План такой, что плана нет: как компаниям справляться с незапланированными изменениями спроса и предложения
О том, как преодолеть сложности планирования, рассказали Евгений Непейвода, СЕО Novo BI, и директор по отраслевым решениям в логистике КРОК, спикер Supply&Demand Planning Conference Артём Будунов.
Из чего состоит гибкое планирование
Не так важно, что мы рассматриваем: ритейл сеть с CTM или отдельное производственное предприятие с собственной сетью точек сбыта. Общая уязвимость компании, которая занимается производством и продажей — это дисбаланс производства и дистрибуции.
Самая непредсказуемая здесь часть — продажи. Покупательский спрос может меняться под влиянием множества факторов: сезонности, изменения предпочтений, покупательской способности национальной валюты, изменений в конкурентном поле и так далее.
В то же время, еще один глобальный вызов, стоящий перед любым производителем — оптимизация цепей поставок. Это комплексный процесс, состоящий из таких этапов, как закупка сырья, производство, складское хранение, организация доставки продукции до точек продаж. В этом процессе могут крыться как причины завышенной себестоимости продукции, так и факторы, замедляющие сам процесс.
Например, компания может не видеть, что у нее недостаточно транспорта для логистических задач — а это, в свою очередь, замедляет доставку товаров до конечных потребителей. Беды на этом не заканчиваются: на складе производителя накапливается оверсток, а полки ритейлера тем временем пустеют.
Задачи гибкого планирования как подхода — нивелировать этот дисбаланс и все вытекающие из него проблемы.
Проблемы неточного прогноза цепи поставок
Таких проблем снова множество. Самые неприятные из них:
● Overstock (перезатаривание). Когда запас определенной позиции превышает норматив. В случае со скоропортящимися товарами — негативный эффект оверстока можно умножать на десять, товар просто «не доживет», и его придется утилизировать. А изъятие и утилизация лежат на производителе.
● Out-of-stock или отсутствие товара на складах и в точке продаж. Важный момент: отсутствие не самого ходового товара не слишком сказывается на бизнесе, а вот если с ним сталкиваются лидеры продаж — это уже серьезный удар. Как мы понимаем, товары категорий fresh и ultra-fresh чаще всего и являются лидерами продаж.
● Изменения в поле конкурентов. Здесь производителю стоит оценивать как появление новых игроков, так и изменение их ассортиментной матрицы. Эти процессы могут вызывать отток клиентов и нарушать равновесие в цепочках поставок.
● Пересортица. После инвентаризации у бухгалтеров и кладовщиков появляется лишняя работа, страдают также и материально ответственные.
● Изменение потребительского спроса. Этот процесс не происходит сиюминутно, но если пропустить его и не адаптировать производство под спрос — производитель снова рискует.
«С незапланированными изменениями потребительского спроса столкнулась быстрорастущая компания сектора FMCG в связи с уходом с рынка конкурентов и наличием планов на кратный рост ассортимента и продаж, — делится кейсом Артём Будунов, директор по отраслевым решениям в логистике КРОК. — Непонимание специфики спроса в такой ситуации может привести к перепроизводству, некорректному выбору товара, времени и места продаж и соответственно к потере ресурсов. Предотвращать возникновение проблем и прогнозировать спрос помогают автоматизированные системы управления товарными запасами и планирования производства».
Все перечисленные проблемы возникают под воздействием как внешних факторов, так и внутренних — связанных с форматом работы компании. Но если на политические решения и их последствия мы вряд ли можем повлиять, то перестроить внутренние процессы вполне возможно.
Недостаток здесь часто кроется в подходе. У компании есть плановый отдел, расчеты отнимают у него то время, за которое в условиях рынка происходят изменения. Допустим, план был достоверным и точным, но ошибки и человеческий фактор при подготовке плана таким образом исключать нельзя. Лиц, принимающих решение, в этом процессе может быть много — в результате чего согласование часто затягивается и в итоге приводит к недополучению прибыли.
IBP-системы при таком раскладе выступают помощниками планового отдела, позволяющими делать прогнозы точнее и быстрее. А во многих случаях — способны полностью заменить собой отдел планирования.
Читайте также: Цифровые двойники в складской логистике: как имитационное моделирование повышает эффективность работы
IBP на практике. От предсказаний к интегрированному планированию
Сегодня мы видим, что технологии, в том числе искусственный интеллект, проникают во все сферы — и не оставляют сомнений в своей эффективности. IBP-система — как раз такое технологическое решение.
IBP-платформы (Integrated Business Planning) работают с массивами исторических данных о продажах. В таком ПО задействованы все передовые технологии: нейросети, параллельные вычисления, машинное обучение. Алгоритмы занимаются всеми процессами компании в комплексе — поставками, спросом, управлением запасами. IBP иногда называют логичным развитием таких решений, как CRM, ERP, S&OP и SCP.
Фото Wavebreak Media @Freepic
Какие задачи решает IBP на практике:
● Управление запасами на протяжении всей цепочки поставок. IBP занимается оценкой запасов и их оптимизацией, проводит пересчет планов по цепочке поставок, формирует планы закупок, производства и перемещений и выполняет связанные задачи.
«По опыту, внедрение IBP способствует сокращению потерь в логистике на 30%, а иногда и на 50%, — делится Евгений Непейвода, СЕО Novo BI. — Уровень доступности продукции при этом увеличивается на 7–12%, а оборачиваемость капитала на 10–20%».
● Прогнозирование спроса. Софт ежедневно отслеживает изменения спроса и строит прогнозы по каждому SKU на основе таких данных. В результате сроки подготовки прогнозов сокращаются с нескольких дней до минут.
Так, например, крупнейший дистрибьютор товаров FMCG в СНГ, обрабатывающий более 30 000 SKU, за счет внедрения IBP-системы и автоматизации процессов планирования и цепей поставок, увеличил точность прогнозов по товарам с 45% до 80%, при этом скорость принятия решений выросла более чем в 2 раза. До момента реализации проекта дополнительные объемы привозились “по письму, по звонку”.
Другой пример из ритейла — крупная сеть разработала собственное ПО для планирования спроса и пополнения. Цели, поставленные перед проектом, были выполнены: выручка сети увеличилась на 1%, также удалось сократить количество списаний, на 2%. При этом масштаб потерь, вызванных неточным прогнозированием, впечатляет: компания оценивает его в 20% от оборота.
● Планирование производства. IBP помогает строить производственные расписания, опираясь при этом на планы цепочки поставок. При планировании учитывается не только доступность сырья и материалов, но и маржинальный доход товаров-конкурентов и простой производственных мощностей (система стремится его минимизировать).
IBP-системы используются и в других областях: автоматизации маркетинга, управлении прибыльностью по каждому артикулу, прогнозировании расходов на амортизацию. Главное преимущество IBP-платформ в таком случае — в их интегративном характере: система учитывает все внутренние взаимосвязи между разными процессами.
Ценность планового отдела очевидна для любого производственного предприятия, однако нельзя отрицать и сопряженные минусы — высокую стоимость содержания, постоянное расширение в условиях развития бизнеса. Также чем выше доля «ручного труда» в процессе планирования, тем выше вероятность ошибки. Использование Excel не страхует от таких случаев.
«Три главных эффекта, к которым приводит внедрение ПО для прогнозирования спроса и планирования цепей поставок, — это увеличение точности прогнозирования в среднем до 80%, исключение out-of-stock (отсутствия товара на полках) и оптимизация запасов», — такие цифры называет Артём Будунов.
Будущее интегрированного планирования
Сегодня российский рынок IBP-решений развивается и имеет достаточно пространства для этого — при емкости в 280 млрд долларов к 2028 году сегодня он оценивается только в 60 млрд.
Сегодня тема интегрированного планирования в цепях поставок вызывает живой интерес у профессионального сообщества. На отраслевых конференциях об этом говорят представители тяжелой промышленности, ритейла, фармы, логистики.
Если заглянуть в будущее IBP-систем, то эксперты рынка видят повышенный спрос на сбор данных из открытых источников, изучение влияния конкурентов на спрос на отдельные категории товаров. Также текущий общий недостаток таких платформ — высокий порог входа и необходимость специального обучения персонала. Это то, над чем работают российские вендоры сегодня.
Евгений Непейвода, СЕО Novo BI,
и директор по отраслевым решениям в логистике КРОК, спикер Supply&Demand Planning Conference
Артём Будунов.
Для NEW RETAIL
Последние новости
Самое популярное
- Эксперты озвучили тренды в ритейле на 2024-2025 годы
- Лояльность — золото e-com: как персонализация и дополнительные услуги влияют на ...
- Как выбрать PIM-систему
- Как выстроить партнерскую систему отношений в логистике ритейла
- Как продавать на нескольких маркетплейсах: способы, советы, подводные камни