Безнал по QR: какие бизнесы его используют и почему?
время публикации: 10:00 09 февраля 2021 года
Оплата по QR-коду востребована предприятиями любого масштаба, при этом особую симпатию новая механика завоевала в сегменте малого бизнеса, ведь с её помощью предприниматели могут сэкономить на эквайринговой комиссии и оборудовании. Кто использует такую оплату чаще всего, и о каких особенностях приема QR-платежей нужно знать предпринимателям?
В каких отраслях бизнеса наиболее активно используют оплату по QR и почему, рассказывает Ольга Кукушкина, коммерческий директор ИТ-компании «Эвотор».Эвотор интегрировал сервис Сбера «Плати QR» летом 2020 года. На кассе реализовано два сценария оплаты. В первом случае ― касса сгенерит QR-код на экране и покупателю нужно будет его считать. И второй сценарий ― когда покупатель в приложении сам генерит код, который кассир сможет считать сканером или камерой кассы. За год работы сервис доказал свою востребованность среди предпринимателей по всей стране.
От Москвы до самых до окраин
По числу активных пользователей сервиса Сбера «Плати QR» в экосистеме Эвотора лидирует Московская область, Москва и Челябинская область. Также в топ-10 входят: Санкт-Петербург, Иркутская область, Краснодарский край, Ленинградская область, Приморский край, республики Карелия и Коми. Мы видим, что QR используют как в городах-миллионниках, так и в поселках городского типа.
Среди них ― небольшие продуктовые, в том числе специализированные магазины, турфирмы, автосервисы, салоны красоты и фитнес-центры, магазины одежды, электронных сигарет, аксессуаров для смартфонов и мелкой электроники, косметики и других непродовольственных товаров, полиграфии, поликлиники и стоматологии.
Предприниматели называют несколько ключевых особенностей приема QR-платежей:
• Экономия на безнале. Комиссия по QR ниже, чем по эквайрингу
Главное преимущество использования QR-кодов для продавца ― более низкая комиссия, чем по эквайрингу. Комиссия по «Плати QR»: 0,6% для организаций соцсферы, 1% (но не более 10 000 рублей за транзакцию) по крупным покупкам (турпутевки, автомобили, недвижимость); 1,5% ― для других отраслей.
Оплата по QR интересна в первую очередь низкомаржинальному бизнесу, где ставки по эквайрингу могут «съедать» заметную часть прибыли. У турфирм комиссия по эквайрингу сравнительно невысока - 1,4-1,6%, но по QR ― 1%, при этом есть лимит в 10 000 рублей за транзакцию. Средняя маржинальность туров ― 6-7%.
Но даже в бизнесе с небольшим средним чеком разница в комиссии имеет значение. Так, у многих опрошенных нами предпринимателей комиссия по эквайрингу составляла 2-2,5%, а по QR ― 1,5%. Даже разницу в 0,5 процентных пункта бизнес считает достаточно веским аргументом для того, чтобы переходить на QR.
• При отсутствии эквайринга на точке можно принимать безнал по QR
Сейчас по закону принимать карты (в законе речь идет, в первую очередь, о картах МИР) обязаны торговые точки с оборотом более 40 млн рублей за прошлый год. Но, как отмечают сами предприниматели, покупатели все реже пользуются наличкой.
В декабре 2020 года, по данным «Эвотора», доля безналичного оборота в торговых точках малого и среднего бизнеса достигла 55%. Для многих видов бизнеса ― например, магазинов одежды и обуви, салонов красоты, фитнес-центров ― прием карт на точке имеет критическое значение. Но даже для киосков печати и ремонта обуви отсутствие POS-терминала может сказаться на выручке.
При отсутствии эквайринга некоторые предлагают покупателям, у которых нет при себе наличности, сделать перевод на карту. Но за перевод может сниматься комиссия и не начисляются бонусы. Более того, не остается чека, который, в случае возникновения спорной ситуации, мог бы стать подтверждением покупки и помог бы клиенту в решении вопроса. Так что клиенту выгоднее оплата по QR-коду: нет комиссии, зато есть все документы и бонусы, как при оплате картой.
Оплата по QR-коду может стать как дополнением к «классическому» эквайрингу, так и доступной альтернативой приёму наличных. Собственно, именно так используют QR некоторые из предпринимателей в экосистеме «Эвотора», среди них небольшие региональные сервисные предприятия (шиномонтажи, полиграфии и др.)
Кроме того, внедрение оплаты по QR на торговой точке технически намного проще и быстрее. Не нужно настраивать оборудование и можно сэкономить на покупке/аренде оборудования.
• QR-платежи нужно фискализировать, если нет интеграции с кассой
При интеграции QR-платежей в кассовое оборудование, касса будет сразу пробивать чек. Но при использовании статического QR в виде «наклейки» продавцу нужно дополнительно пробить чек (это не касается тех видов бизнеса, которые могут не использовать онлайн-кассу: киоски печати, по ремонту обуви, продаже напитков на розлив (квас) и мороженого, сезонной торговле вразвал овощами).
К сожалению, не все об этом помнят или знают. В практике наших предпринимателей были случаи, когда в сервисной точке не пробивали чеки на большой объем QR-платежей. А это может грозить проблемами с налоговой службой при проверках.
• Покупатели не знакомы с оплатой по QR
Оплата по QR пока не стала привычной для покупателя. В этом сходятся все предприниматели, успешно использующие такой вид оплаты:
«Сначала на карты не хотели переходить, потом боялись карты в телефон закачивать, сейчас QR-а боятся. Людям трудно перестраиваться, многие из-за незнания технологии опасаются дополнительных списаний. Мы, предлагая оплатить по QR-коду, зачастую рассказываем клиентам о том, как работает сервис – тогда все опасения снимаются, и клиент с удовольствием пробует новую опцию», ― рассказывает владелица пункта выдачи и сувенирного магазина в Москве.
Часто покупателям приходится объяснять, как найти QR в приложение и как оплачивать ― так как опыта использования QR у них нет. Но первый клиентский опыт, как правило, позитивный:
«Люди довольно продвинутые, легко находят в приложении. Все отмечают, что оплачивать легко и просто», ― комментирует владелец автосервиса в Кирове.
Из-за того, что иногда приходится обучать клиентов, процесс оплаты по QR может занимать несколько больше времени, чем по эквайрингу, поэтому предприниматели предлагают его чаще тогда, когда нет повышенного траффика на точке.
Читайте также: Как россияне покупали в этом году офлайн и онлайн – аналитика ЮKassa и Эвотора
«Мы предлагаем оплату по QR всем, кто хочет оплатить по безналу, после уточнения, какая карта у покупателя. Но предлагаем, когда люди не спешат, нет очереди и у них есть время зайти в приложение», ― объясняет владелец точки по продаже электронных сигарет в Москве.
Большинство опрошенных сходятся во мнении, что постоянные покупатели после первой оплаты по QR реагируют позитивно:
«Есть те, кто уже пользовался QR или уже постоянно через наш пункт выдачи забирает покупки, они лояльны и могут даже сами предлагать QR», ― уточняет предпринимательница, владелица пункта выдачи в Москве.
Владелица турфирмы из Рязани составила инструкцию для тех, кто оплачивает QR-кодом тур удаленно: «Такая инструкция пригождается, если клиенты ― люди старшего возраста, не так привычные к технологиям».
QR or not QR?
Опрошенные нами предприниматели планируют и дальше использовать QR-коды при приеме платежей. Массовое использование QR-платежей невозможно без технического развития, интеграции с любым кассовым оборудованием, упрощением клиентского опыта. Интеграция с кассовым оборудованием, мы видим это по опыту «Эвотора», снижает время обслуживания клиентов.
Вот как резюмирует предпринимательница из Москвы: «Главное, чтобы сервис оплаты по QR продолжал расширяться и появлялся во многих обычных магазинах и супермаркетах- тогда люди привыкнут к этой форме оплаты».
Ольга Кукушкина,
коммерческий директор ИТ-компании «Эвотор»
для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- «Я бы менеджером пошел — пусть меня научат!», или 5 мифов о профессии менеджера ...
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Как сервисы Verme помогают управлять графиками персонала в аптеках, клиниках и л...