Что ожидает отрасль газированных напитков после введения акциза?
время публикации: 10:00 08 декабря 2022 года
С 1 июля 2023 года сладкая газировка в России будет облагаться акцизом — соответствующий закон уже принят Госдумой. Закон принят и обратного пути нет - бизнесу, производящему сладкие газированные напитки, придется жить по новым правилам. Как это скажется на бизнесе данных компаний, как изменится матрица основных игроков и стоимость конечного продукта?
Рассказывает Николай Комаревцев, генеральный директор компании «ФудВэй», (производитель энергетического напитка Powercell).
Что произошло и кого коснется закон
Под нововведение попадут напитки, сделанные из питьевой или минеральной воды, содержащие сахар (глюкозу, фруктозу, сахарозу, декстрозу, мальтозу, лактозу), сироп с сахаром или мёд. При этом, количество углеводов в их пищевой ценности должно быть более 5 граммов на 100 миллилитров, а объемная доля этилового спирта не должна превышать 1,2%. Важный момент: это касается лишь напитков, произведенных и упакованных промышленным способом. Если газировка или лимонад сделаны в общепите - их акцизы не коснутся.
В целом история с этими мерами далеко не нова.
Так, в феврале 2021 года рассмотреть этот вопрос предложил депутат ГД Иван Сухарев. Но и тогда это уже была довольно старая проблема. Тема обсуждается уже лет 10 и среди желающих дать жизнь нововведению были как сторонники и противники. Аналогичные попытки были и с алкоголем и табаком, и они были нацелены на оздоровление нации. Однако, сильного эффекта это не возымело.
Статистика говорит о том, что в последние годы производство и потребление сладкой газировки в стране идет в рост. Однако, в июне этого года из-за ухода иностранных производителей с рынка было замечено небольшое падение на 5,2%. Рынок быстро восстановился за счет отечественных производителей, которые начали активно занимать временно опустевшую нишу. По итогу в 2022 году производство сладкой газировки показало рост в 10-15%.
Что будет с ценой напитка и рынком в целом
После введения акциза цена напитка увеличится с 15 до 30% в зависимости от изначальной ценовой категории. Более дешёвый ассортимент в процентном выражении вырастет больше, так как ставка идет за литр, а не по цене. Многие напитки станут хуже по качеству.
Что произойдет с самим ассортиментом: станет больше напитков с сахарозаменителями или без сахара вообще. Не думаю, что это кардинально будет способствовать развитию ЗОЖ-продукции. Ведь сахарозаменители тоже не полезны для здоровья в больших количествах и вызывают негативные последствия для организма.
Сложности появятся у всех. Так многие мелкие игроки могут закрыться, из-за такой инициативы, так как будет сложно конкурировать и при таких нагрузках с большими корпорациями. При этом, осторожны в своих прогнозах и сами большие компании. «Черноголовка» уже заявила о сворачивании своей инвестиционной программы. Такое же заявление сделал и комбинат «Очаково». Производитель планировал внедрять новые линии розлива, выводить на рынок новые напитки, но сразу после публикации законопроекта игрок отказался от своих планов.
Подобная мера, разумеется, ударит сильно по бизнесу и производству безалкогольных напитков. Это серьезное дополнительное бремя на бизнес, его финансовую активность.
Можно предположить, что в результате на полках появится больше напитков без сахара, а объемы продаж вырастут. Введение акциза подтолкнет производителей к тому, чтобы заменять сахар другими сладкими ингредиентами: это стевия, либо фруктоза. Бытует мнение, что эти ингредиенты менее вредны для здоровья, чем сахар. Однако, зная химический анализ, нельзя на 100 процентов утверждать, что эти ингредиенты настолько безопасны, насколько об этом говорят приверженцы ЗОЖ.
По мнению врачей, стевия и фруктоза при частом употреблении могут быть вредны для поджелудочной железы.
Совершенно точно можно прогнозировать, что производители, не желая перекладывать траты на акциз на потребителя, будут стараться экономить, что не пойдет на пользу качеству конечного продукта.
Читайте также: «Жидкая батарейка»: чем живет рынок газированных энергетических напитков – актуальная ситуация и перспективы развития
Как будет перестраиваться бизнес
Бизнесу нужно думать о том, как перестраиваться, уже сейчас. Помимо прямых затраты на акциз, – предположительно это будет 7 рублей за литр – бизнес ожидает и масса изменений в процессах. Для правильной работы придется нанимать дополнительных квалифицированных сотрудников, которые будут заниматься работой с акцизами, придется удлинять процесс производства, потому что нужно будет закупать продукцию, выводить ее на рынок, получать разрешение, закупать акцизные марки и приклеивать их к каждой бутылке и банке.
Каждый новый шаг в производственном процессе стоит денег и это будет еще источник дополнительных расходов для бизнеса. Особенно сильно пострадает от нововведения малый бизнес и небольшие локальные производители, которые и сейчас редко выходят в зону прибыльности, а с введением акциза их производство и вовсе станет нерентабельным.
Николай Комаревцев,
генеральный директор компании «ФудВэй», (производитель энергетического напитка Powercell).
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...