможности оперативно влиять на ситуацию: в том числе на поведение клиентов и продажи. BI-решения в помощь ритейлерам появляются, совершенствуются и становятся всё доступнее. Технология перестает быть «для избранных» и помогает решить бизнесу самые разные задачи, и этим нужно уметь пользоваться на 100%.
BI в ритейле: скорость и качество принятия решений
Сегодня ТОП-менеджеры вынуждены принимать управленческие решения «здесь и сейчас», одновременно опираясь на свой опыт и рыночную ситуацию. Бизнес-аналитика становится незаменимым инструментом для того, чтобы делать это максимально оперативно, своевременно и точно. Она не участвует в корпоративных играх, не отвлекает внимание ЛПР на необъективные показатели, а обнажает реальное положение бизнеса.
Как же ритейлеру можно использовать BI-инструменты для повышения скорости принятия решений? Рассмотрим на примере.
Российский поставщик FMCG-сферы в прошлом году столкнулся с типичной для холдинговых структур проблемой: у каждого из его филиалов исторически сложился свой подход к ведению финансового учета (каждый из них использовал свою версию 1С). Это оборачивалось для генерального директора проблемой: годовой отчет он видел не раньше июня следующего года. Ему приходилось принимать управленческие решения, опираясь больше на интуицию, чем на реальные финансовые показатели. Требовалось стандартизировать финансовые процессы, чтобы потом с помощью BI-системы в режиме online видеть реальную финансовую картину.
Решить эту задачу можно было несколькими путями. Топ-менеджмент холдинга выбрал самый простой и результативный: объединить все данные в базу (Data Warehouse), и на этой основе создать единую систему справочников и таблиц соответствия. И уже далее, опираясь на эту базу данных, в Power BI формировать консолидированную финансовую отчетность по всему холдингу.
После реализации этих шагов каждый филиал продолжил работать привычным образом, но справочники и финансовые бизнес-процессы в компании были стандартизированы. Теперь генеральный директор видел реальную финансовую картину бизнеса в режиме online, где бы он ни находился: мобильное приложение для отслеживания работы компании открыло доступ к аналитике отовсюду, где есть интернет.
BI в ритейле: программы лояльности клиентов
Чем острее конкуренция, тем важнее становится завоевать доверие клиента и удержать его как можно дольше. Как сделать так, чтобы его лояльность росла? Один из лучших способов – запустить и грамотно развивать программы лояльности. В этом вопросе BI-системы тоже могут помочь.
Например, один из российских non-food ритейлеров в период пандемии и резкого перехода клиентов на онлайн-форматы принял решение расширить систему лояльности и дать возможность клиентам самостоятельно отслеживать собственные бонусы и накопительные баллы на сайте в личных кабинетах. Для этого ему была необходима отчетность с учетом данных по транзакциям причем в режиме реального времени. Но получить ее было непросто: исторически так сложилось, что аналитика в компании делалась двумя аутсорсинговыми компаниями в ручном режиме путем запросов в базу данных и занимало много времени. В существующих условиях было невозможно запустить новый функционал в личных кабинетах клиентов.
Как компания решила проблему?
На помощь пришли дашборды с автоматическим подключением к источникам данных. Они показывали в целом общую картину и в то же время позволяли при необходимости проваливаться до самой последней транзакции, видеть данные в любом срезе. К слову сказать, система была реализована с помощью Power BI и позволяла полностью вести всю аналитику силами собственного ИТ-отдела (то есть отказаться от услуг аутсорсеров) и существенно сократить время создания отчетности.
В итоге интерактивная система аналитики помогла ритейлеру усовершенствовать программу лояльности. Это увеличило средний чек на 18% и повысило долю покупок высокомаржинальных товаров на 33,5%. И как бонус, компания сократила расходы на услуги двух внешних подрядчиков.
BI в ритейле: объять то, что прежде считалось необъятным
Вызовы коронакризиса в прошлом году (в том числе быстрый переход в онлайн, появление новых каналов продаж, рост числа онлайн-партнеров) привели к увеличению итак немалого потока отчетных данных с каждой торговой точки: продажи онлайн и офлайн, деньги в разрезе товаров и регионов, окупаемости и так далее.
И чем крупнее компания, чем шире профиль ее деятельности и больше филиальная сеть, тем сложнее охватить все данные из её разрозненных источников - классических финансовых систем 1С, SAP, самописных аналогов, информацию из кассовых аппаратов, счетчиков захода и выхода посетителей и т.д.
По нашим наблюдениям перед ритейлом в 2021 году встал главный вопрос: как обрабатывать огромное количество источников данных, разрозненных как с технологической точки зрения, так и по формату информации. Ведь прежде чем их анализировать и принимать решения, надо сперва объединить их в единую базу.
Один из выходов здесь может быть: разработать архитектуру подключения, при которой часть информации Power BI получает из промежуточного сервера, а часть подтягивается напрямую. Развернуть промежуточный сервер (Data Warehouse), и настроить систему автоматических обновлений и оповещений о сбоях. Если компания это реализует, она получит возможность быстро обрабатывать практически любые объемы данных и вести аналитику по моменту транзакций, которые проходят каждую секунду.
Читайте также: Борьба за лояльность: как ThoughtSpot помогает с помощью аналитики создавать уникальный клиентский опыт
Готовые BI-решения: достаем и пользуемся
Справедливости ради надо отметить, что типы аналитических систем бывают разные. Но есть коробочные решения, которые могут быть полезны каждой компании ритейл-отрасли – это аналитика по кадрам, KPI, выплатам, задолженностям, заработной плате, маркетингу, финансам.
К примеру, традиционная проблема финансовых директоров в том, что часть финансовых данных формируется в 1С, часть – в Excel, отчетность строится «за прошлый год». Аналитики в реальном времени нет, а значит, нет действительно важного инструмента для управления компанией.
Но есть BI-системы, которые могут легко охватывать все формы отчетов, связанных с бюджетированием, движением денежных средств, прибылью и убытками, дебиторской задолженностью и т.д. Финансовому директору остается сформировать отчет и предоставить собственнику. Это быстро и удобно, а главное – внедрение готового специализированного инструмента не требует больших ресурсов и привлечения ИТ-команды. Все, что нужно — это положить деньги на счет и по подписочной модели начать пользоваться возможностями BI-системы.
Бернацкая Юлия, компания BIJB.
Катерина Радюк, компания ActiveCloud.
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...