0/5
E-commerce и налоги: как по тонкому льду

E-commerce и налоги: как по тонкому льду

E-commerce и налоги: как по тонкому льду
Офлайн-ограничения стали «питательной средой» для российского E-commerce. За пару месяцев некоторые небольшие игроки кратно увеличили продажи и вдруг столкнулись с необходимостью пересмотра системы налогообложения. Какие варианты для онлайн-торговли существуют, какие новые возможности и риски появились в новых условиях?
E-commerce и налоги: как по тонкому льдуО том, как кризис повлиял на сферу электронной коммерции, и какие изменения он может привнести в организацию налогового учета, рассказала управляющий партнёр консалтинговой компании Topline Наталья Ненашева

COVID-19 оказал большое влияние на электронную коммерцию, особенно в связи с введением режима самоизоляции. Рост продаж зафиксировали представители продуктового ритейла, сегмента товаров для дома, ремонта. Ритейлеры нанимали новых сотрудников, росли инвестиции в автоматизацию рабочих процессов, продажи во всех сегментах уверенно смещаются в онлайн. 

Эпидемия не просто изменила типичный образ жизни. Скорее всего, экономические последствия будут иметь среднесрочное и долгосрочное влияние на бизнес и в целом изменят формат торговли. 

Многие игроки сегмента интернет-торговли вдруг, в связи с ростом продаж, столкнулись с необходимостью перейти на новую систему налогообложения, так как утратили право применять УСН. Какие системы налогообложения для E-commerce существуют, какие новые возможности и риски появились в связи с «новой» экономической реальностью?


Системы налогообложения для e-commerce

ИП и организациям, ведущим бизнес через интернет-магазины, необходимо грамотно организовать налоговый учет, а для этого необходимо выбрать оптимальную систему налогообложения. 

Для данного вида деятельности применяют:

  • основную систему налогообложения (далее – ОСНО), которая предусматривает уплату НДС, налога на имущество, налога на прибыль, НДФЛ, страховых взносов.

  • упрощённую систему налогообложения (далее – УСН). При УСН можно выбрать удобный режим налогообложения – 6% с выручки или 15% с прибыли. Выбор режима налогообложения в первую очередь зависит от возможности документально подтвердить свои расходы.
  
ОСНО применяется в основном крупными участниками рынка, такими как оптовики и импортеры. Для них важен «входной» НДС, который можно заявить к вычету. Значительную часть рынка занимают так называемые «упрощенцы» – это компании, деятельность которых связана с реализацией товаров через интернет-магазины. 

E-commerce и налоги: как по тонкому льду


Новые возможности и новые риски 

Именно эти компании, применяющие льготный режим налогообложения, оказались сейчас в непростой ситуации. С апреля интернет- магазины переживают настоящий бум продаж. Для многих рост выручки стал настоящим стресс-тестом – в сжатые сроки пришлось определяться с дальнейшей стратегией развития. 

Дело в том, что применять УСН можно только до того момента, пока выручка (исчисленная кассовым методом) за налоговый период не превысит 150 млн. рублей или численность персонала будет более 100 человек. Еще одним ограничением является стоимость основных средств на балансе, которая не должна превысить 150 млн. руб.

Понятно, что многие участники рынка буквально в один момент превысили пределы по этим критериям, а значит утратили право применять УСН и были обязаны перейти на ОСНО. 

Если численность персонала и величину основных средств еще может контролировать путем оптимизации бизнес-процессов, то взлет выручки после определенного предела выбора не оставляет. 

Нет и времени для раздумий. За несвоевременную уплату ежемесячных платежей по истечении того квартала, в котором эти налогоплательщики обязаны были перейти на иной режим налогообложения, ими уплачиваются пени и штрафы в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (статья 126 НК РФ).

Варианты решения для предприятий электронной торговли: 

1. изменение системы налогообложения, переход с упрощенного на общий режим, с уплатой НДС и налога на прибыль. При общей системе налогообложения бизнес может утратить доходность, что поставит под сомнение целесообразность его продолжения. Необходимо четко представлять перспективы роста своего бизнеса. 

2. регистрация нового ИП или ООО, применение так называемого метода дробления бизнеса с целью сохранения льготного режима налогообложения. Такой подход позволяет предприятиям интернет-торговли избежать применения общей системы налогообложения. 




Читайте также: Регионы массово снизили налоги для бизнеса




Однако в этом случае лекарство может оказаться хуже болезни. Если налоговая придёт к выводу, что никакой другой цели, кроме как остаться на УСН, при регистрации нового субъекта предпринимательской деятельности не было, то обвинение в получении необоснованной налоговой выгоды можно считать гарантированным. Результат – объединение всех субъектов в один и начисление налогов в соответствии с ОСНО.
 
Если налоги и штраф не уплатить, то по иску налогового органа компания или предприниматель могут быть признаны банкротом, а её собственники и руководство (директор, иногда и главный бухгалтер) привлечены к субсидиарной ответственности.

Избежать налоговых санкций вполне реально, предъявив доказательства того, что дробление бизнеса имеет конкретную деловую цель. Подходящей деловой целью считается реализация каких-то новых товаров (работ, услуг). Допустимо использовать льготный режим налогообложения также при инвестициях в новые виды деятельности. 

Например, если вы планируете открыть собственное производство. При этом владение активами и управление операционной деятельностью должно быть организовано так, чтобы каждая компания группы действовала автономно. 

Наталья Ненашева, 
управляющий партнёр консалтинговой компании Topline

для New Retail


время публикации: 09:00  13 августа 2020 года
0
Теги: Россия, налоги, e-commerce, COVID-19


Реклама на New Retail. Медиакит
Подпишитесь на новости ритейла

Согласен с политикой конфиденциальности

Реклама на New Retail. Медиакит