0/5
Подпишитесь на новости ритейла

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

А оно вам надо? Или почему страсти по фудтеху сильно преувеличены…

А оно вам надо? Или почему страсти по фудтеху сильно преувеличены…
«Я ничего не успеваю, дайте мне быстро что-то сожрать» – так думают те, кто пытается жить в Москве. И эту «трясучку» фанаты фудтеха воспринимают как призыв к действию! Но как поживают, а вернее – выживают их любимые фуд технологии в регионах?
А оно вам надо? Или почему страсти по фудтеху сильно преувеличены…

На фото: Денис Яхно, концепт-бюро, стратегический консалтинг

На высоких скоростях жить бесполезно, можно только выживать. Те, кто постоянно не живут в Москве, считают, что она сможет проглотить больше, чем другие города, и сильно ошибаются. 

Дело в том, что жители таких больших городов питаются и приобретают что-либо совсем по иной логике, чем в городах малых, поскольку сам ритм мегаполиса не даёт спокойно жить. 

Скорость жизни Москвы отвлекает от самой жизни, здесь нужно всё успеть, а жить – это когда-нибудь потом. Поэтому с виду все богаты и радуются, а на деле все закредитованы под завязку, жить не на что, не говоря про отдых и так далее.

Примерно такими словами началась моя лекция 17 мая о сути фудтеха на одной закрытой профильной конференции. 

Итак, что такое фудтех, что это за слово такое странное, почему нельзя назваться более понятными словами, как было принято раньше – рестораны, ритейл, сельское хозяйство, производство, доставка? 

Да потому что сейчас нет уже ничего отдельного, каждый элемент является частью другого, но все вместе они объединены одной зонтичной историей – фуд технологиями или сокращённо фудтехом!

Те, кто тешит себя иллюзиями о том, что мы как-нибудь проковыляем по старинке с чем-нибудь одним, не представляют реальной жизни и не обладают важными и значимыми  знаниями. Потому что, чтобы по-настоящему заниматься фудтехом, нужно обладать недюжинными финансовыми, человеческими и временными ресурсами, которые под силу только глобальным корпорациям, типа «Азбуки Вкуса», – она-то уже запустила свои мощные клешни всюду, куда они дотянулись. На подходе ещё несколько, и бал они будут править долго. 
Рестораны и доставка востребованы в экономически перспективных городах. Если города экономически не перспективны, то они и не развиты. В таких городах времени полно, а денег нет!
Уж не знаю почему, но когда речь заходит о фудтехе, то почти сразу все, округлив глаза, сообщают, что речь, конечно же, о доставке, потому что это основная новая технология. Тогда я непременно это опровергаю словами, что доставка – это временный тренд, который долго служил хайпом, чтобы отобрать энное количество миллионов у нерадивых и несмышленых инвесторов, которых, кстати сказать, подавляющее большинство. 

На той лекции  мой спич о доставке звучал именно так:

«Доставка сама по себе не востребована в долгосрочной перспективе, она – часть единого организма. Чтобы там информационный шум вам ни говорил, как бы вы ни пытались нагрузить своих инвесторов и за счёт них дальше сидеть в своих офисах, знайте одно – сама по себе доставка убыточна, она часть общей системы с производством, оффлайн и онлайн ритейлом. Те, кто пытается выехать на доставке, не понимают одного, что если сейчас такого «организма» нет, то это временно, потому что скоро он будет, а все стартапы вне системы сразу закончатся. 

Сама по себе доставка как печень или почки, но весь организм не потянет, роль у неё своя, но не всеобъемлющая. Чтобы развивалась доставка необходимо, чтобы в городах был развит ритейл, фастфуд, ресторанный бизнес, службы быта и социального обслуживания и все это должно быть хорошо развито, поскольку главный посыл доставки – это сэкономить время путешествий в магазин, ресторан, службы быта. Если у человека много времени и он все успевает, доставка ему незачем. Итак, основная задача доставки – это экономия времени. Времени, но не денег!!!

Рестораны и доставка востребованы в экономически перспективных городах.

Если города экономически не перспективны, то они и не развиты. В таких городах времени полно, а денег нет. Вопрос! Зачем такие сложные сервисы там, где у людей вдоволь времени, но нет денег? Правильно, она там не нужна. Эти девайсы всегда будут не востребованы. 

Что доставка, что общепит, что ритейл без производственной базы экономически не оправданы и если про общепит и ритейл всё более-менее понятно, то вот с доставкой все куда сложнее. 95% стартапов на этой ниве не проживут и года. 

А оно вам надо? Или почему страсти по фудтеху сильно преувеличены…

Если у вас нет своего производства, то на чём вы будете делать деньги? Кто будет платить за доставку? 

Доставка – это не самостоятельный бизнес, доставка – это всего лишь логистическая модель донесения продукта до покупателя, сделать из мухи слона не проблема, только кому такая пустая муха нужна? Покупатель будет экономить всегда. Продавец тоже, у него косты.  Вы же знаете, как быстро меняются команды доставки на рынке, один покупает других, а все потому, что «крупняк» пытается решить задачу меняя слагаемые местами. 3+4 не будет равно 10, но если переставить местами 4 и 3 может проканает? А давайте попробуем! Но те,  кто закончил первый класс школы, понимают всю абсурдность таких перестановок, благо таковых не много, а инвесторов ещё меньше. Так и живём!»

Особые улыбки во всю ширь лица доставляли доклады «сетевиков» о том, что Москва им становится мала, и они уже совсем скоро выходят в регионы со всем фудтехом разом. Те, кто понимают, что количество населения Москвы максимум в три раза меньше населения России воспринимают подобные изречения не более чем «разогрев» юмористического шоу, потому что потом на сцену неизменно выходят инвесторы, готовые это всё профинансировать. 

Население агломерации Москвы со слов правительства Москвы достигло уже 40 миллионов человек, такими же цифрами по населению могут похвастаться европейские государства, а не города в России. От себя скажу, что больше таких городов как Москва в России и СНГ больше нет.

Проживающие в Москве, а также в ее агломерации преимущественно работают в черте города, при этом более половины не покидают для этого свой округ, другими словами, большая часть населения работает там же, где живёт, вследствие огромных размеров города. 

Я коренной москвич, когда мне было 12 лет, в Москве жили 8 миллионов человек, а агломерация составляла не более 15 миллионов населения. Встаёт вопрос, а откуда взялись все остальные? И вот откуда! Современная страна Московия – это огромный аэропорт, куда ежедневно, образно, приезжают тучи людей с мешками денег, и ровно такая же туча отсюда ежедневно улетает обратно, потратив свои мешки денег раньше. 

Процесс необратим. Одни прилетают, другие улетают. Именно поэтому в Москве так много денег и они никогда не закончатся. В аэропорте никто не живёт, все выживают. 
Скорость – основа создания больших проблем, а доставка с общепитом и ритейлом – это способ ускориться ещё и создать ещё большие проблемы.
Скорость – основа выживания. В Москве люди носятся, так думают все приезжие, на самом деле мы (коренные москвичи) пытаемся убежать от проблем, но чем быстрее мы бежим, тем быстрее их создаём. 

Скорость – основа создания больших проблем, а доставка с общепитом и ритейлом  – это способ ускориться ещё и создать ещё большие проблемы. Успеть важнее, чем жить, работа важнее, чем жизнь. 

В Москве не принято экономить. Сюда приезжают добывать понты, это место лёгких денег, здесь не модно пахать, но модно слыть богачом. Едят что попало, но ходят в шмотках от Гуччи. Зарабатывают 50 тысяч рублей, но все с айфонами. Вечно арендуют квартиру вместо того, чтобы поднапрячься, продать айфон и взять ипотеку. Одним словом, здесь витрина важнее сути. Москва такая вся! Поэтому, доставка здесь и в тренде. Считать деньги это не про столицу! Но так как стартапы создаются здесь, а регионам принято передирать на себя то, что не по размеру мы имеем тот ворох проблем, который не в состоянии прополоть ни одна власть, какая бы она не была. 

Оглянитесь, сколько всего на одной квадратной стометровке, «магниты» и «пятерки» наступают друг на друга, «азбуки» и «дикси» через дом, когда такое разнообразие и не знаешь куда бежать, потому что везде одно и то же по одним ценам. Порой кажется, что и вся Россия такая же. И по сегодняшним вашим выступлениям мне тоже кажется, что это так, а вот и нет. 








За МКАД совсем иная жизнь, как на другой планете, только это мы с вами инопланетяне, а не они, они то, жители всей остальной России как раз живут логично и по деньгам, а значит не на хайпе, а по уму.

А всё происходит потому, что мы уже давно привыкли к тому, что у нас в стране две столицы – первая государственная, а вторая культурная, а значит и в первой, и во второй всё едино. В этом и заключается корень всех бед питерских сетей, которые заходят в Москву с чем бы то ни было, и московских, которые также туда рвутся. 

Возьмём часть Европы – Питер. 

Это большой город России, его агломерация 7 миллионов или другими словами, как Южный округ Москвы по населению. Вот скажите, пойдут ли ваши планы там, собранные здесь? Нет! Потому что площадь Питера такая же, как в Москве, а население в 5 раз меньше. Все ваши конструкции сдохнут на старте. 

А если взять Краснодар с его 3 миллионами в агломерации, Екатеринбург с 2.5 миллионов с областью, тогда вообще инвесторы порвут вам всё в один заход. Се ля ви. Этого вы не учли. Там живут только местные, туристов нет,  а значит, течёт привычная жизнь  как река Дон в широком месте, тихо и незаметно. Нет ни скоростей, ни шума, ни событий, хайпу расти неоткуда. 
Москва – это один большой плацдарм для развития фишек фудтеха в нашей стране, больше это никому не нужно.
В магазин после работы медленно, из магазина до дома с подругами и медленно готовим ужин под телевизор, спокойно ужинаем всей семьей, потом чай, сериал и сон. Ну и куда здесь втиснуть фудтех, даже если без доставки, да некуда, огород, работы и здоровый сон прочно заменяет людям новые технологии 21 века. Там, где постоянно  живут свои, там нет развития и, следовательно, функционал не меняется десятилетиями.

Что тут ещё добавить? В плане завершения нашего сегодняшнего разговора…

Да ничего, в общем то. Москва – это один большой плацдарм для развития фишек фудтеха в нашей стране, больше это никому не нужно, потому как главное и необходимое для него условие это большое количество людей на одном квадратном километре площади. И если в Москве такое условие выполняется на все сто, то при пересчете на общую площадь России на 0,01% и то в лучшем случае. 

Возьмите калькуляторы в руки и разделите количество людей остальной страны на её квадратные километры. Вот сижу сейчас и представляю, сколько инвесторов одновременно выдохнули и начали искать новые инвестпроекты…

концепт-бюро, стратегический консалтинг

Все статьи Дениса Яхно читайте на портале New Retail в авторском спецпроекте «Бизнес как он есть».

время публикации: 10:00  02 августа 2018 года
0
Теги: бизнес, Денис Яхно

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
Интерткань b2b
Маркетинговые иссследования_b2b