0/5

Cushman & Wakefield: что ждет рынок коммерческой недвижимости в 2019 году

Cushman & Wakefield: что ждет рынок коммерческой недвижимости в 2019 году
время публикации: 10:00  06 февраля 2019 года
Главными вызовами для экономики России в ближайшие годы станут рост неравенства и диспаритет. Разрыв между лидерами и аутсайдерами будет расти во всех сегментах рынка.
Денис Соколов, партнер, руководитель департамента исследований и аналитики по Восточной Европе Cushman & Wakefield, отметил, что согласно прогнозу, средний рост экономики в России составит 1-1,5%. Однако де факто это будет означать, что «кто-то вырастет на 10%, а кто-то упадет на 10%». Разрыв между лидерами и аутсайдерами даже в одной отрасли будет все больше увеличиваться. Фактически принадлежность к лидерам для бизнеса будет определяться доступом к финансированию и государственным проектам.

При этом, государство рассчитывает стимулировать экономику за счет строительства, обратил внимание Денис Соколов. В своих прогнозах до 2036 года Минэкономразвития делает ставку на строительство и финансовый сектор, называя их в числе отраслей, чей вклад в ВВП страны будет расти. Отсюда и национальная задача по строительству 120 млн кв. м жилья в год.  

«Государство будет стараться стимулировать строительство. Будет строиться жилье и другая недвижимость, причем строиться много. Мы должны это учитывать в своей деятельности», - подчеркнул он.  

Банки, которые получили возможность кредитовать застройщиков, покупателей жилья и также зарабатывать на обслуживании эскроу-счетов, обеспечат рост финансового сектора. 

Вместе с тем, 2018 год уже показал рекордные темпы роста жилищного и потребительского кредитования. Ипотечная задолженность россиян выросла на 25%. «Это колоссальный прирост за год. Но это все-еще 6% от ВВП», - уточнил Соколов. Для сравнения этот показатель в странах Восточной Европы составляет 20%. 

Гораздо важнее, как отмечает Денис Соколов, обратить внимание на рост фактических сроков жизни ипотечных кредитов. Именно по сроку выплаты ипотеки вскоре можно будет определять успешные и депрессивные домохозяйства. Если на выплату кредита потребовалось всего 5-7 лет, домохозяйство можно назвать успешным, а если больше, то уже депрессивным. 


Торговая недвижимость 

В торговой недвижимости увеличивается разрыв между лидерами и аутсайдерами. 

Как пояснила Татьяна Дивина, заместитель руководителя департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield, в условиях ограниченных ресурсов потребители выбирают наиболее выгодные предложения и посещают максимально привлекательные объекты. 

«Даже близко расположенные торговые центры могут существовать в совершенно разных условиях. Тот, что ближе стоит к шоссе и метро, не будет испытывать проблем с арендаторами и трафиком, а ТЦ буквально через дорогу окажется полупустым. В ближайший год борьба за потребителя продолжится», – отметила Татьяна Дивина. 

Согласно прогнозу, в текущем году в России будет построено и введено 700 тыс. кв. м торговых площадей. Такое увеличение будет обеспечено, главным образом, за счет открытия крупномасштабных проектов – ТЦ «Саларис» (GLA - 105 тыс. кв. м) и торговой части парка развлечений «Остров Мечты» (GLA - 70 тыс. кв. м). «Появление этих объектов может сильно изменить ситуацию на рынке», - подчеркнула Дивина. 

Cushman & Wakefield: что ждет рынок коммерческой недвижимости в 2019 году


Склады 

Егор Дорофеев, партнер, руководитель департамента складской и индустриальной недвижимости Cushman & Wakefield, подтвердил, что и на складском рынке Московского региона средняя ставка больше не является решающим показателем. 

«За 2018 год рост ставок составил более 10% с 3,3 тыс. руб. до 3,6-3,8 тыс. руб. Но у нас есть объекты, где запрашиваемая ставка составляет 2,5 тыс. руб. и меньше. Одновременно есть объекты со ставкой больше 4 тыс. руб.», – рассказал он. 

Вместе с тем, на рынке отмечается серьезное сокращение вакансии. 

«Главный тренд года – рекордный спрос на складские площади в Московском регионе: более 1,7 млн кв. м. Это оказывает влияние на баланс спроса и предложения, и вынуждает арендаторов поднимать ставки», – пояснил Дорофеев. 

К тому же, на рост ставок влияет дефицит больших блоков свыше 20 тыс. кв. м. Выбор ограничен, поэтому за доступные блоки в качественных локациях арендаторы всерьез конкурируют. «На рынке уже есть случаи, когда девелопер выбирает, с кем он будет заключать сделку», - отметил глава департамента.

Сложившаяся ситуация также вынуждает арендаторов обращаться к формату build-to-suit. Однако, как отметил Егор Дорофеев, повышение НДС, удорожание стройматериалов и рост стоимости строительства объектов также может привести к тому, что девелоперы будут вынуждены повышать ставки. 

Все это говорит о том, что вероятно скоро может произойти разворот от рынка арендатора к рынку арендодателя, считает Егор. Даже на рынке build-to-suit девелоперы, которые контролируют самые качественные земельные участки в востребованных локациях, видят конкуренцию среди арендаторов и покупателей, за право получить объект на этом участке. 

Также Егор Дорофеев рассказал, что в 2019 году могут появиться новые успешные проекты складской недвижимости вблизи МКАД. По его словам, в 2018 году наблюдался устойчивый спрос на такие объекты. Но предложение у МКАД ограничено, а строительство новых объектов не велось несколько лет. 








Гостиничный бизнес 

Марина Усенко, партнер департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield, рассказала, что на 2019 год запланирован ввод всего 717 гостиничных номеров. Средний рост рынка составит 5,6%. Но, по мнению Усенко, такую динамику не стоит воспринимать негативно: «Рынку еще предстоит «переварить» те 2,5 тыс. номеров, которые в 2017-2018 годах вышли на рынок». 

Прошлый год, безусловно, прошел под сильным влиянием ЧМ-2018, вследствие чего количество посетителей Москвы выросло, по официальным данным, на 9% по сравнению с 2017 годом – до 23,5 млн. человек. 

Операционные итоги 2018 года можно признать выдающимися: прирост средней цены на номер для рынка в целом - 38,4%, а увеличение показателя доходности на номер – 46,1%. Однако к концу года «эффект ЧМ-2018» оказался практически исчерпанным, считает Марина Усенко. 

«На примере других городов, принимавших ЧМ, мы рассчитывали, что будет эффект в увеличении количества посещений. Но эффект от безвизового въезда по паспорту болельщика не дал значимых результатов. Только порядка 1000 человек вернулось в Москву. Остается надеяться, что мы еще увидим результат», - отметила Марина Усенко.  

По данным эксперта, 2019 год будет годом ценовых войн на гостиничном рынке. Поэтому ситуация для участников будет нелегкой. Рост выручки гостиниц не превысит уровня инфляции. 

Материал подготовлен аналитиками компании Cushman & Wakefield
0
Реклама на New Retail. Медиакит