Офлайн? Нет, не слышали! Online-Only Brands – новый сегмент в ритейле
время публикации: 10:00 22 декабря 2021 года
Цифровая трансформация ритейла привела не только в росту электронной коммерции, но и к появлению целого сегмента Online-only брендов – марок, которые продаются исключительно в интернете. Какие факторы способствуют развитию такой моноканальности?
Рассказывает Николай Новоселов, New Business Director Cuore.В США даже общая реклама по ТВ чаще всего ведет потенциального покупателя на Amazon, ведь большинство американцев пользуется маркетплейсом. Около 92% американский потребителей совершают покупки именно на Amazon.
Во время пандемии такая трансформация произошла и в России: аудитория маркетплейсов утроилась в 2020 году и удвоилась в 2021. Выручки лидеров рынка выросли, соответственно: в 5-6 раз. И вот, уже сейчас до 40 миллионов человек покупают товары в онлайне хотя бы раз в год (исследовал e-pepper), что является практически половиной всех интернет-пользователей в России.
Для продавца эти цифры говорят о том, что 40 миллионов человек в РФ могут купить его товар в три клика: у них уже введены адреса, платежные параметры и настроен тип логистики. Другими словами, теперь онлайн аудитория может быть не дополнением, а самой что ни на есть основой для значительного количества компаний.
Помимо продавцов, которые сокращают присутствие в офлайне, все больше становится и брендов, существующих исключительно онлайн, или так называемых Online-only brands (OOBs). Какие факторы способствуют развитию нового сегмента?
Быстрая эволюция онлайн-брендов
Легкий вход в онлайн дает возможность внушительному количеству предпринимателей (только на Wildberries их уже больше 350 тысяч!) проверить свои бизнес-гипотезы. А простота работы дает возможность каждому из них проверить много гипотез, привлекая минимальное количество ресурсов: какие товары идут лучше, нужно ли дарить подарок и как упаковывать.
Раньше онлайн-продажи требовали существенных вложений и ресурса: создание и продвижение собственного интернет-магазина, продажа, логистика, колл-центры, обратная логистика. Теперь, чтобы сделать продажу, даже не нужно юридическое лицо: достаточно быть самозанятым. Всё это стало причиной возникновения целого тренда – в онлайне быстро зарождаются бренды, которые ограничивают свой бизнес исключительно онлайн-каналом. Офлайн им попросту не нужен.
Первые победители: нишевые товары и товары из «магазина на диване»
Одними из первых таких Online-only brands стали производители товаров для узкоспециализированных ниш (диетические, спортивные товары) или со сложным порогом входа через специализированные сети (детские и около-медицинские товары).
Например, для первой категории один из лучших товаров на маркетплейсах – протеиновые батончики. Их суммарные продажи составляют более 60 миллионов рублей в месяц на двух крупнейших маркетплейсах (по данным MPstats). Для второй категории отличным примером можно назвать кинезиотейпы (около 30 миллионов в месяц). Из ноу-нэйм низкооборотных товаров на полках офлайн-ритейла тут появились бренды со своей фан-базой.
Вторыми победителями стали игроки из группы «магазин на диване». Подушки для беременных, защитные ручки для окон, белая краска для кроссовок, подставки для посудных крышек — эти товары действительно тяжело найти в офлайн ритейле, однако они показывают отличные результаты в телепродажах. И маркетплейсы эффективно охватили сегмент товаров «интересно, как такая штука работает и сколько стоит». Бренды также смогли собрать свою лояльную аудиторию и выстроить отношения с ней.
Но уже сейчас в России этот процесс пошел дальше: начинают появляться группы товаров в высоко конкурентных нишах, которые становятся полноценными брендами. Это и натуральная косметика из Краснодарского края (которая конкурирует с корейскими брендами), и детские товары (такие как детские массажные коврики «Ортодон») и другие достаточно специфичные продукты.
Быстрое развитие сегмента online-only brands формирует новые рынки и тренды в России так же, как это происходило и происходит на иностранных рынках. Посмотрим на происходящее, разделив его на две части: процессы, связанные с маркетплейсами, и торговля, которая не входит в их контур.
Маркетплейс и будущее селлеров
Помимо снижения сложности закрытия сделки со стороны клиента, происходит и снижение порога входа со стороны селлера. Контрактное производство и несколько менеджеров позволяют иметь выручку в несколько десятков или сотен миллионов в год. В двух словах, бизнес селлеров становится управляемым и предсказуемым.
● Акселераторы и инкубаторы для Online-only brands
Очевидно, что ждать, пока производитель вырастет в заметного ритейлера, не эффективно. Сейчас есть все инструменты для того чтобы повлиять на этот процесс, и сократить время такого роста. Тем более, что простота запуска и тестирования продуктов на марктеплейсах предполагает возможность выращивания и улучшения централизованным способом.
Мировой лидер в этом Amazon: у него есть свой «зонтик» из 100 эксклюзивных брендов, которые они централизованно и активно продвигают. Собственно, у Amazon есть и свой акселератор таких брендов. Помимо этого, есть в арсенале онлайн-гиганта и целый пул «теневых» акселераторов, которые на потоке тестируют лучшие идеи из других стран.
● Скупщики Online-only брендов
Рост разрозненных online-only брендов стал причиной появления специализированных управляющих компаний, которые охотно скупают такие «беспризорные» марки, объединяют их в кластеры, и управляют их развитием и дистрибуцией, значительно сокращая операционные затраты.
Этот большой и очень быстрый рынок зародился только в 2018 году: компания thrasio начала работу в США. На данный момент только они привлекли более 1 миллиарда долларов.
Подобный процесс начался и в РФ. Так, например, МаркетФонд берет в управление небольшие и новые марки, и выращивает из них успешные бренды, специализируясь на Ozon и Wildberries. Однако, пока в России этот рынок находится на стадии зарождения, и процесс его развития осложняется юридическими особенностями организации большого числа селлеров и нишевых марок.
Тем не менее, объединение Online-only брендов под одной «крышей» выглядит логичным: собирая в один зонтик несколько десятков производств, можно сильно сэкономить на маркетинге, логистике, аренде и других процессах.
Жизнь вне марктеплейсов
Такие отечественные первопроходцы e-grocery, как «Партия Еды» или «Ешь Деревенское», буквально, приучали клиентов заказывать онлайн, вводить номер карты в интернете и планировать визит курьера. Весь маркетинговый бюджет фактически уходил не на продажу товара, а на онбординг клиента в онлайн.
В 2021 уже даже подписка на памперсы кажется нормой. Пример развития онлайн-торговли в мире показывает, что снижается не только порог входа на маркетплейсы, но и в целом в онлайн продажах. Людям становится привычнее заказывать что-либо в сети, поэтому создание независимых продуктов или отдельно стоящих платформ становится более предсказуемым из-за простоты получения покупателя и возможности привлечения новых целевых аудиторий, которых раньше было невозможно сегментировать в онлайне.
D2C у больших брендов
Благодаря этой трансформации, большие бренды стали выстраивать прямые отношения со своими клиентами. Можно заказать с доставкой и автомобиль Тесла, и даже оформить подписку Lays. И всё это не на сторонних маркетплейсах, а на площадках самих производителей.
Конечно, здесь в первую очередь выстреливают бренды, которые уже знакомы клиенту и которые входят в его базовую корзину. Например, в РФ хорошо растут продажи мясных коробок или наборы спортивного/специального питания.
Читайте также: «Online-only игроки не растут»: эксперты fashion-рынка делают ставку на омниканальность
Celebrity owned brands
Создание собственных брендов - один из самых эффективных каналов монетизации селебрити в США. Один только бренд KKW Ким Кардашьян оценивается в 1.6 млрд долларов. Но, если для запуска продаж условного Yeezy нужны физические магазины Adidas (иначе где же стоять очередям), то для косметических брендов, парфюмерии, детских товаров - онлайна хватает с лихвой.
В этом сегменте рынка обычно работают продюсерские центры или сами компании знаменитостей. Именно они уже обращаются в специализированные контрактные производства, которые готовы пройти путь от разработки концепта и рецептуры до промышленных объемов. В России рынок только зарождается, и на данный момент Organic Shop, Библиотека Ароматов и компания Cuore создают такие продукты.
Social ecommerce
Celebrity brands в первую очередь позволяют монетизировать известность за счет порождения спроса в онлайне, попросту превратить подписчика Instagram в покупателя. Social Ecommerce – максимально эффективное сочетание лояльности и площадки для совершения покупки. Где, как не в социальных сетях можно легко совместить звездный статус и товары? Фактически, такие продажи – это реинкарнация «магазина на диване», который переезжает в цифровую локацию в Instagram.
В Китае торговля в «сетках» дает 11.6 процентов от всех онлайн продаж. В 2019 это было уже $186.04 миллиардов долларов! Это самостоятельный феномен: топовые блоггеры-обзорщики вещей могут продать на $145 миллионов долларов за один день. Сейчас это тренд активно развивается и в западных странах, и в России крупные игроки (Ozon, AliExpress Россия) совершают первые и вполне успешные шаги в этом направлении.
* * *
Цифровая трансформация приводит не просто к росту объемов электронной коммерции, новым этапом становится появление целого сегмента Online-only брендов. Это означает, что в ближайшее время будет активно развиваться и инфраструктура, необходимая для их обслуживания. Celebrity бренды будут искать возможности для гибкого и емкого производства, D2C – надежную логистику, а акселераторы – основателей небольших оригинальных марок продуктов.
Николай Новоселов,
New Business Director
Cuore.
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
- Как выбрать PIM-систему
- Как выстроить партнерскую систему отношений в логистике ритейла
- Как сделать физический продукт с нуля в 2024 году, если есть только идея (опыт с...
- Как служба доставки помогает онлайн-продавцам находить новых покупателей в разны...
- Дайджест E-commerce: какие новые инструменты для работы на маркетплейсах были за...