DIY-ритейл успешно отбивается от кризиса
время публикации: 19:52 24 мая 2015 года
Несмотря на общее падение экономики, сектор DIY-ритейла в России чувствует себя относительно неплохо. «Жить можно», — говорят ритейлеры, нужно только правильно перестроить бизнес-модель.
На общем фоне проблемы магазинов с товарами для дома выглядят не такими уж внушительными. Прирост торговых площадей в 2014 году сократился до уровня пятилетней давности, и серьёзно зашатались несколько локальных сетей, однако в денежном выражении прошлый год оказался в неплохом плюсе. По словам руководителя отдела развития и продаж компании Itella в России Дмитрия Масальцева, прирост рынка в сегменте DIY в 2014 году составил 9% — до 1,54 трлн руб., и в текущем году тоже запланирован рост.
«Сегмент Do it yourself в настоящее время является одним из самых быстрорастущих, несмотря на экономически непростой период. Согласно открытым данным, в прошлом году сети, продающие товары для дома и ремонта (DIY), поставили рекорд по приросту торговых площадей за последние пять лет», — отметил Масальцев. Однако не всё так радужно: общий прирост площадей DIY-магазинов в 2014 году составил 290 тыс. кв. м — действительно, рекордный показатель, но статистику испортило большое число закрытий. В итоге чистый прирост торговых площадей оказался на самом низком уровне за пятилетие: 203 тыс. кв. м.
Основным драйвером роста сегмента остаётся масштабное жилищное строительство в крупных городах. В то же время спрос в последние полгода массово переориентируется на более дешёвый товар — покупательская способность населения находится на рекордно низком уровне, покупать дорогое банально не на что. Ритейлеры отвечают на это развитием неспецифических для отрасли онлайн-продаж и переформатированием ассортимента в угоду спросу.
Ольга Измалкова, бренд-менеджер Bosch Green:
«В нашем бизнесе (электроинструменты для домашних мастеров) за период кризиса больше всего пострадал средний ценовой сегмент. Люди, которые могли себе позволить дорогой инструмент, остались верны своим предпочтениям, значительная часть потребителей из среднего — переместилась в низкий. Поэтому мы сосредоточили свои усилия на том, как без ущерба качеству и сервису предложить потребителям продукт оптимального качества.
В прошлом году мы предусмотрительно расширили наш ассортимент за счет таких товаров — потребитель не теряет в качестве товара, но экономит на упаковке».
Рост рынка в 2015 году ожидается на гораздо меньшем уровне, чем в прошлом. По оценкам представителей рынка, он вряд ли превысит 3,1%.
Прошлый год стал рекордным по количеству закрывшихся магазинов, и в этом году тенденция усилится. Одной из первых жертв экономической нестабильности стала петербургская «Метрика», которая сократила сеть вполовину до 68 магазинов, не очень хорошо себя чувствуют и некоторые другие локальные сети. Преимущество в этой ситуации остаётся на стороне крупных международных ритейлеров с хорошо отстроенными бизнес-процессами.
Леонид Довладбегян, DIY-сеть «220 вольт»:
«После провального января рынок товаров DIY начал оживать, но так и не дошел до прошлогодних показателей. Мы оцениваем проседание рынка в долларах от 10% до 30% в зависимости от товарных категорий. При этом все ритейлеры справляются с этой ситуацией по-разному: кто-то ее переносит тяжелее, кто-то легче. Все зависит от того, насколько удачно у компании отстроены бизнес-процессы, насколько удачно выбраны места для оффлайновой розницы. Очень важно, мультиканальная компания или нет. Компании, которые завязаны не только на розницу, но и на остальные каналы сбыта — интернет, прямые продажи и т.д., испытали меньшие трудности. Также рынок в большей степени благоприятен для ритейлеров, у которых значительная доля оптовых продаж — в связи с кризисом с рынка уходит часть традиционных дистрибьюторов, и небольшие корпоративные клиенты переориентируются с традиционных оптовых компаний на оптовые программы розничных сетей.
Это не первый кризис, с которым столкнулись ритейлеры, и многие хорошо помнят 2008 год. Поэтому реакция на кризис была вполне традиционной. В первую очередь это попытка сократить косты, потому что объем продаж уменьшился. Во-вторых, это попытка переложить финансовые риски на поставщиков. Я бы не сказал, что ритейлеры сокращали товарный ассортимент, скорее они были вынуждены переориентироваться в сторону тех позиций, по которым поставщики предлагали наилучшие условия — длинные отсрочки и хорошую маркетинговую поддержку. Основные изменения носили вынужденный характер».
Игроки из первой десятки DIY-сетей (Leroy Merlin, OBI, Castorama, СТД «Петрович» и другие) смотрят в будущее с умеренным оптимизмом и сохраняют планы по открытию магазинов. Так, Leroy Merlin запустит около десятка магазинов, вложив в каждый 1 млрд руб., OBI — 18 гипермаркетов стоимостью 250 млн евро каждый.
Игорь Колынин, СТД «Петрович»:
«По итогам первого квартала 2015 года был зафиксирован рост продаж like-for-like на 20%. А онлайн-продажи увеличились на 100%. В дальнейшем мы также будем развивать онлайн-сегмент.
Что касается оффлайна, то в 2015 году мы также продолжим экспансию на российском рынке.
В целом, текущая экономическая ситуация может в большей степени затронуть большие и средние стройки, и в меньшей степени — маленькие. Что касается клиентов, то сейчас их может привлечь целостный бизнес-продукт».
Таким образом, рост рынка продолжается, хоть и сокращается объём физических продаж. Розничные цены за первые месяцы 2015 года выросли в среднем на 10%, на 2-5% увеличился средний чек, и в денежном выражении ритейлеры остаются в плюсе.
Алексей Максимук
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...