0/5

Договор выполнен, но клиент не хочет платить, – как решить вопрос мирно

Договор выполнен, но клиент не хочет платить, – как решить вопрос мирно
время публикации: 10:00  10 июня 2022 года
В условиях введения санкций против России для руководителей и юристов организаций один из двух известных вопросов – «Что делать?» – становится все более актуальным. Чаще всего он возникает, когда контрагент отказывается платить по заключенному и уже исполненному договору. Какие есть способы досудебного урегулирования спора? И как вернуть деньги, желательно, не испортив отношений с клиентом?
Договор выполнен, но клиент не хочет платить, – как решить вопрос мирноМарина Юркевич, юрист-эксперт сервиса проверки контрагентов Rusprofile, предлагает несколько моделей возможных действий для получения денежных средств. 

Сейчас многие компании испытывают финансовые трудности. Но организации продолжают поставлять товары, оказывать услуги. Взамен они ждут оплату по договорам от контрагентов. Некоторые из них столкнутся с ситуацией, когда с их стороны все готово, а партнер не может провести оплату: оттягивает срок, отмалчивается по почте и не отвечает на звонки или прямо говорит, что сейчас он переживает трудности. 

Как поступать в такой ситуации? Тактика зависит от поведения должника. 


Заказчик подписал акт, но не оплачивает счет


Ситуация, когда контрагент подписал акт приема-передачи оказанных услуг или выполненных работ, но не оплачивает счет вовремя, широко распространена на практике. При общении с должниками у руководителей компаний-исполнителей и подрядчиков происходит внутренняя борьба. 

С одной стороны, они хотят получить долг и не испортить отношения. С другой стороны — формируется впечатление, что партнёр пользуется доверием, но ничего не собирается оплачивать. Грань, когда надо переходить к жестким действиям, очень тонкая. Это зависит от многих факторов: например, значимости суммы, регулярности просрочек, поведения контрагента. Часто в переговорах можно найти удобный для всех компромисс.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ (все названия компаний, упомянутых в статье, вымышленные. Любые совпадения случайны).

ООО «Информатика» оказывала услуги ООО «Транспорт» по внедрению IT-системы. Первый этап автоматизации успешно завершили и получили оплату. Затем ООО «Информатика» разработала документацию второго этапа, но согласование затянулось. В это время у ООО «Транспорт» уволился один из директоров, который определял задачи и взаимодействовал с исполнителем. У клиента пропала мотивация платить даже при наличии договора, поскольку он лишился основного заинтересованного в результатах второго этапа лица. 

В переговорах организации нашли компромисс: они увеличили объем работ по первому этапу. Дело в том, что обосновать руководству заказчика дополнительные расходы по первому этапу было легче, чем согласовывать необходимость выполнения второго этапа. При этом цену договора увеличили на сумму, соответствующую размеру оказанных услуг по второму этапу. 

Сотрудники ООО «Информатика» сделали вывод: готовность найти решение, которое устроит всех, помогает не только договориться о погашении долга, но и сохранить клиента.

Рассмотрим, какие шаги желательно предпринять в ситуации, когда партнер не оплачивает счет:

Шаг 1. Собрать информацию. Прежде всего нужно выяснить причину невыплаты. Это могут быть технические сбои в работе банка контрагента или проблемы в коммуникациях между структурными подразделениями должника. Не бойтесь быть навязчивым: позвоните бухгалтеру, финансисту, задайте им вопросы о возникших препятствиях для оплаты. Возможно это легко устранимо и требуется лишь немного подождать.

Шаг 2. Подготовиться ко встрече с руководством. Если разговоры с менеджерами компании-контрагента не приводят к успеху, добивайтесь встречи с генеральным или финансовым директором компании-должника. Дело в том, что зачастую директор или другие первые лица компании не знают о наличии долга.

Шаг 3. Подписать акт сверки. Подпишите акт сверки с партнером. Важно, чтобы должник подтвердил всю сумму долга именно в лице генерального или финансового директора, в том числе подписанием акта сверки. 

Перед встречей с руководителем организации и подписанием акта сверки рекомендую тщательно подготовиться. Проверьте финансовое состояние должника: не меняются ли управляющие лица или адрес, не находится ли она в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства, каково количество и характер дел на рассмотрении суда, размер исполнительных производств. 

Для этого можно воспользоваться разными источниками, например, Картотекой арбитражных дел, сайтом ФНС России, Банком данных исполнительных производств, Федресурсом, официальным сайтом компании или одним из сервисов проверки контрагентов. 

Анализ информации может выявить негативные признаки:

● увеличилось количество поданных исков к контрагенту и исполнительных производств в его отношении;
● поменялось руководство или вид деятельности;
● расчетные счета заблокированы;
● руководители компании–должника не выходят на связь.

В случае выявления одного или нескольких вышеуказанных обстоятельств рекомендуем начать подготовку для обращения в суд. Возможно получение претензии или копии иска подтолкнут вашего контрагента к оплате суммы долга.

Если поводов для беспокойства нет, а причины задержки в оплате оказанных услуг вполне объяснимы экономической ситуацией в стране, лучше запустить досудебное урегулирование вопроса. Ведь кризис пройдет, а деловые связи останутся. В противном случае есть риск остаться и без денег, и без клиента.

Договор выполнен, но клиент не хочет платить, – как решить вопрос мирно


Три варианта досудебного урегулирования спора


Уже на стадии подготовки к переговорам нужно понимать, какие способы решения вопроса возможны, а также – с помощью каких юридических инструментов их можно оформить. Самые распространенные и удобные варианты соглашений о рассрочке или об отступном, а также взаимозачет. 

Соглашение о рассрочке платежа. Нужно помнить, что решение вопроса в судебном порядке займет много времени: от полугода до двух лет. Поэтому, если заказчик просит подождать, пока не решатся его проблемы, и этот срок меньше предполагаемого периода разбирательств, можно договориться об отсрочке уплаты денежных средств. 

Помимо общих для всех соглашений реквизитов, таких как дата и место, стороны, срок вступления в силу, количество экземпляров, отдельное внимание уделите фиксации суммы основного долга, составлению графика погашения задолженности: укажите конкретные даты («в срок до»), размер платежей, способ погашения. 

Соглашение об отступном. Заключение такого соглашения будет означать, что обязательство по договору прекращается (ст. 409 ГК РФ). В качестве отступного может выступать имущество, оказание встречных услуг или выполнение работ.

Соглашение об отступном должно содержать:

1) ссылку на основное обязательство, которое прекращается (реквизиты договора, описание обязательства – уплата платежей, их размер). Если отступное перекрывает обязательство лишь в части, об этом нужно прямо указать в тексте соглашения;

2) положения о погашении или непогашении отступным неустоек, иных санкций за просрочку или неисполнение основного обязательства. Если это не указать, в случае спора суд решит, что такие дополнительные обязательства тоже автоматически прекратились: такие подходы сложились в судебной практике; 

3) дату исполнения соглашения об отступном: когда должник передаст имущество, выполнит работы или окажет услуги, в каком порядке.

Заявление или соглашение о взаимозачете. Чтобы погасить обязательства зачетом, необходимо, чтобы требования были встречными, то есть кредитор должен должнику, а должник — кредитору. Кроме того, их требования должны иметь одинаковый предмет (однородные требования). 

Как правило, это денежные средства (ст. 410 ГК РФ). Например, однородными будут денежный долг по оплате аренды и денежный долг по оплате услуг. 

Чтобы провести зачет, не обязательно подписывать соглашение: достаточно заявления одной стороны. Зачет будет состоявшимся с даты получения второй стороной соответствующего заявления или уведомления. Но на практике больше распространено оформление взаимозачета в виде соглашения сторон. Дело в том, что доказать факт получения уведомления контрагентом бывает сложно. До подписания соглашения стороны обычно составляют акт сверки взаиморасчетов по договору, чтобы зафиксировать размер долга.




Читайте также:  Проверка контрагента по 14 признакам: как не заключить сделку с потенциальным банкротом




Рекомендации, как получить свои деньги

 
1. Перед заключением договора изучите все доступные источники информации о контрагенте. Если есть сомнения в платежеспособности или добросовестности клиента, а варианта отказаться от заключения договора нет, то предусмотрите в договоре предоплату или задаток.

2. Оформляйте документально все взаимодействия с заказчиком: договор, отчеты и акты оказанных услуг/выполненных работ. Документы направляйте по почте заказным письмом с уведомлением или передавайте через канцелярию.

3. В случае задержки в оплате будьте настойчивы в общении с заказчиком: выясните причины, предложите посильную помощь, а также удобные для вас варианты решения досудебного урегулирования спора.

4. Если ни один из предложенных вариантов не действует, при общении с должником можно использовать следующие аргументы: «мы будем вынуждены отключить сервисы, необходимые для функционирования вашего бизнеса», «мы будем вынуждены донести до других участников рынка сложившуюся ситуацию», «мы будем вынуждены обратиться в коллекторское агентство/правоохранительные органы». 

В данном случае главное – найти весомый аргумент, который замотивирует заказчика на оплату. Как правило, это нормальное функционирование бизнеса, его репутация или же не желание взаимодействовать с «профессионалами» в области взыскания долгов.

5. Не ждите, когда должник начнет процедуру банкротства. Если в течение двух-трех месяцев не выходит решить вопрос путем переговоров, следует обращаться в суд за принудительным взысканием долга. 

Марина Юркевич, 
юрист-эксперт сервиса проверки контрагентов Rusprofile.

Для New Retail


0
Реклама на New Retail. Медиакит