Применение блокчейна в ритейле
время публикации: 10:00 26 марта 2018 года
Блокчейн как технология сейчас бурно развивается. И как это обычно бывает, в каждой стремительно развивающейся отрасли, наряду с реальными проектами, существует много чисто маркетинговых историй. Какие реальные задачи в торговле может решать эта технология?
О различных аспектах применения блокчейна в ритейле нам рассказал консультант генерального директора Первого ОФД Алексей Деревянкин.
Технология блокчейн постепенно проникает во все отрасли. Наиболее активные разработки ведутся в сфере торговли.
Как технология для бизнеса заказчика блокчейн решает сразу несколько задач:
- прозрачность операций, как в вопросах документооборота между компаниями, так и в части обеспечения просмотра истории товара;
- снимает вопросы доверия в широком смысле;
- интегрирует внутри одной технологии движение финансов и переходы права собственности на токенизированные объекты.
Для того чтобы подробнее рассмотреть блокчейн в действии, нужно условно разделить ритейл как бизнес на несколько ключевых направлений – это логистика, организация продаж, включая категорийный менеджмент, и маркетинг.
Блокчейн в логистике
Блокчейн в логистике существует уже давно, в том числе и в России. Основные кейсы – переход права собственности контейнеров как в морских перевозках, так аналогично и в других видах транспорта. Есть проекты по слежению за перевозкой, например, чтобы груз не разморозился. Расчеты при этом производятся через смарт-контракты.
Отечественным примером может служить кейс Альфа Банка и S7, в рамках которого сложные операции по продаже авиабилетов с банковской гарантией радикально упростились.
Другой пример – совместный пилотный проект Maersk и IBM, в рамках которого движения финансов и документооборот были переведены на блокчейн.
Интересной активностью на рынке ICO является и проект Ambrosus. Его суть в установке сенсоров, которые отслеживают, например, температуру в упаковке и сообщают о нарушениях условий хранения в цепочке поставок.
Блокчейн в продажах
Продажи – это основное и самое прямое применение блокчейна. Самыми полезными являются примеры интеграции блокчейна в текущую платежную инфраструктуру. Есть масса площадок в интернет-торговле, где принимают криптовалюту. Возможность расплачиваться цифровой валютой зависит от законодательства страны, – в Российской Федерации этого делать пока нельзя. Несмотря на это, в России тоже есть свои примеры применения блокчейна в данной сфере.
Одним из наиболее ярких примеров является TalkBank с картой, привязанной к биткоин-кошельку. Это значит, что вы прямо сейчас имеете возможность оплачивать свои покупки в интернет-магазине биткойнами, – единственное, стоит отметить, что магазин будет видеть рублевые платежи, а не биткоины.
Следующий уровень проникновения блокчейна – ритейл, который принимает непосредственно криптовалюту. Это уже достаточно развито в интернете, и есть множество сервисов, которые помогают магазинам принимать цифровую валюту.
Дальнейшее развитие технологии блокчейн в продажах касается регулирования вопросов перехода прав собственности (опубликовали контракт на продажу валенок, человек принял, заморозил деньги, отправили посылку, почта вручила посылку – деньги разморозились) и, возможно, произойдет слияние логистики с продажами.
Читайте также: Blockchain в ритейле: эволюция возможна
Блокчейн в лояльности
Доступность транзакций операторам лояльности потенциально делает возможным построение ультимативной лояльности, где все операции отражены по кошельку покупателя. Оператор строит профиль покупателя и вознаграждает его, стимулируя на дальнейшие траты. Например, за покупку продовольственного товара одной марки на 3 000 рублей в месяц покупатель получает в подарок один из линейки товаров бесплатно – 100% кешбэк.
Кроме того, блокчейн может найти применение в улучшении операционной эффективности процессов, формализации договоров между вендором и ритейлером, и в других областях, требующих переговоров, в которых присутствует конфликт интересов.
Технология блокчейн не новая, но в Российской Федерации только набирает обороты, и может казаться, что это технология далекого будущего. Однако уже сейчас участникам бизнеса следует понимать, в каких сферах и каким образом технология может применяться.
Алексей Деревянкин
консультант генерального директора Первого ОФД
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...