EuroShop 2020: российские эксперты о недавних трендах, которые стали реальностью ритейла
время публикации: 10:00 10 марта 2020 года
Европейская выставка технологий в ритейле проходит раз в три года в Дюссельдорфе. В восьми тематических павильонах EuroShop международные производители оборудования, ИТ-решений и технологий представляют свои инновационные идеи для розничного бизнеса. Как оценивают представленные решения игроки российского рынка?
Традиционно пространство выставки поделено на тематические зоны: Shop Fitting & Store Design (Оборудование и дизайн магазинов), Visual Merchandising (Визуальный мерчандайзинг), Retail Marketing (Ритейл-маркетинг), Lighting (Освещение), Retail Technology (Технологии ритейла), Food Tech & Energy Management (Гастрономические технологии и менеджмент энергосбережения), Expo & Event Marketing (Выставочный и event-маркетинг) и Food Service Equipment (Гастрономическое оборудование). Компании из более, чем 60 стран не только представляют технологические решения в выставочной зоне, но и рассказывают об их особенностях в своих докладах. На примере практических кейсов посетители EuroShop имеют возможность глубже понять сферы их применения и оценить эффективность их использования.
Борис Агатов, независимый эксперт по инновациям в ритейле, оценивая экспозицию выставки, отметил, что поставщики решений и в Европе сейчас стремятся расширить свое влияние на рынок и выйти за рамки одного лишь создания новых технологий. По его мнению, такие компании стараются расширить свое влияние на рынок, создавая комплексные продукты, не только учитывающие актуальные потребности торговли, но и задающие тренд на перспективу. Создатели решений и сервисов не только предлагают продукт инженерной мысли, но и вносят большой вклад в формирование идеологии ритейла ближайшего будущего.
«Если раньше компании просто поставляли торговое оборудование, то сейчас они стараются анализировать потребности розницы и предугадывать ее нужды. Так, например, мое внимание привлекла украинская компания, которая уже сейчас показала, как будет выглядеть ритейл через много лет. Их разработка – терморегулируемые постаматы, способные охлаждать или нагревать содержимое ящика. По мнению разработчика решения, такие постаматы будут востребованы в ближайшем будущем, когда доставка продуктов приобретет серьезный размах, и постаматы будут установлены в каждом подъезде».
Борис Агатов также отметил не только приоритетное внимание цифровым решениям, но и определенную смелость, даже дерзость в их запуске. То, что еще совсем недавно воспринималось, как Прекрасное будущее, сейчас не только реализуется, но и вызывает живой практический интерес со стороны европейских розничных сетей. И в отношении таких решений звучат не только восхищенные междометия, но и конкретные вопросы, требующие экономических обоснований их эффективности.
С тем, что цифровизация является основой актуального европейского розничного контекста, согласен и Дмитрий Бергельсон, управляющий партнёр retail tech венчурной студии INNORETAIL.VC и консалтинговой компании Holmes&Moriarty.
«На Euroshop digital-направление доминировало. На выставке я встретил реально интегрированное решение для цифровых ценников с динамическим ценообразованием, которое грамотно проводит оценку OSA (On Shelf Availability), – рассказывает Дмитрий. – То есть, и я бы отметил это как тренд, эксперимент превратился в промышленный продукт. Многое из того, что мы раньше видели в виде пилотных проектов, собранных из отдельных решений и больше похожих на произведения искусства, теперь упаковано под ключ и готово к внедрению».
Российские эксперты, оценивая общие тренды экспозиции выставки, сошлись во мнении, что одной из главных тем EuroShop 2020 стала тема мобильности торгового оборудования.
По словам Елены Кучихиной, вице-президента Ассоциации POPAI Россия, иностранные сети в адаптивности магазина и торгового оборудования серьезно опережают российский ритейл: «Пространство должно иметь возможность меняться, трансформироваться под сезонность, акции, ассортимент и играть с покупателем, привлекая его своей новизной. В России же пока тяжело работать со сложной выкладкой и ее сменой».
Эксперт также отмечает среди основных тенденций доминирование в дизайне натуральных фактур и материалов (камень, бетон, дерево, кирпич, металл), которые положительно влияют на эмоциональное состояние человека в условиях городской жизни и подчеркивают такие важные для покупателя моменты как «свежесть» и «натуральность».
Фото: Facebook Елены Кучихиной
«Важный тренд – эмоциональная графика, такой must have современного ритейла, – добавляет Елена Кучихина. – Коммуникации, коммуникации и еще раз коммуникации. С клиентом надо разговаривать и общаться на всех уровнях его восприятия. И это, наверное, самое болезненное для российского ритейла. Из-за недостаточной глубины проработки коммуникаций маркетингом сетей в их магазинах очень мало визуальной графики».
С этим согласна Марина Казакова, эксперт в области визуального мерчендайзинга и со-основатель проектного бюро Woodi Bureau: «Главное сообщение современного ритейла - to make an experience to your customer. Нужно погрузить покупателя в опыт за счет пространства и его оформления, коммуникаций внутри торгового интерьера, ну и, конечно, приемов визуального мерчендайзинга».
Фото: Facebook Марины Казаковой
Важной частью экспозиции EuroShop 2020 стала зона, в которой были представлены современные решения для светового оформления торговых пространств.
«Освещение может создать пространство или «убить» его, – комментирует Елена Кучихина. – Технологии стремительно развиваются, особенно в части освещения продуктов питания, и приятно отметить, что большинство ритейлеров начинают осознавать, как важна корректная концепция, правильные акценты и свет, хотя в рамках экономии бюджетов не всегда удается выполнить все задуманное».
По оценке эксперта в области светодиодного освещения для ритейла – Михаила Гусманова, одним из трендов функционального освещения является минимализм в сочетании с мобильностью. Минимальные по габаритам светильники, скрытые коммуникации и быстрая трансформация системы крепления – сегодня востребованные параметры организации концептов для освещения павильонов и оборудования.
«Источник света должен быть незаметен глазу и при этом сохранять максимальную функциональность. Сейчас нередко комбинируют технические решения, снабжая светильники дополнительными опциями. Например, трековые акцентные светильники совмещают с видеонаблюдением и звуковым сопровождением. На выставке Euroshop 2020 в Дюссельдорфе были представлены модели с интеграцией видеокамер», – отметил Михаил Гусманов.
На выставке также было множество систем освещения для направления food-retail с возможностью использования специальных спектров для определенных групп товаров, а также концепты, разработанные для fashion-индустрии с возможностью локализации света на непосредственно на объекте, позволяющие максимально точно подчеркнуть цвет и фактуру товара.
Эксперта особо впечатлила технология изменения световой температуры, позволяющая манипулировать теплыми и холодными оттенками. Это новшество связано с мобильностью современного ритейла. Такая разработка отлично подойдет для оформления зон коммуникации.
По мнению Михаила, такие системы применяются в основном в Европе, а также в российском премиум-сегменте. Основной причиной нежелания инвестирования средств на интеграцию технологичных (и дорогостоящих) систем освещения в России остается стремление ритейла к экономии бюджетов. Особенно остро «оптимизация» ощущается в оформлении примерочных кабин, кассовых узлов и некоторых зон торговых павильонов.
«Возможно, в скором будущем технологии, представленные на Euroshop 2020, будут применяться и в России», – прогнозирует Михаил Гусманов.
Михаил не только знакомился с инновационными решениями в сегменте освещения для ритейла, но и щедро делился своей экспертизой, представляя самые интересные идеи в рамках экскурсий для российских специалистов.
У тех участников рынка, которые не смогли принять участие в экскурсиях Михаила на EuroShop 2020, будет возможность сделать это в ходе следующей выставки, которая состоится в 2023 году.
В целом, по сравнению с предыдущей выставкой Euroshop 2017, по мнению Марины Казаковой, мало что изменилось: «С точки зрения технологий и диджитализации – популярны все те же электронные счетчики SKU, виртуальные примерочные и световые полки».
Борис Агатов знакомился с экспозицией выставки (и знакомил с наиболее интересными решениями российских делегатов) в практическом контексте, – эксперт проводил параллель с отечественным рынком, сравнивая российские решения, с которыми он хорошо знаком.
«Наш рынок в контексте актуальных трендов выглядит достаточно убедительно, – подвел итог увиденному Борис Агатов. – У нас не только реализованные представленные здесь идеи, но есть и немало решений, о которых Запад только задумывается. Так, например, 15-минутная доставка, которую уже сейчас реализуют многие российские онлайн-ритейлеры, и которая уже в определенном смысле стала частью логистического стандарта, здесь, в Европе вызывает фурор. Здесь о таком только мечтают».
О том, как российские эксперты изучали 5 самых интересных на их взгляд инноваций и обсуждали их перспективность, читайте в материале:
Взлетит или не взлетит? Российские ИТ-эксперты оценили европейские технологические инновации на EuroShop 2020
New Retail
0