В нынешних непростых экономических условиях особенно остро ощущается необходимость в новых эффективных инструментах привлечения и удержания покупателей. Таких инструментах, которые, с одной стороны, не требовали бы больших затрат, но в тоже время предоставляли глубокое понимание профиля покупателя, шаблонов его поведения и позволяли измерять ключевые метрики продаж так же, как это происходит в сегменте ecommerce.
Традиционные маркетинговые каналы уже не так эффективны, они не дают возможности таргетировать рекламные сообщения, а главное – не позволяют аналитически оценить рекламную кампанию и возврат инвестиций.
Очевидно, что будущее офлайн-маркетинга – в выстраивании персонифицированных каналов коммуникаций с клиентом, в предоставлении релевантного контекста – в нужное время и в нужном месте, в соответствии с его покупательскими предпочтениями. За счет геотаргетинга рекламных сообщений достигаются более высокие уровни конверсии в покупку. Так называемый proximity-маркетинг становится неотъемлемой составляющей в multichannel-стратегии для сегментов непродовольственного ритейла, FMCG, HoReCa.
С анонсом Apple iBeacon данный тренд начинает набирать обороты: многие зарубежные крупные ритейлеры (Macy’s, American Eagle Outfitter, McDonalds, Coca-Cola) уже внедряют данную технологию в свои бизнес-процессы. В данном случае новая технология приходит на российский рынок практически без запозданий – в России также уже действуют проекты на основе iBeacon.
Одним из таких проектов является сервис «Найди Купон». Сервис позволяет ритейлерам повышать эффективность продаж с помощью таргетированной рассылки скидочных Passbook-купонов покупателям, которые находятся поблизости от магазина / кафе или ресторана.
Принцип работы сервиса
В точках продаж размещаются специальные миниатюрные iBeacon-передатчики (маячки), которые транслируют по протоколу Bluetooth Low Energy свой уникальный идентификационный номер. Такие iBeacon-маячки работают абсолютно автономно, не требуют никакой настройки и обслуживания, кроме замены батарейки (срок службы батарейки варьируется от одного года до трех лет в зависимости от производителя и текущей конфигурации маячка). При попадании покупателя с установленным на смартфоне приложением «Найди Купон» в зону действия маячка приложение фиксирует идентификационный номер, временные параметры и, в соответствии с установленными условиями таргетинга, предоставляет покупателю персонифицированный купон на скидку. Продавец же получает возможность обратиться к целевой аудитории, которая заинтересована в получении специальных предложений и находится поблизости от рекламируемого объекта, а также получает всю необходимую аналитическую информацию в разрезе воронки продаж.
Важным преимуществом геотаргетированной купонной рассылки является возможность моментального изменения рекламной кампании (рекламного контента). Мгновенное реагирование на меняющуюся внешнюю ситуацию в значительной мере увеличивает гибкость и эффективность маркетинговых активностей.
В зависимости от целей маркетинговой кампании возможны различные сценарии таргетинга: рассылка купонов все покупателям, находящимся поблизости (распродажи по купонам), рассылка купонов только тем покупателям, которые проходят мимо магазина (привлечение новых покупателей), рассылка купонов покупателям, которые находятся в магазине, например, более 10 минут (увеличение среднего чека), и так далее.
Покупатели получают push-уведомления с купонами даже в том случае, если приложение не запущено и телефон находится в кармане или сумке. При этом они защищены от спама – все купоны в системе проходят модерацию, являются уникальными и предполагают наличие явной выгоды (скидки, бонусы, подарки и т.д.). Кроме этого, режим уведомлений всегда можно выключить в настройках приложения и искать купоны только там, где это действительно необходимо.
Основное необходимое условие для получения купона – включенный Bluetooth на смартфоне покупателя. При этом специально разработанный энергоэффективный протокол Bluetooth Low Energy практически не расходует заряд батареи устройства, что делает данную технологию одним из главных двигателей интернета вещей (IoT) – концепции взаимодействия пользователя с внешним физическим миром с помощью мобильных устройств.
Перспективы iBeacon
Решения, которые позволяют с помощью технологии iBeacon обратиться к заинтересованной лояльной аудитории через приложение бренда, уже доказали свою эффективность. Решения, позволяющие обратиться к более широкой аудитории (агрегаторы предложений от множества брендов), только начинают появляться на рынке. Из наиболее интересных проектов можно отметить зарубежные проекты Bleesk, Howler, KNOQ.
По прогнозам аналитиков, iBeacon в ритейле является наиболее быстро развивающейся технологией и имеет перспективы, сравнительные с мобильными технологиями для считывания пластиковых карт. Уже в самом ближайшем будущем покупатель сможет получать уникальные персональные предложения, которые действительно ему интересны, через удобные для него каналы, а ритейл сможет увеличить эффективность продаж за счет более высоких уровней конверсий в покупку.