0/5

Узнать из тысячи: основные биометрические технологии, применяемые в ритейле

Узнать из тысячи: основные биометрические технологии, применяемые в ритейле
время публикации: 10:00  19 июля 2018 года
Еще каких-то пять лет назад применение устройства, идентифицирующего сотрудника по сетчатке глаза, казалось возможным только в голливудском блокбастере.
Дмитрий Шеходанов
На фото: Дмитрий Шеходанов, генеральный директор ООО «Инвент Консалтинг»

Тем не менее, технологический бум и доказанная эффективность применения инноваций привели к тому, что биометрия стала широко распространена по всему миру. 

Ритейл – одна из отраслей, в которой эти технологии крайне востребованы. Разберемся, какие именно биометрические системы популярны сегодня у ритейлеров и почему.  
 
Устройства биометрического контроля получили широкое распространение в рознице по ряду причин – в качестве решения актуальной для многих проблем воровства продукции и для возможности точного отслеживания рабочего времени и посещаемости сотрудников. 

Биометрический контроль также позволяет давать разный уровень доступа к помещениям, что положительно сказывается на безопасности всего магазина. 
 
Такое широкое применение технологии объясняет огромный спрос на нее – по данным исследования, проведенного компанией Technavio, объем рынка биометрических данных в области розничной торговли вырастет более, чем на 20% до конца 2020 года. 

Какой же формат биометрического контроля наиболее востребован у владельцев магазинов?
 

Отпечатки пальцев
 
Распознавание по отпечаткам пальцев – самый заметный и популярный сегмент. Технология занимает в данный момент 38% рынка и является старейшей биометрической техникой, используемой почти во всех розничных магазинах по всему миру для мониторинга посещаемости, инвентаризации и контроля доступа к базам данных. Технология достаточно быстро работает – может обрабатывать до 8000 записей в секунду из загруженных данных, а стоимость устройств для сканирования отпечатков пальцев гораздо ниже, чем других биометрических датчиков. 

Именно эти факторы и объясняют, почему мониторинг по отпечаткам пальцев так быстро и эффективно был внедрен в мировой рознице. 
 
Например, проект внедрения биометрии на основе отпечатков пальцев в Х5 Retail Group, запущенный в 2012 году. 

Узнать из тысячи: основные биометрические технологии, применяемые в ритейле
 

Вены на ладонях 
 
Технология распознавания рисунка вен на ладонях занимает сегмент рынка размером 17,14%. По сравнению со сканом отпечатков пальцев, распознавание вен является более точным методом и обладает меньшим коэффициентом ошибочных отклонений, по данным компании Bayometrics.  

Идентификация по рисунку вен также считается более безопасной, поскольку вены и их расположение невозможно подделать. Она также требует меньшего технического обслуживания, поскольку использует инфракрасное излучение, за счет чего не происходит контакт между рукой и считывателем, и он меньше изнашивается. Тем не менее, существенный недостаток устройств по сравнению с датчиками отпечатков пальцев – в гораздо более высокой стоимости.  
 
Среди российских ритейлеров эту технологию для части магазинов «Пятерочка» использует Х5 Retail Group. 
 

Распознавание лиц
 
Технология распознавания лиц занимает 20% рынка биометрических технологий и признается ритейлерами самой удобной с одним из самых высоких уровней точности. 

Предыдущее поколение – системы 2D-распознавания – уже внедрены у многих сетей, благодаря легкости установки и низкой стоимости. Однако они демонстрировали не самую высокую точность. Сейчас доступны 3D-системы, которые предлагают еще более точное распознавание за счет использования сложных алгоритмов, улучшенных трехмерных изображений. 

Например, сеть магазинов Zenden применяет для контроля-прихода ухода сотрудников именно этот способ, все данные о времени при этом вносятся в систему бережливого планирования персонала Verme. 






 

Мультимодальная биометрия
 
Биометрические технологии могут помочь ритейлерам в решении различных проблем. Однако не все форматы одинаково хороши для достижения определенных целей, поэтому многие розничные магазины обращаются к мультимодальным биометрическим системам.

Мультимодальный подход идентифицирует человека посредством двух или более биометрических технологий, например, с помощью отпечатков пальцев и рисунка вен ладоней или комбинации отпечатков пальцев, радужки глаза и голосового паттерна. При этом не стоит относить к мультимодальной биометрии варианты с использованием фото и карточки-пропуска. Эти варианты несут в себе существенные недостатки – такие системы можно обмануть (например, на пропуск достаточно наклеить фото владельца для обмана системы). 

Дмитрий Шеходанов, генеральный директор ООО «Инвент Консалтинг»

0
Реклама на New Retail. Медиакит