0/5

Боли российского бизнеса и перспективы на 2020-й год

Боли российского бизнеса и перспективы на 2020-й год
время публикации: 10:00  29 ноября 2019 года
Теги: Россия
Какие барьеры сдерживают развитие российского рынка в настоящих условиях, и чего ждать в наступающем 2020 году?
Боли российского бизнеса и перспективы на 2020-й годВ этом году уже второй раз подряд Люксембург был признан наиболее благоприятной страной для развития бизнеса. Статистика составлялась с использованием данных о налогах, бюрократии, цен на производство и т.д. Россия же заняла 79-е место. Это не значит, что в нашей стране невыгодно развивать бизнес, но трудностей в процессе возникает немало.

Сегодня в перечень основных проблем для бизнесменов попадают налоги, конкуренция, а в крупных городах это затраты на аренду и доступность площадок. О том, как все эти аспекты сказываются на ежедневной работе, рассказывает Алексей Банников, генеральный директор группы компаний ООО «Фотосклад».


Отечественные онлайн-магазины против иностранных

Высокая конкуренция стала основополагающим аспектом развития бизнеса еще в 90-х годах. Однако если тогда вопросы решались не самыми легальными путями, сегодня борьба идет уже не с представителями фирм в той же отрасли, а за внимание покупателя. Внимание стало непосредственной конвертируемой величиной, а самым привлекательным фактором – цена.

Именно по этой причине бум иностранных интернет-магазинов сильно ударил по отечественному бизнесу. Многочисленные зарубежные онлайн площадки, стали предлагать аналогичный товар, но по более низким ценам. При том, что российские магазины сталкивались с пошлинами и ограничениями, которые сказывались на цене, иностранные использовали пробел в законодательстве для того, чтобы отправлять товары бесплатно. 

Проблема встала настолько остро, что правительство приняло решение снизить порог беспошлинных покупок. Это несколько стабилизировало ситуацию, однако, полностью проблемы не решило, так как осталась необходимость держать цены на том уровне, который позволяет бизнесу быть рентабельным, включая все налоги и пошлины. К тому же, каждый кризис и падение курса, опять заставляет ритейлеров поднимать стоимость. Высокие цены сказываются на покупателе, низкие – на продавце.

В сфере электроники все это особенно заметно, поскольку наценка может варьироваться от 30 до 50%. При этом, новые компании фактически теряют возможность выйти на рынок, им нужно либо придерживаться политики вендоров, которые нередко предлагают свою рекомендованную розничную цену, и терять покупателя, либо искать менее легальные способы закупки товара. Второй способ стал особенно популярен среди небольших онлайн-магазинов. Лучше всего это заметно с техникой Apple, которая у авторизованных реселлеров стоит в среднем на 20% дороже.

Политика ценообразования является одной из ключевых проблем бизнеса в России, особенно малого. Многие находят решение в заработке на собственных торговых марках. Это создает хорошую альтернативу крупным брендам, при этом позволяет магазину получить дополнительную прибыль без взаимодействия с вендором, то есть без посредника. В свою очередь, такой доход дает возможность более демократично выставлять цены на остальную продукцию.

Если не надеяться на решение «сверху», то задача российских онлайн-магазинов заключается в том, чтобы предложить покупателю альтернативу. Главное преимущество – это возможность быстрой и надежной доставки. При этом необходимо систематически расширять товарную матрицу и предлагать то, чего нет у других.


Проблемы больших городов

Бизнес в столицах страдает еще от одного фактора – от помещения. Большинство организаций предпочитают не приобретать собственное здание из-за цены на недвижимость, особенно в столицах – Москве и Петербурге, и возможности переезда при необходимости. Поэтому многие берут помещения в аренду, что добавляет определенную сумму в ежеквартальную статью расходов. В недвижимости главное – это локация, а для бизнеса это еще и доступность для покупателя, поэтому к офисной площади и складам добавляется расход на аренду торговых точек или пунктов выдачи. 

Боли российского бизнеса и перспективы на 2020-й год

Это большая проблема для федеральных сетей, так как представительство у таких магазинов должно быть не только в интернете, но и в офлайне. По данным компании GFK, к 2018 году 35% покупателей минимум один раз, приобретали что-либо в онлайне – это на 17% больше, чем в 2017 году. Однако 65% по-прежнему предпочитают совершать покупки в обычных магазинах. Это доказывает, что наличие офлайн площадки увеличивает спрос и расширяет целевую аудиторию. 

Цена на коммерческую недвижимость, как правило, выше, чем на жилую, потому как в расчет берется не только стоимость квадратного метра, но и будущая прибыль от бизнеса. На стоимость будет влиять расположение и даже выход из помещения, поэтому некоторые компании выбирают труднодоступные точки: в бизнес центрах или во дворах.

Ряд организаций, особенно онлайн-магазины, предпочитают сотрудничество с пунктами выдачи товаров или же позволяют конкурентам пользоваться собственными точками. Это влияет на прибыль, позволяя балансировать цены, однако, негативно сказывается на малом бизнесе. Получить собственную площадку небольшому интернет-магазину непросто, что уж говорить о шоу-румах или офлайн-точках. В результате они либо обращаются за помощью к конкурентам, либо вынуждены поддерживать высокие ценники для покрытия иных расходов.

Вопрос оффлайн-площадки предпринимателю самостоятельно решить невозможно. При отсутствии эффективной системы льгот на аренду для малого бизнеса, остается только выбирать наиболее выгодные торговые точки и пользоваться доступными ресурсами, которые позволят найти магазин. Вывески, указатели, онлайн карты – все это даст возможность не затеряться во дворах. Даже если магазин спрятан в жилом помещении, у покупателя не должно возникать вопроса, в какую дверь или арку войти.


Онлайн кассы

Федеральный Закон 54 «О применении контрольно-кассовой техники» нацелен, в основном, на теневой сегмент, однако, он ударяет и по легальному бизнесу, вынуждая компании нести дополнительные траты. Под угрозу снова попадает малый бизнес, и каждая организация решает вопрос по-своему: одни отказываются от электронной и онлайн-оплаты, другие же поднимают цены, чтобы восполнить затраты на оборудование для касс. В 2018 году в силу вступила третья волна нововведений, сделавшая обязательными договор с ОФД и использование онлайн-касс для торговых организаций и ИП. Это значит, что каждой компании нужно выбрать оператора фискальных данных и гарантировать подключение к интернету на площадке, где планируется проведение оплаты, если дело касается офлайн-точки.

По данным ФНС, на новый порядок расчета перешли 865 тысяч организаций и ИП, в основном, занятых в торговле или общепите. Количество касс выросло в два раза. Закон работает и необходимость его очевидна, однако, сколько небольших организаций уходит с рынка? Такой статистики, к сожалению, нет.

Вся ответственность ложится на плечи предпринимателя. Если бизнес еще не запущен, то расходы, связанные с выполнением закона, придется включить в начальный бизнес-план. Для уже существующей компании самый сложный элемент — это товароучетная система. Однако сейчас есть сервисы, которые позволяют автоматизировать процесс и навести порядок в собственном бизнесе. По большому счету, именно это и является задачей закона – обеспечить прозрачность внутри компании.




Читайте также: Онлайн-касса? Нет, не слышали. Отвечаем на «горячие» вопросы предпринимателей




Перспективы

В октябре 2019 года Министерство Экономики предложило повысить налог для малого бизнеса на 4,9%. Это значит, что любой начинающий бизнесмен сразу попадет в суровые реалии. Помимо трат на запуск проекта, аренду и прочее, повышенный налог усложнит процесс получения прибыли. Бизнес будет окупаться медленнее и нерентабельных проектов станет больше. Это может затормозить не только развитие сферы услуг и торговли, но и разработки и стартапы. Ведь многие из них держатся исключительно на перспективе продаж. Все это нацелено на рост бюджета гораздо больше, нежели на поддержку малого бизнеса. В результате же пострадать могут не только сами зачинщики проектов, но и общество. В ситуации отсутствия перспектив, начинающие бизнесмены будут искать поддержку за рубежом, и проекты будут попросту безвозвратно уходить. 

Поддержка малого бизнеса считается важным направлением, поскольку именно конкуренция на справедливых условиях двигает прогресс. Однако, многие решения, направленные, казалось бы, на благие цели, сильно перекашивают рынок в пользу крупных торговых сетей, не оставляя шансов маленьким локальным магазинам.

Владельцам небольших компаний сейчас нужно четко осознавать, что первое время будет самым сложным. Как и любая встряска для рынка, пока новая система налогообложения приживается, у компаний будет возможность проявить себя и показать, за счет чего они способны остаться на плаву. Это будет шанс понять, что в компании работает лучше, а в чем необходимы перемены.

Алексей Банников, 
генеральный директор группы компаний ООО «Фотосклад»



0
Реклама на New Retail. Медиакит