Без права на ошибки: как клиентский сервис влияет на индустрию продуктового онлайн-ритейла

время публикации: 10:00 31 января 2020 года
Сегмент онлайн-торговли продуктами питания набирает обороты. Цена ошибок в клиентском сервисе в e-grocery очень велика. Треть клиентов даже после первой ошибки ритейлера не оставляют ему ни единого шанса на продолжение партнерства.
За последние годы высокую динамику роста показал рынок продуктовых онлайн-ритейлеров.
По данным Data Insight, в 2018 году в России количество заказов продуктов на дом увеличилось на 49%. Это можно объяснить не только ростом индустрии онлайн-ритейла в целом, но и появлением большого количества подобных сервисов. От них не отстают и крупные ритейлеры, которые под давлением рынка развивают онлайн-продажи. 
Анна Ставнийчук, директор по развитию бизнеса Teleperformance Russia Group, рассказала New Retail, как изменилась индустрия торговли продуктами с появлением доставки на дом и как это влияет на клиентский сервис.
Люди привыкают заказывать продукты на дом
Рынок продуктового онлайн-ритейла, безусловно, один из самых динамичных в России. Что ни неделя (а то и день), так открывается новая Яндекс.Лавка, запускается новый сервис по доставке продуктов или очередной «традиционный» ритейлер осваивает нишу, или же какие-то игроки уходят с рынка.
По данным Nielsen Connected Commerce, 90% россиян за последние годы хотя бы раз совершали покупки онлайн. Заказывают на дом по многим причинам: у кого-то нет времени ходить по магазинам, кто-то не хочет носить тяжелые пакеты, а кто-то элементарно привык к доставке на дом чего угодно. Могут быть и иные причины, но это не умаляет преимущество доставки до двери — экономию времени и сил.
Основные игроки рынка доставки продуктов: специализированные онлайн-сервисы и крупные торговые сети, которые поспели за трендом. Если еще пару лет назад доставка продуктов считалась премиум-услугой, то сегодня она намного доступнее. Конкуренция растет пропорционально развитию рынка, и это требует от компаний определенных изменений в бизнес-процессах.
Почему ритейлерам нужно задуматься о клиентской поддержке?
Поскольку ритейлеры предлагают относительно одинаковый ассортимент и услуги, фокус постепенно смещается в сторону опыта, который получают покупатели.
По оценке исследования Teleperformance Customer Experience Lab (CX Lab), доля атрибутов клиентского сервиса составляет 44% от общего объема факторов, влияющих на лояльность российских потребителей продуктовых онлайн-ритейлеров. Среди атрибутов, которые упоминались чаще других: идентификация предыдущих обращений, эффективная коммуникация, последовательность информации.
По данным CX Lab, в 2018 году 70% российских потребителей обращались в контактный центр продуктовых онлайн-ритейлеров. Чаще всего вопросы были связаны с процессом покупки или доставкой.
Однако тематика обращений – не единственная причина обратить внимание на клиентский опыт. 13% потребителей заметили, что перейдут к конкуренту из-за плохого клиентского сервиса онлайн-магазина. Более того, на российском рынке цена ошибки слишком высока: лояльность потребителей, у которых был негативный опыт взаимодействия с клиентским сервисом продуктового онлайн-ритейлера, снижается на 31%.

Особенности клиентского сервиса в индустрии продуктового онлайн-ритейла
Пожалуй, для индустрии продуктового ритейла, как ни для одной другой, характерна рутинность и повторяемость даже онлайн. Как часто вы экспериментируете с производителем, например, молочных продуктов, хлопьев на завтрак или кофе? Постоянство выбора – одна из причин, почему история предыдущих покупок и обращений в клиентский сервис в этой индустрии имеет особое значение.
Клиенту будет намного проще закинуть в корзину те же продукты, что он покупал ранее. Для операторов контактного центра знание о предпочтениях потребителя – это источник идей для персонализированного предложения. Под рукой у оператора контактного центра всегда должен быть доступ к информации: предыдущие покупки, обращения, предпочтения и география потребителя.
Также вся информация, которую предоставляет оператор, должна быть одинаковой в любой точке соприкосновения клиента с брендом – в контактном центре, онлайн-магазине или службе доставки. Как показывает практика, в большинстве случаев для продуктового онлайн-ритейла синхронизация информации между всеми участниками цепи клиентского опыта и эффективная коммуникация, направленная на решение вопроса клиента, остается непростой задачей.
Операторы контакт-центра должны быстро ориентироваться в ассортименте и при необходимости предлагать
альтернативные варианты, консультировать покупателей по процессу оформления и оплаты заказа, а также условиям доставки.
Читайте также: Как взломать ритейл через эмоции клиентов: два кейса сегодня и четыре кейса для завтра
Одним из ключевых факторов, влияющих на лояльность, российские потребители назвали безопасность онлайн-транзакций. В исследовании Nielsen на вопрос «Уверены ли вы, что информация на сайте онлайн-продавца защищена и хранится в безопасности?» только 38% ответили, что полностью уверены или в определенной мере уверены.
Подобные опасения вполне оправданы. Каждый раз, когда клиент вводит данные банковской карты в интернете, он может столкнуться с уязвимостью в системе онлайн-ритейлера. Чтобы потребитель был уверен в процессе оплаты онлайн-покупки, платежная страница должна соответствовать стандартам безопасности банковских транзакций, а вводимые на ней персональные данные не должны быть видны третьим лицам или храниться в незашифрованном виде.
Опечатки, неработающие ссылки и другие ошибки тоже уменьшают доверие пользователя к вебсайту и показывают, что компания невнимательна к деталям. Понятная навигация демонстрирует пользователю, что компания говорит с ним на одном языке, знает о его потребностях и учитывает особенности мышления. Мы рекомендуем делать контакты для связи с клиентской поддержкой максимально видимыми и доступными для клиентов, чтобы они всегда могли обратиться к специалистам, если у них возникнет вопрос.
* * *
Мы видим, что индустрия продуктового онлайн-ритейла показывает серьезный рост. Игроки этого рынка стремятся сделать сервисы по доставки продуктов на дом максимально простыми и понятными для потребителей. Однако не все вопросы и ситуации возможно предусмотреть. У потребителя всегда должна быть возможность быстро обратиться в службу поддержки, которая предоставит персонализированный сервис и в любое время ответит на вопросы по поводу своего заказа.
Анна Ставнийчук,
директор по развитию бизнеса Teleperformance Russia Group
0
Последние новости
Самое популярное
-
Оформление доставки в косметических интернет-магазинах в 2025 году (разбор ошибо...
-
Что ожидать от маркетплейсов в 2025 году: на чем сконцентрируются крупнейшие тор...
-
Объединённые Арабские Эмираты: что делает страну «оазисом» для российского бизне...
-
Тонкости фармацевтического маркетинга: о чем важно помнить, продвигая лекарствен...
-
Всё, везде и сразу: по каким законам развивается многофункциональный (гибридный)...