Что нужно знать о маркировке в Честном знаке
время публикации: 10:00 29 октября 2024 года
До конца 2024 года стартует обязательная маркировка в семи новых товарных группах. У участников оборота возникает много вопросов о нанесении кодов, приемке и отгрузке продукции, отчетности перед Честным знаком.
Вместе с экспертом по законодательству Контура Анной Жуковой ответили на самые горячие вопросы от производителей, оптовых и розничных компаний.Контур — технологический партнер Честного знака: совместно с Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ) тестирует решения при запуске товарных групп. Обладает экспертизой и знаниями в маркировке, более 30 лет помогает участникам рынка автоматизировать процессы.
От всех участников оборота
● Как понять, что продукция попадает под маркировку в новой товарной группе?
Изучите коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и коды общероссийского классификатора продукции (ОКПД-2) в постановлении Правительства РФ по вашей товарной группе, в пункте 3. Также они есть на сайте Честного знака в разделе товарной группы.
В пункте 2 постановления перечислены признаки продукции, которую нужно маркировать. Если указано «в потребительской упаковке», а ваш товар без нее, значит маркировка по нему не требуется.
Изучите исключения из маркировки в пункте 3 правил или в списке кодов ТН ВЭД/ОКПД-2. Например, могут не маркироваться товары для экспорта за пределы Евразийского экономического союза.
● Для чего нужен электронный документооборот (ЭДО) при работе с маркировкой?
С помощью ЭДО система маркировки Честный знак прослеживает всю цепочку товародвижения и контролирует передачу прав собственности на товар.
При запуске маркировки в товарной группе нет требования обязательного ЭДО. Оно появляется на этапе вывода товара из оборота и передачи в Честный знак сведений о нем в объемно-сортовом или поэкземплярном учете. После этого все участники оборота должны наполнять универсальные передаточные документы (УПД) кодами маркировки, передавать данные в Честный знак и отправлять документы контрагентам с помощью ЭДО.
От производителей и импортеров
● Как правильно реализовать товар после нанесения кодов маркировки?
Если в товарной группе еще не стартовал ЭДО, разрешено отгружать продукцию по бумажным документам. После его введения поставляйте товары контрагенту с оформлением электронного УПД. В документе укажите все коды маркировки — в случае поэкземплярного учета. Либо количество товара и его международный код GTIN — в случае объемного-сортового учета. Контрагент должен подписать УПД в течение трех рабочих дней с момента приемки товара.
Выводить товар из оборота требуется к примеру:
• при браке или повреждении кода — для дальнейшей перемаркировки;
• при отгрузке товара не для дальнейшей продажи. В этом случае нужно сформировать УПД с пометкой «с выводом из оборота».
● Как выбрать место для нанесения кодов маркировки на товар?
Производитель или импортер сам определяет место и способ для нанесения кода маркировки. В постановлениях Правительства РФ по товарным группам указано требование — его неотделимость от упаковки до конца срока годности.
Во время проведения экспериментов по маркировке эксперты ЦРПТ дают рекомендации по нанесению кодов, чтобы обеспечить их считываемость.
Пояснения к фото:
Для товаров с закругленными поверхностями, например, тростей или кресел используйте стикеры в виде флажков. | Для упаковок с замороженной продукцией, например, икрой подберите надежный клей. | Для товаров, которые проходят процедуру авто лавирования, например, консервов, впишите код маркировки в дизайн упаковки. |
● Какое оборудование нужно производителю для автоматизации маркировки?
1. Принтер для нанесения кодов маркировки. Для ручной маркировки или для линий с маленькими объемами производства подойдут Godex G300, TSC TE300, TSC MB 340T.
Для больших объемов производства потребуется принтер прямого нанесения. Если вы наносите коды маркировки в виде стикеров, нужен аппликатор или принтер-аппликатор. Первый промаркирует товары на высокой скорости, а второй может одновременно печатать коды на пустую этикетку и наносить ее на продукт.
2. Отбраковщики и камеры техзрения на линии автоматически проверяют, подсвечивают или убирают некорректно промаркированную продукцию.
3. Автоматизированное рабочее место (АРМ) — специальное программное обеспечение (ПО), например, от Контур.Маркировки для быстрой фасовки и агрегации. АРМ фасовщика автоматизирует работу с товарами с переменным весом. АРМ агрегации собирает товары в короба и паллеты.
4. Специальное ПО для работы оборудования на линии. Нужно связать его с сервисом для работы с маркировкой, которым вы пользуетесь. Это позволит быстро отправлять задания на печать, а отчеты о нанесении кодов — в Честный знак.
Решение удобно реализовано в системе управления линиями (СУЛ) Контур.Маркировки.
От оптовых компаний
● Как действовать оптовикам и дистрибьюторам для реализации маркированного товара?
Оптовики становятся участниками оборота после старта ЭДО и вывода товара из оборота.
— Настройте на предприятии ЭДО. Для этого выберите оператора, например, на сайте Честного знака.
— Приобретите оборудование для приемки и отгрузки товара. Например, терминал сбора данных (ТСД) помогает наполнять документы и проверять коды. 2D-сканер также считывает коды и подойдет для работы на складе, кассе.
— Начните отгружать и принимать товар с помощью ЭДО в объемно-сортовом или поэкземплярному учете.
— Выводите товар из оборота при необходимости, например: при браке или истечении срока годности товара.
● Во всех ли товарных группах есть маркировка остатков?
Маркировку остатков вводят в тех товарных группах, где у производителей, оптовиков и розницы в обороте много немаркированного товара с длинным сроком годности. Например, в легпроме, у велосипедов. Участникам оборота дается дополнительное время для реализации такой продукции или ее маркировки. После истечения этого срока немаркированные товары остается только списать.
Маркировки остатков нет у пищевой продукции — консервов, растительных масел, кормов для животных. Их можно продавать до окончания сроков годности.
● Можно ли отгружать в одном УПД маркированный и немаркированный товар?
Да, это возможно в составном УПД. Например, вы можете отгрузить вместе маркированное молоко и хлеб. При этом коды маркировки в УПД необходимо указать только для маркированного товара, а в имени УПД поставить признак MARK. Документ покажет оператору ЭДО, что данные из него необходимо направить в Честный знак.
Читайте также: Teams уходит — Толк приходит. Выбираем сервис для общения с поставщиками и производителями
●Как правильно оформлять возврат маркированного товара?
Возможны два варианта.
1. Если после отгрузки товара контрагент решил от него отказаться, он отклоняет входящий УПД и не принимает продукцию.
2. Если это возврат отдельных товаров из УПД, покупатель информирует продавца о возврате. Для этого оформляют:
• универсальный корректировочный документ (УКД) — если нужно исправить количество товара и/или его стоимость;
• универсальный передаточный документ исправленный (УПД (и) - в случае ошибок в кодах маркировки, пересортице или других ошибок в документе, когда количество и стоимость товара не меняется
УКД и УПД (и) нужно согласовать с обеих сторон.
От розницы
● Как маркировать товар, если вы продаете его на развес/на розлив непосредственно в магазине?
Если вы фасуете товар на складе, необходимо промаркировать каждую упаковку. А продажа в магазине на развес в присутствии потребителя — это исключение из правил маркировки. Маркировать нужно только тару, из которой наливаете или накладываете продукцию. Это касается растительных масел, икры, кормов для животных.
● Что такое разрешительный режим на кассе?
Это система проверки товара на кассе, которая не допускает его продажу в случае несоответствия критериям. Код не пройдет проверку в Честном знаке, если он:
• выведен из оборота;
• не введен в оборот;
• с истекшим сроком годности;
• заблокирован по решению органов госвласти, например, в случае массовых отравлений опасной продукцией;
• не прошел проверку криптографией: такое бывает, если код неправильно отсканировали;
• относится к товару, который продается по цене выше или ниже установленной (для табачной продукции);
• не найден в Честном знаке.
● Какой способ для вывода из оборота выбрать интернет-магазину?
Интернет-магазин при продаже маркированных товаров может использовать один из двух вариантов вывода из оборота: через контрольно-кассовую технику (ККТ) или через документ вывода из оборота (акт).
Целевым и более удобным считается метод вывод через кассу. Продавец пробивает товар на кассе и выводит из оборота, а затем передает его курьеру вместе с чеком. Можно использовать второй метод: при отгрузке покупателю со склада продавец самостоятельно выводит товар из оборота с помощью акта.
Список товарных групп, подлежащих обязательной маркировке, растет с каждым годом. Для соблюдения требований законодательства участникам оборота приходится перестраивать рабочие процессы. Комплексные решения от Контура помогут сэкономить ресурсы компании и заранее подготовиться к изменениям. Специалисты подберут сервис и оборудование для автоматизации маркировки с учетом ваших товаров и бизнес-задач.
Реклама. 18+. АО «ПФ «СКБ Контур». ОГРН 1026605606620 620144, Екатеринбург, ул. Народной Воли, 19А.
erid: F7NfYUJCUneP3W85gQ5R
0
Последние новости
Самое популярное
- Как гиперперсонализация меняет рынок автоматизированного маркетинга. А вы знаете...
- Здесь может быть ваш корнер. Как открыть точку на фуд-холле?
- Новый клиентский опыт в офлайне: технологии для ритейла 2024-2027
- Кейс «Роллтон»: как охватить 12,5 млн потребителей при помощи креативной наружки
- Куда покупатели идут за мебелью? Психология выбора между шоурумом и маркетплейсо...