IT архитектура в ритейле: зачем она нужна, и к чему приводит ее отсутствие
время публикации: 10:00 01 сентября 2021 года
Бизнес любой современной компании зависит сегодня от ИТ практически на 100%. С каждым годом все больше функций становятся автоматизированными, а новые технологии в корне меняют принципы работы целых отраслей, включая ритейл. Поэтому у предпринимателей возникает необходимость заботиться об ИТ-архитектуре компании, ведь она становится столь же важна для бизнеса, как фундамент для высотного здания.
Информационные технологии проникают в бизнес настолько глубоко, что сегодня большинство процессов в торговле полностью зависят от ИТ. Помимо простейших примеров автоматизации бухгалтерии и электронного документооборота, розничные компании все чаще применяют самые современные технологии, которые помогают оптимизировать процессы закупок, правильно выставлять товары на полках, интеллектуально управлять работой консультантов и следить за спросом в реальном времени. И это характерно не только для самых передовых торговых сетей, таких как американский Amazon (у него уже давно есть магазины, где вообще нет касс, а компьютерные системы распознают стоимость товара уже в тот момент, когда вы берете его с полки). Подобные проекты успешно внедряют и российские сети, включая X5 Group, М.Видео, «Магнит» и других.
Более того, используя искусственный интеллект, представителям розницы удается распознавать эмоции людей и делать им персональные предложения. Например, в Walmart к недовольному покупателю сразу же подойдет менеджер, чтобы выяснить, в чем причина, и как он может ему помочь.
«Сегодня сфера ИТ-услуг изобилует решениями, сфокусированными на достижение лучшего результата как в рамках одной определенной задачи, так и для успешного функционирования всей компании. Для обеспечения идеальной работы бизнес-процессов и масштабирования компании нужно строить ИТ-архитектуру фундаментально, – рассказывает Александр Хачиян, со-основатель outstaff-маркетплейса SkillStaff, директор ИТ-компании AWG – Особенно остро вопрос об ИТ-архитектуре встает тогда, когда компания трансформируется. Любое изменение в бизнес-процессах отражается и в ИТ-архитектуре».
Глубокая интеграция ИТ в повседневную деятельность торговых залов, складских комплексов и логистических систем приводит к тому, что зависимость бизнеса от информационных технологий оказывается максимальной. Компании должны одновременно развивать свои ИТ-сервисы и гарантировать работоспособность системы, которая с каждым годом становится все более сложной.
Узнать, куда инвестируют крупнейшие ритейлеры, какие IT-технологии и IT-решения обеспечивают развитие новых ритейл-бизнес-моделей и форматов можно 9 сентября на конференции «IT & Retail», которая пройдет в рамках New Retail Forum 2021.
Для брендов, ритейлеров, интернет-магазинов посещение NRF бесплатное.
Требуется ИТ-архитектор
Еще несколько лет назад никто не говорил о такой профессии, как ИТ-архитектор, но сегодня подобные специалисты широко востребованы. К сожалению, в российских вузах пока нет устоявшихся программ по подготовке ИТ-архитекторов, и профессионалы этого профиля чаще всего «вырастают» из опытных разработчиков и администраторов. Поэтому заработная плата ИТ-архитектора порой бывает выше, чем даже у ведущих разработчиков ПО и сервисов.
Тем временем, задача архитектора — контролировать развитие ИТ-систем, руководствуясь глубоким пониманием принципов их взаимодействия. И если разработчик на встречах обычно предлагает решения, то архитектор, напротив, задает вопросы.
Такой человек нужен в компании для того, чтобы развитие не уперлось в непреодолимые препятствия несовместимости уже внедренных решений. Квалифицированный ИТ-архитектор помогает бизнесу стремительно развиваться в цифровую эпоху, не теряя время и деньги на исправление ошибок в построении ИТ-экосистемы.
К чему приводит отсутствие ИТ-архитектуры
К сожалению, такая должность, как ИТ-архитектор сегодня есть далеко не в каждой компании. И именно поэтому, как потребители, мы часто сталкиваемся с неработающими сервисами, ошибками в системах, проблемах в обслуживании и так далее. Стихийное развитие ИТ-инфраструктуры без четких правил и концепции начинает напоминать строительство Вавилонской башни. Разные группы руководствуются своими принципами и целями, а часто — действительно говорят на разных языках. Как результат, ИТ-системы не могут работать слаженно, возникают простои и бизнес теряет деньги.
Задача ИТ-архитектора — не допустить подобных ситуаций. Такой специалист, во-первых, разрабатывает единую концепцию, по которой развиваются ИТ-системы и сервисы, а во-вторых — следит за тем, чтобы команды разработки новых решений и эксплуатации существующих ее соблюдали.
При правильном подходе к архитектуре для взаимодействия между разными системами выстраиваются четкие правила. Она определяет в каком виде данные передаются из бухгалтерии в логистику, или как происходит коммуникация руководителей с персоналом. Архитектура определяет форматы и способы взаимодействия между разными ИТ-системами и сервисами. И при соблюдении этих правил разработчикам, например, клиентского мобильного приложения, уже не нужно договариваться о том, как получать данные о стоимости продуктов из ERP-системы. За них этот вопрос должен решить ИТ-архитектор, причем сделать это заранее и четко задокументировать все процедуры.
Читайте также: Влад Широбоков, продюсер New Retail Forum: «Ивенты – это не про отметить былые победы, это про почувствовать, где находятся новые бизнесы и прийти туда как можно быстрее»
«ИТ-архитектура — как температура для человека — вне зависимости от того нужна она ему или нет, она у него есть. Просто если за ней не следить, она может стать температурой окружающей среды. Примерно так же с IT-системами. В одной из e-commerce компаний, в которой я работал, вся бизнес система была написана хранимыми процедурами внутри MS-SQL сервера. Было ли это архитектурой — да. Было ли это хорошей архитектурой — смотря для чего: для магазина, который продает 100 книг в день — однозначно да, для магазина, который продает 100 тыс товаров в день, она не держит нагрузку и создает угрозы непрерывности бизнеса.
Лично я не очень верю во «всемогущего архитектора». Есть следующее определение «большой системы» - это система, которая не может быть полностью понята одним человеком. Почти все большие ИТ-системы давно прошли эту границу, поэтому архитектуру в разных местах формируют разные люди. И это скорей задача программистов, чем архитектора. Чтобы сказать «вытащите всю бизнес-логику из базы данных», не нужен специальный человек, а вот на то, чтобы вытащить ее, может уйти пара лет работы сотни человек.
По моему опыту очень часто на должность архитектора претендуют люди, которым надоело программировать, руководить они не умеют или не хотят, но они хотят, чтобы их все уважали и слушали, и им в голову приходит идея устроиться «архитектором». Обычно я их прямо спрашиваю, – готовы ли они что-то делать руками, и, если нет, это скорей не будет работать, т.к. у людей, которые делают, обычно и знания о системах больше и опыта», – рассказывает Анатолий Орлов, технический директор AliExpress Россия.
Какая архитектура нужна ритейлу?
Подходы к ИТ-архитектуре могут быть совершенно различными. Опытный ИТ-архитектор обязательно учитывает уже внедренные в компании системы, предусматривает их интеграцию с новыми решениями. А в случае, если какие-то компоненты ИТ устаревают — планирует постепенную миграцию на более новые решения, причем без остановки бизнес-процессов.
«Создание и обновление ИТ-архитектуры – комплексная задача, сочетающая технические, инженерные и бизнес-вопросы. Один из основных вызовов заключается в том, как обеспечить совместимость с уже существующими системами и сервисами, одновременно заложив потенциал для их дальнейшего развития. Благодаря совместимости архитектурных решений Intel между собой ИТ-специалисты, инженеры и разработчики могут продолжать пользоваться ранее выбранным программным обеспечением и инструментами, защищая, таким образом, своё время и ресурсы, потраченные на их разработку, внедрение и настройку.
При этом масштабируемость и производительность платформы Intel позволяют ритейлерам оперативно реагировать на меняющиеся реалии рынка, предоставляя своим пользователям и сотрудникам расширенные интеллектуальные услуги и сервисы, повышая безопасность и открывая новые возможности для развития бизнеса», – отмечает Юлия Гонтарь, директор по работе с ключевыми клиентами Intel.
Сегодня существуют общие тенденции, которые продиктованы стремлением компаний из разных отраслей становиться более гибкими и конкурентоспособными. И с точки зрения ИТ — это переход на микросервисы. Микросервис представляет собой условно независимое приложение, которое отвечает за небольшой участок функционала. Даже веб-сайт ритейлера может состоять из десятков микросервисов, один из которых отвечает за личный кабинет, другой — за показ рекламы, третий — за демонстрацию акционных товаров и так далее. Микросервисы могут размещаться на собственной инфраструктуре компании или в облаке — но как именно это лучше сделать в каждом конкретном случае решает ИТ-архитектор.
В большинстве случаев моментальный переход на микросервисы невозможен, но ведущие игроки на рынке целенаправленно двигаются в этом направлении, постепенно переносят на более гибкую и легко развивающуюся платформу все новые и новые функции. И в этом процессе роль ИТ-архитектора просто невозможно недооценить.
Ведь только качественно проработанная архитектура позволяет гарантировать бесперебойную работу и эффективное взаимодействие уже не десятков, а сотен ИТ-систем, каждая из которых должна повышать эффективность процессов и приносить прибыль компании прямым или косвенным образом.
Узнать, куда инвестируют крупнейшие ритейлеры, какие IT-технологии и IT-решения обеспечивают развитие новых ритейл-бизнес-моделей и форматов можно 9 сентября на конференции «IT & Retail», которая пройдет в рамках New Retail Forum 2021.
● В какие именно технологии вкладывать деньги?
● Как выбрать решение, которое окажется максимально эффективным как при запуске новых бизнес-моделей, так и для повышения прибыльности текущих процессов?
● Куда инвестируют крупнейшие ритейлеры?
● Как они ищут новые инструменты диджитализации, логистики, маркетинга, клиентской и операционной аналитики?
* * *
Форум пройдёт в Технопарке «Сколково», где соберутся IT-директора и ведущие специалисты крупнейших ритейл-компаний. Параллельно с офлайн-площадкой будет организована и онлайн-трансляция.Для брендов, ритейлеров, интернет-магазинов посещение NRF бесплатное.
Контакты для решения вопросов участия в выставочной и конференционной программе:
Влад Широбоков
+7 925 384 74 17
vs@ewdn.com
Контакты по вопросам информационного партнерства и аккредитации на мероприятие:
Екатерина Фуголь
+7 916 709 11 82
ef@pioner.co
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...