0/5

Подпишитесь на новости ритейла

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

Что происходит на рынке охранных услуг: мнение экспертов

Что происходит на рынке охранных услуг: мнение экспертов
Российские торговые сети раз за разом становятся фигурантами скандальных историй с неадекватным поведением охраны в торговых залах. Магазинные охранники давно стали отдельной, внушительной частью русского хаоса. Одна из последних историй — нападение охранника магазина «Пятёрочка» с электрошокером на семилетнего мальчика — заставила нас задаться вопросом: что вообще происходит на этом рынке?
По состоянию на 2014 год в России насчитывалось 719 тысяч лицензированных охранников — на 30 тысяч больше, чем в предыдущем году. В денежном выражении объём рынка составил 138,2 млрд руб., и в 2015 году ожидается его рост ещё на 10%. Примерно четверть этой суммы приходится на содержание физической охраны, остальное — на быстрорастущий сегмент технических средств безопасности (ТСБ).

Компания «Рустелеком», обнародовавшая эти данные, подчёркивает, что сегодня растут оба сегмента — и физическая охрана, и ТСБ, но ТСБ растёт гораздо быстрее. Это хорошо заметно по риторике компаний, для которых остро стоит вопрос эффективной охраны. Так, ритейлер «Евросеть» существенно сократил число охранников в пользу технических средств: об этом сообщил финансовый директор компании Дмитрий Мильштейн в рамках «Недели российского ритейла». В «Эльдорадо» также подтвердили проведённую оптимизацию расходов на охрану в 2014 году.

Андрей Скурихин, директор по безопасности компании «Эльдорадо»:

«Оптимизация произведена без ущерба для процессов защиты бизнеса. При этом эффективность постовой охраны не снижается — это отдельный сегмент. Он в совокупности с защитой техническими средствами позволяет бороться с жуликами».

Технологически сейчас становятся востребованы комплексные решения безопасности. Компании прекрасно видят сомнительный эффект от дедушек и молодых неопытных ребят у магазинных рамок и ищут пути решения этой проблемы.

Представители охранных предприятий и компаний, которые занимаются вопросами безопасности бизнеса, сходятся во мнении, что вот-вот должен произойти качественный скачок в предоставлении услуг охраны. Баланс уже активно смещается — но это вряд ли значит, что пенсионеры на табуретках и мигранты с дубинками уйдут в прошлое.

Сергей Алексеев, генеральный директор охранной фирмы "ТИТАН":

«Сегодня, в изменившихся экономических условиях, наступает новый этап развития рынка охранных услуг. Фрагментарное и не всегда оптимально организованное применение постовой и пультовой охраны уже не устраивает крупный ритейл – сегодня сетевой рознице нужен интеллектуальный центр, который сможет взять на себя работу со всеми объектами сети и обеспечивать не только полный комплекс услуг пультовой охраны и пожарной безопасности, но и эффективные решения по обеспечению экономической безопасности. Такой подход не только повышает  эффективность управления безопасностью, но и существенно сокращает расходы на управление безопасностью.

В подтверждение этой тенденции спрос на «традиционную» — преимущественно постовую — охрану сегодня действительно падает, в то время как спрос на комплексные решения в области безопасности, напротив, растет.

На наш взгляд, рыночные условия сегодня требуют качественно нового уровня предоставляемых услуг в сфере обеспечения безопасности, и дальнейшее ее развитие будет связано с оптимизацией расходов на безопасность и с комплексным управлением охранными системами, пожарной и экономической безопасностью. Конечно, для реализации этих задач, то есть для того, чтобы соответствовать новым требованиям рынка, охранным организациям будет необходимо инвестировать в материально-техническую базу, интеллектуальные решения, повышение квалификации кадров».

Но что значит — переход к техническим средствам безопасности? Под этим термином скрывается масса решений, как организационных, так и собственно технологических. Это и пультовая охрана, и системы видеофиксации, и те самые рамки в магазинах, и ещё многое и многое. Комплексные охранные решения, помимо прочего, дают прекрасный материал для построения системы аналитики, не связанной с безопасностью.

Елена Венцлавович, директор по развитию телеком-оператора «Дом.ru Бизнес»:
 
«В текущих условиях ритейлеры заинтересованы в недорогих технологиях, которые способны обеспечить необходимый уровень безопасности. Одной из таких услуг является облачное видеонаблюдение, которое предоставляют телеком-операторы. Услуга предоставляется в «облаке» и позволяет дополнительно сэкономить на дорогостоящем оборудовании и приобретении серверных мощностей для хранения видеоданных. 

Работая как с крупными торговыми сетями, так и с небольшими магазинами, мы отмечаем растущий спрос на интеллектуальное видеонаблюдение. Например, около 40% корпоративных клиентов «Дом.ru Бизнес», внедривших услугу облачного видеонаблюдения, уже используют интеллектуальные функции видеоаналатики. Среди них можно выделить анализ и распознавание движущихся объектов в поле зрения камеры, подачу тревожного сигнала при пересечении определенной линии или длительном пребывании объекта в конкретной зоне, поиск в архиве тревожных событий и др. 

Современное видеонаблюдение давно вышло за рамки исключительно охранных функций и обладает широким спектром дополнительных возможностей в области видеоаналитки. Например, с помощью видеокамер, размещенных в кассовых зонах, ритейлеры могут проводить мониторинг очередей и на основе полученных данных оптимизировать работу кассиров и повышать эффективность обслуживания покупателей, увеличивая число работающих касс в пиковые часы. 

В рамках услуги видеонаблюдения, которую «Дом.ru Бизнес» предоставляет предприятиям розничной торговли, доступны интеллектуальные функции, направленные на оптимизацию обслуживания покупателей в очередях. Например, при скоплении на кассе более 5 человек специальный интеллектуальный модуль подаст сигнал управляющему магазином, который сможет оперативно перераспределить поток посетителей на другие кассы. Кроме того, функционал интеллектуального модуля позволяет фиксировать среднее время обслуживания и общее количество покупателей на конкретной кассе, что необходимо для регулирования очередей. 

Данные видеоанализа также могут быть использованы для построения тепловых карт, которые помогают выявить наиболее посещаемые зоны, где покупатели проводят больше всего времени. Работа с этой информацией будет полезна при анализе эффективности выкладки товара и оптимизации торгового пространства».

Что касается пультовой охраны, участники рынка на условиях анонимности дали нам несколько развёрнутых советов о том, как правильно организовать работу охранных служб.

«Во-первых, по целому ряду причин работа с одной охранной организацией по обеспечению безопасности всех объектовсети существенно эффективнее, чем с несколькими компаниями, каждая из которых отвечает только за определенную часть магазинов. Это дает возможность охранной организации оперировать полным объемом информации, понимать общее количество тревог по сети, их основные причины, специфику объектов и многое другое и в соответствии с этими факторами постоянно оптимизировать работу персонала, дислокацию вооруженных мобильных экипажей и систему в целом. Координировать работу одной организации значительно проще и удобнее. Кроме того, это всегда дешевле благодаря экономии на масштабе, которую может обеспечить только крупная охранная структура. Добавлю также, что установку оборудования лучше доверять той же организации, что и выезды по тревогам.

В противном случае возникают такие ситуации, когда с клиентом работают две конкурирующие компании, которые не только не помогают друг другу, но и, не поверите, иногда намеренно ставят друг другу «палки в колеса». Например, оперативная группа не приехала на объект, потому что не получила сигнала тревоги. Компания, отвечающая за выезды по тревогам, начинает выяснять обстоятельства, просит вторую компанию провести   проверку оборудования. А вторая компания заявляет, что с оборудованием все в порядке и ни к каким проверкам никого не подпустит.

Во-вторых, охрану и пожарную безопасность также лучше доверять одной организации. Это опять же и эффективнее, и значительно дешевле.

Поясню, почему. Бригада, занимающаяся установкой охранной сигнализации, может установить и систему пожарной безопасности за один выезд. То есть, если охранную и пожарную сигнализацию устанавливают 2 разные компании, Вы платите за выезд 2-х бригад. Если Вы работаете с одной крупной компанией, Вы платите за 1 выезд - таким образом,  установку пожарной сигнализации Вы сможете получить практически бонусом. Загвоздка в том, что далеко не все охранные организации занимаются системами пожарной безопасности на должном уровне, но у нас, например, эта услуга активно развивается, мы проводим полный комплекс мероприятий по пожарному аудиту, берем на себя ответственность за все вопросы пожарной безопасности включая согласования с ГПН, избавляя таким образом от лишней «головной боли» руководство сетей.

В-третьих, для обслуживания большого числа объектов охранной организации требуется определенное количество вооруженных мобильных экипажей, дислоцированных таким образом, чтобы обеспечить прибытие на каждый из объектов сети в кратчайшие сроки. Кроме того, нужен современный мониторинговый центр, технологии которого могут обеспечить минимальное время и максимальную эффективность обработки входящей информации,  а также оперативное управление группами быстрого реагирования.  Из этих составляющих и складывается то самое «время прибытия» ГБР.

К сожалению, сегодня не многие готовы инвестировать в модернизацию оборудования, улучшение оснащения, развитие собственного автопарка и т.д. - словом, все, что необходимо для  эффективной работы с крупной сетью. Компании предпочитают привлекать в большом количестве третьи организации для выезда по тревогам. Такая схема работы постоянно дает сбои и подвергает серьезному риску как клиентов, так и сами охранные организации.

Риски:

Во-первых, Вы можете оказаться «вне закона». Поясню, что имеется в виду. Может сложиться ситуация, когда заказчик заключает договор с охранной структурой «А», а по факту реализацией услуги занимаются мобильные экипажи организации «Б», у которой есть некие договоренности со структурой «А». По закону, для оказания охранных услуг организацией «Б» у нее обязательно должен быть заключен соответствующий договор с самим заказчиком. При отсутствии такого договора деятельность вооруженных мобильных экипажей привлеченной партнерской организации «Б» по защите объекта заказчика является незаконной.

Это означает, что даже при наличии оружия они не имеют права его использовать, так же как и задерживать злоумышленников, передавать их полиции, применять специальные средства (наручники, дубинки и прочее). Готовы ли будут сотрудники организации «Б» сознательно пойти на нарушение закона, защищая Ваш объект, или предпочтут ограничиться «имитацией бурной деятельности» – большой вопрос.

Во-вторых, охранная структура «А» не может полностью контролировать деятельность групп быстрого реагирования организации «Б»: состав и оснащенность конкретного экипажа,  уровень подготовки охранников, время прибытия на объект, наличие средств пассивной безопасности, а также специальных средств и многое другое.

В-третьих, время прибытия на объект значительно увеличивается из-за «испорченного телефона», неизбежно возникающего при передаче информации организацией «А» мобильным экипажам привлеченной охранной структуры «Б».

Охрана магазинов — сегмент, который всегда на виду и вызывает больше всего вопросов у населения. Правовые границы действий охранников обсуждаются не первый год, но очевидно: пока принципиально не вырастет качество персонала на этих позициях, или сами должности не упразднят, нужно будет ждать всё новых и новых скандалов.

Алексей Максимук
время публикации: 14:19  14 июня 2015 года
0
Теги: аналитика

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
Manzana
Спецпроекты
VM Guru март 2018