ИИ вместо консультантов и доставка продуктов дронами: 4 главных ИТ тренда в ритейле
время публикации: 10:00 21 ноября 2019 года
Сфера розничной торговли была и остается одной из наиболее инновационных. Поведение покупателей меняется стремительно, технологии не стоят на месте, и чтобы быть конкурентоспособными, ритейлеры вынуждены ускорять темпы цифровизации.
Екатерина Донцова (Солягина), операционный директор кэшбэк-сервиса Backit
Ключевые тренды, изменившие мировой рынок ритейла, а именно Big Data, искусственный интеллект, дополненная реальность, блокчейн, уже активно влияют и на российские реалии.
Согласно исследованию «Ритейл-барометр», проведенному PricewaterhouseCoopers и Redis Business Class при поддержке Microsoft, 41% ритейлеров уже находятся в процессе цифровой трансформации, а еще 16% планируют начать ее реализацию в ближайший год.
Роботы и искусственный интеллект
Ужесточение конкуренции в ритейле выступает драйвером использования искусственного интеллекта. Эффективность роботизации очевидна: сокращение расходов на персонал, увеличение скорости выполнения операций, исключение ошибок при обработке товара. Как результат – улучшение качества сервиса, оказываемого клиентам, и повышение доходов.
Главными сферами для роботизации стали логистика и складской учет. Самый яркий пример – компания Amazon со складами, где ежедневно сотни тысяч роботов-погрузчиков помогают ритейлеру справляться с миллионами заказов. Они подхватывают стеллажи с товарами и подвозят их к операторам, которые достают нужные предметы из ячеек. При этом машины ездят в ограниченном пространстве, не сталкиваясь: роботы согласуют свои маршруты друг с другом.
Помимо Amazon роботов на складах уже активно используют и другие крупные игроки, например, Alibaba, Ocado, IKEA, Uniqlo. В России наполовину роботизированный склад планируют сделать в сети магазинов «Леонардо», чтобы уменьшить логистические издержки на отгрузке.
Благодаря роботам ритейлеры автоматизируют и контроль полок: выкладку, отслеживание заполнения, соответствие товара ценнику.
К примеру, в немецкой сети магазинов одежды Adler роботы занимаются учетом вещей на складах и в торговых залах. Каждую ночь они сканируют RFID-метки на товарах на полках и составляют точный отчет о запасах. Робот сканирует метки в 10 раз быстрее, чем это делает человек, а в долгосрочной перспективе позволяет сократить расходы за счет отказа от ночных оплачиваемых смен сотрудников.
Еще один очевидный тренд в ритейле – робокассы, которые уже сейчас внедряются крупными мировыми компаниями. Так, X5 Retail Group тестирует говорящие кассы, чтобы сократить очереди и организовать работу сотрудников в торговых залах. Российские торговые сети, например, «Глобус» и «Леруа Мерлен», используют кассы самообслуживания. Их нельзя назвать роботизированными в полном смысле слова, так как покупатели самостоятельно сканируют товар при помощи портативного устройства при входе в торговый зал или на кассовой зоне, но функции кассира уже выполняет программно-аппаратный комплекс. Он содержит устройство для распознавания товара, считыватели, платежный терминал и другие системы для работы с товарами.
Онлайн-торговля набирает обороты
Если говорить о темпах цифровизации, то здесь безусловным лидером пока остается отрасль интернет-торговли, которая сейчас активно развивается и наращивает объемы. Такая ситуация складывается как на российском, так и на мировом рынке.
Согласно исследованию Russia Top Online Food Retail, за 2018 год только рынок онлайн-продаж продуктов в России вырос почти в полтора раза (до 23 млрд руб.). За последнее время в этот сегмент вышли практически все крупные федеральные игроки продуктового ритейла.
Потребителей привлекает в e-commerce широкий ассортимент, выгодные цены и удобство. Рост числа покупок с мобильных устройств — одна из главных тенденций онлайн-торговли, которая порождает новую волну конкуренции. В борьбе за покупателя интернет-магазины придумывают разнообразные акции и скидки. Например, одна из ведущих торговых площадок мира AliExpress предлагает пользователям постоянную скидку до 5% при условии, что покупка будет совершена в приложении.
Все большую популярность приобретают кэшбэк-сервисы – для покупателей важна сама возможность выгоднее купить — максимальная польза за минимальную цену. Количество пользователей приложения кэшбэк-сервиса Backit растет в среднем на 30% ежегодно. При этом 80% пользователей регулярно используют приложение (в течение месяца). Оборот в приложениях для iOS за год увеличился на 31,2%, для Android OS — на 35%. Люди стали бережнее относиться к своим финансам и даже товары ежедневного спроса стараются покупать с дополнительной выгодой. Поэтому наличие кэшбэк-сервиса в формате приложения становится дополнительной мотивацией, чтобы человек стал постоянным покупателем.
Читайте также: AR, дроны, голосовые интерфейсы: что ждет продуктовый ритейл и при чем тут мобильные технологии?
Летающие доставщики
С ростом онлайн-торговли развивается еще одно перспективное направление для роботизации – доставка. Сегодня онлайн-ритейлеры по всему миру ищут способы сделать ее дешевле и быстрее. Искусственный интеллект уже повсеместно используется для расчета оптимальных маршрутов и прогнозирования спроса на товары и загруженности транспорта.
Все большей популярностью начинают пользоваться дроны-беспилотники. Первопроходцем здесь выступает Amazon, который тестирует пилотный проект: сотрудник загружает заказ в беспилотник, и через какое-то время он приземляется во дворе покупателя. Uber Technologies Inc. планирует к 2021 году запустить в США сервис по доставке еды дронами.
Ритейл будущего
Главное, к чему предстоит готовиться, – магазины будут знать каждого в лицо. Благодаря технологиям компьютерного зрения покупателей можно будет идентифицировать прямо на входе в магазин, а оплату за покупки списывать с его карты. В США уже давно успешно работает первый крупный магазин без касс и продавцов, построенный по такому принципу, − Amazon Go.
Вполне вероятно, в ближайшем будущем изменятся и технологии доставки. Так, Илон Маск предлагает построить вакуумный поезд (hyperloop), в котором транспортные капсулы с товарами будут лететь со скоростью до 1000–1200 км/ч. А все тот же Amazon планирует вскоре запустить Amazon Scout – робота, который будет ездить от дома к дому и привозить заказанные продукты.
Екатерина Донцова (Солягина),
операционный директор кэшбэк-сервиса Backit
0
Последние новости
Самое популярное
- Продвижение на маркетплейсах в 2024 году: новые возможности и важные элементы ус...
- Стало дороже, но качественнее: как изменилась стратегия продвижения у блогеров
- Российская блогосфера в феврале 2024: самые значимые события по версии Epicstars
- Экономика SEO на маркетплейсах: как формировать и корректировать бюджет
- Управление рисками в цепочке поставок: эффективный алгоритм в новых условиях