В 2015 году объем DIY-розницы (do-it-yourself) составил 1,46 трлн руб. Это почти на 5% меньше, чем было в 2014 году, когда продажи товаров для дома и ремонта достигали 1,54 трлн руб. Рекордное за последние годы падение рынка строительно-отделочных материалов и товаров для дома не стало исключением в масштабе всей розницы и особенно для сегмента non-food.
Но даже в этих условиях рынок товаров для дома и ремонта по сравнению с другими сегментами чувствует себя не так плохо – если в целом непродуктовый ритейл «просел» по итогам 2015 года на 10%, то DIY отметился падением лишь на 5%, отмечается в исследовании информационно-аналитического агентства INFOLine «Рынок DIY РФ. Итоги 2015 года. Тенденции 2016 года. Прогноз до 2018 года».
Более 10 лет INFOLine регулярно проводит подробное исследование рынка строительно-отделочных материалов и торговли DIY. Его основой является ежегодно обновляемая и пополняемая база 600 крупнейших торговых сетей сегмента. На протяжении пяти лет результаты исследования презентуются участникам одного из крупнейших событий отрасли – Форума «Проблемы и перспективы развития рынка строительно-отделочных материалов и торговли DIY».
Кто падал сильнее?
Согласно данным INFOLine, последний раз снижение продаж на рынке DIY фиксировалось в 2009 году. Тогда его объем уменьшился на 12,52%, до 727 млрд руб. Однако с тех пор оборот товаров для дома и ремонта неуклонно рос, обеспечив DIY самое быстрое восстановление после кризиса по сравнению с другими сегментами ритейла, комментирует генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. Так, в 2010 году рынок увеличился на четверть, но по итогам 2014 года рост замедлился до 9%, а к концу 2015 года оборот розничной торговли DIY&Household снова ушел в минус (падение достигло 4,89%).
Динамика оборота розничной торговли DIY&Household в РФ в 2005-2015 гг. и прогноз до 2017 г.
Источник: данные ИА INFO Line
Наиболее уязвимым перед кризисом по итогам 2015 года оказался рынок Hard DIY (материалы для строительства и черновой отделки), падение продаж в этом сегменте достигло 16,7% по итогам 2015 года. Значительно лучше чувствовал себя в минувшем году Soft DIY (отделочные материалы) – по сравнению с 2014 годом падение продаж на рынке в 2015 году составило всего 0,3%.
«В 2014 году в России было введено рекордное количество жилья – больше 80 млн кв м. Это абсолютный исторический максимум. Явление совпало с колоссальными темпами роста ипотечного кредитования. За два последних года доля в портфеле банков ипотеки увеличилась с 25 до 36%. Все это говорит о том, что в 2015 году люди, которые приобретали жилье, продолжали делать ремонт в своих квартирах, что, безусловно, отразилось на относительно стабильной ситуации на рынке отделочных материалов», - объясняет ситуацию Иван Федяков.
DIY в кризис: экспансия лидеров и битва за онлайн
Несмотря на общее для розничной торговли снижение расходов потребителей и сокращение спроса, ведущие DIY-сети не только остались при своих площадях, но и предпочли не пересматривать масштабные планы развития. Лидерами российского рынка DIY по-прежнему остаются международные сети Leroy Merlin, OBI и Castorama.
Об амбициозных планах Leroy Merlin открывать в среднем по 20 новых магазинов в год заявил накануне гендиректор компании в России Венсан Жанти. Топ-менеджер подтвердил, что ритейлер планирует увеличить сеть в России в три с лишним раза за пять лет — с 45 до 140. По данным INFOLine, в 2015 году сеть уже открыла в стране восемь новых гипермарктов, что стало абсолютным рекордом по открытиям за год среди всех ритейлеров России.
ТОП DIY-ритейлеров по количеству открытых в 2015 г. гипермаркетов
При этом Leroy Merlin не планирует менять саму концепцию и формат открываемых гипермаркетов, отмечал в апреле прошлого года директор по маркетингу сети Филипп Мужо, выступая на IV Форуме «Проблемы и перспективы развития рынка строительно-отделочных материалов и торговли DIY». В рамках пятилетнего плана развития, озвученного топ-менеджером, компания продолжит развиваться на площадях не менее 10 тыс. кв м и ориентироваться на города с населением не менее 400 тыс. и города-миллионники.
Среди российских ритейлеров конкуренцию "большой тройке" пока обеспечивает только СТД "Петрович", свидетельствуют данные исследования INFOLine «Рынок DIY России. Итоги 2015 года. Тенденции 2016 года. Прогноз до 2018 года». «Компания является безоговорочным лидером в сегменте B2B и наиболее эффективным мультиканальным ритейлером, демонстрируя феноменально высокие показатели прироста онлайн-продаж и доли онлайн в выручке», говорит Иван Федяков, подчеркивая, что при сохранении и наращивании показателей сеть уже в ближайшие год-два может войти в тройку TOP DIY-ритейлеров России.
Как отмечает генеральный директор сети Евгений Мовчан, сейчас на дистанционные каналы продаж (включает в себя как интернет, так и call-центр) в «Петровиче» приходится 70% выручки. «Пока основная доля, конечно, принадлежит call-центру. Если брать за 100% чисто дистанционные каналы, то 60% - пока call-центр, 40% - интернет. Однако мы уже сейчас видим, что у нас идет активный переток людей из call-центра в онлайн, этот сегмент растет очень быстро. По компании мы в среднем приросли по обороту сайта в среднем на 85% за 2015 год. Сейчас оборот сайта у нас составляет 7 млрд рублей», - рассказал топ-менеджер, выступая на открытии нового магазина сети в Москве.
Важность наращивания активности в Сети признают практически все ведущие DIY-ритейлеры. Именно в 2015 году интернет-магазины запустили и начали развивать сразу несколько компаний, входящих в ТОP-10 DIY-ритейлеров России. В частности, стал доступен для потребителей интернет-магазин лидера рынка DIY России Leroy Merlin и сети ОБИ, запустил новый сайт интернет-магазин «Максидом».
Развивать модель электронной коммерции в России в течение ближайшего года планирует и финский DIY-ритейлер К-Раута. «Сейчас мы стартуем с запуском платформы электронной коммерции Rautakesko в России, так как развитие онлайн-продаж является одним из важных направлений. Мы отметили значительный рост числа посетителей нашего сайта и планируем внедрение полной модели электронной коммерции в ближайшее время», - подтвердили в компании.
Что дальше?
Как отмечает генеральный директор INFOLine Иван Федяков, именно 2016 год станет революционным для online-коммерции в сегменте DIY. «В условиях продолжающегося падения на рынке – а в этом году мы прогнозируем, что оно составит порядка 8% - ритейлерам предстоит задуматься об оптимизации бизнес-процессов и сокращении затрат. Неизбежно встанет вопрос об уменьшении площадей гипермаркетов и неактуальности так называемых магазинов-складов. В будущем огромные «коробки» могут потерять актуальность», - говорит Иван Федяков.
По словам эксперта, вернуться к прежним показателям рынок сможет не раньше 2017-2018 годов. До этого времени сегмент успеют покинуть многие неэффективные игроки, однако позиции ключевых DIY-ритейлеров сохранятся на прежнем уровне, а кто-то даже успеет собрать дивиденды на падающем рынке.
«Рынок будет очищаться за счет ухода неэффективных компаний – мелких, средних игроков, единичных строительных баз, в основном тех, кто не имеет «запаса прочности» и не готов пережить 10-20% падение на рынке. Компании с хорошей «подушкой безопасности», кто сильно не был закредитован, переживут спад», – говорит Иван Федяков, - В целом для рынка DIY апокалипсиса мы не прогнозируем. Снижение не будет таким глубоким как, например, на рынке электроники или одежды, потому что квартира, дом были и будут оставаться для россиян одной из главных ценностей и желание их улучшать, ремонтировать и т.д. будут поддерживать спрос на товары для строительства, ремонта и дома».