0/5

Еда с доставкой в… шкафчик: кто и как доставляет заказы в продуктоматы

Еда с доставкой в… шкафчик: кто и как доставляет заказы в продуктоматы
время публикации: 12:30  22 июня 2017 года
Как появляются новые тренды? Путем скрещивания, не иначе. Возьмем растущую популярность почтоматов и объединим ее с ростом онлайн-сегмента в Food-ритейле. И вот, пожалуйста – продуктоматы. И этот тренд уже подхватили российские ритейлеры

В Европе и США такой вид доставки уже набирает обороты. Недавно американская компания Parcel Pending, оператор почтоматов, предложила своим клиентам охлаждаемые ячейки в своих терминалах, установленных в подъездах многоквартирных домов. А Walmart будет размещать похожие киоски возле своих магазинов – это позволит покупателям сэкономить время и забрать заранее заказанные продукты, не заходя в супермаркет. 

В России первые продуктоматы появились осенью прошлого года. «Утконос», один из лидеров онлайн-торговли продуктами питания, установил 17 брендированных терминалов в бизнес-центрах, фитнес клубах, паркингах и общих зонах жилых комплексов. 


К этой технологии присматриваются и другие крупные Food-ритейлеры, имеющие свою оналйн-розницу.

«Это формат торговли имеет хорошие перспективы, однако его не стоит переоценивать с точки зрения коммерческой составляющей, – поясняет Егор Ланько, директор департамента по омниканальной торговле «Азбука Вкуса». – Для крупной розничный сети продуктоматы могут быть дополнительным каналом продаж в рамках омниканальной модели. Нам этот формат может быть интересен, однако у нас нет планов кооперации с другими розничными брендами. В первую очередь через продуктоматы можно реализовывать товары под собственным торговыми марками и предупакованную готовую кулинарию». 

Ячейки в аренду

«Пока крупные ритейлеры оценивают перспективы собственных терминалов для выдачи заказов, на рынке появляются новые игроки – «маркетплейсы» для небольших сервисов или интернет-магазинов фермерских продуктов. Подобное решение предлагает сервис FreshShelf. Компания размещает свои продуктоматы в многоквартирных домах и крупных офисных центрах. Среди его клиентов такие компании, как ФРЭШ, GrinDin, «Лукино».

О проекте рассказывает его сооснователь и управляющий партнер Олег Бакланов:

В настоящее время доля онлайн-продаж продуктов питания в России существенно отстает от европейского уровня, и это говорит о том, что этот рынок будет активно расти, как когда-то рос рынок онлайн-продаж электроники. По разным оценкам онлайн-продажи продуктов питания прирастают на 35%-50% ежегодно в течение последних трех лет. Свою миссию мы видим в обеспечении такого клиентского опыта, который приведет к кратному ускорению роста этого рынка. Для этого мы должны сделать онлайн-заказ продуктов существенно более простым и удобным для потребителя.

Мы видим сейчас три основных барьера, которые удерживают клиентов от покупки продуктов в интернет-магазинах:

1) Необходимость планировать заранее – часто мы только днем понимаем, что хотели бы есть вечером на ужин и, в случае, когда интернет-магазин предлагает только доставку на следующий день, нам ничего не остается, как идти в магазин шаговой доступности. К счастью, уже появляются интернет-магазины, которые предлагают доставку в течение двух часов с момента заказа, и мы уверены, что именно за этой моделью будущее.

2) Необходимость ждать курьера – сейчас покупателю надо не только заранее решить, какие ему продукты будут нужны, но и определить промежуток времени, когда он будет находиться дома в ожидании курьера. Сейчас минимальные интервалы доставки по рынку составляют два часа. Согласитесь, не самая приятная перспектива - заранее вычеркнуть из жизни два часа и посвятить их ожиданию.

3) Общение с курьером – в современном ритме жизни мы все, мягко говоря, не испытываем недостатка в общении и необходимость встречаться с курьерами, заказывать пропуска, объяснять им как добраться до квартиры для многих является стоп-фактором.

shutterstock_471412526.jpg

На наш взгляд с барьером 1 рынок уже справляется сам – как я говорил выше, магазины начинают предлагать доставку день в день. Мы предлагаем решение, которое поможет убрать барьеры 2 и 3:

1. С терминалом FreshShelf покупателю не нужно планировать – он выбирает, когда должны быть доставлены продукты, а дальше забирает их в удобное для себя время в течение 12 часов после доставки. Ячейки FreshShelf – охлаждаются и клиент может быть уверен, что продукты будут свежими вне зависимости от того, когда он их заберет.

2. Покупатель не видит курьера, ему не нужно заказывать пропуск, объяснять курьеру, как добраться, и т.д. Все эти вопросы мы берем на себя. Когда заказ доставлен, клиент получает SMS с кодом доступа к ячейке и забирает свои покупки.

Мы устанавливаем терминалы в подъездах многоквартирных домов и в больших офисных центрах.

Для обеспечения лучшего пользовательского опыта мы разрабатываем мобильное приложение, которое позволит более удобно взаимодействовать с продуктоматами.

Продуктомат FreshShelf

Наша основная задача – дать клиентам выбор и сделать для них покупку продуктов в интернет-магазинах проще. Сегодня покупатель может получить продукты из одного магазина, завтра – в том же терминале – из другого».

Кто на новенького?

Потенциальные партнеры проекта пока относятся к новому способу доставки настороженно, хотя, готовы его тестировать.

«На рынке несколько решений и мы посматриваем в эту сторону, пока без особого энтузиазма, – рассказывает Сергей Ашин, основатель сервиса «ШефМаркет». – Логистика до продуктомата + стоимость аренды достаточно высоки. Но мы, пожалуй, сделаем такой эксперимент в рамках которого проверим, насколько это интересно для наших клиентов».

Сергей Мельник, основатель интернет-магазина фермерских продуктов SeasonMarket, сетует на нерешенные вопросы с доставкой заказов до продуктомата. «Идея красивая, – говорит Сергей. – Но есть ряд вопросов, на которые надо ответить. Во-первых, это стоимость доставки. Например, для замороженных продуктов нужна отдельная ячейка. Значит если в заказе будет хотя бы одна пачка пельменей, то покупателю надо оплатить 2 ячейки в продуктомате, а это уже не выгодно. Стоимость доставки в продуктомат окупается при определенном количестве заказов. Издержки на доставку в одну точку в машине с температурным режимом составляют от 400 рублей. Если в продуктомат везём только один заказ, то стоимость доставки через продуктомат получается слишком высокой - 400 руб. (за доставку к продуктомату) + 200 (за аренду ячейки).

Для того, чтобы доставка была выгодной и продавцу. и покупателю, нужно за один раз везти в продуктомат не менее трех заказов.

Во-вторых, при возврате товара через продуктомат, нужно будет еще раз заплатить доставке, которая должна дополнительно поехать и забрать заказ».

Доставка продуктов к терминалу была бы выгодной и удобной в том случае, если бы ее осуществлял сам оператор продуктомата. Аналогично тому, как собирают заказы компании, обслуживающие обыкновенные почтоматы. Но FreshShelf к этому шагу пока не готова.

Олег Бакланов так комментирует ситуацию с доставкой: «Доставляя несколько заказов в один терминал можно экономить на логистике, но это не первоочередная наша задача. Сейчас мы хотим сконцентрироваться на нашей основной ценности: это обеспечение лучшего клиентского опыта при заказе в интернет-магазине. Мы планируем строить собственную службу доставки, но начнем делать шаги в этом направлении не раньше 2018 года».

Возможно, эта задача будет решаться проще, когда на этот рынок выйдут сети почтоматов. Собственная хорошо отработанная логистика, вероятно, позволит им организовать более удобный сервис. Тем более, что планы на этот счет у некоторых компаний есть.


«Спрос у населения на такой вид услуги уже формируется, но здесь необходимо проработать точную модель развития сети на этапе становления: позиционирование, выбор локации, сегментирование товаров для этого канала доставки, – рассказывает Надежда Романова, CEO PickPoint. – В перспективе ближайшего года будет запущено несколько проектов по установке продуктоматов, в том числе при участии PickPoint. По итогам пилотов можно будет более точно прогнозировать экономику этого направления доставки. Каким будет масштаб и география внедрения продуктоматов в стране, говорить пока рано. Потенциально на развитие данного направление уйдет 3-5 лет».

В FreshShelf к возможной конкуренции относятся спокойно. «Мы уверены, что темпы развития рынка онлайн продажи продуктов питания будут расти и, разумеется, конкуренция во всех его областях будет возрастать, в том числе и в области терминалов для доставки еды, – считает Олег Бакланов. – Победит тот, кто сможет обеспечить наиболее качественный сервис для клиента и максимально эффективную конструкцию устройства и модель его обслуживания». 


0
Реклама на New Retail. Медиакит