0/5

Как сэкономить на логистике и не навредить собственному бизнесу

Как сэкономить на логистике и не навредить собственному бизнесу
время публикации: 13:00  29 мая 2015 года
«Копейка рубль бережет», – часто говорили наши бабушки, и были, безусловно, правы. Умение грамотно экономить – большое искусство. При системном подходе к процессу оно может обеспечить заметную прибавку – кому к жалованию, а кому к обороту. Для любого предпринимателя это искусство обязательно к постижению и особенно актуально в экономически неблагоприятные времена. Те, кто привык не закрывать глаза не «мелкие» потери, у кого подсчет отдачи на каждый вложенный рубль вошел в привычку и стал обычной практикой бизнеса, – обычно чувствуют себя более уверенно и комфортно в сложных условиях, собственно, как сейчас.

Покупательская способность, а вместе с ней и спрос, заметно падают, большая часть оборотных средств онлайн-ритейлеров уходит не на развитие, а на поддержание бизнеса, желание сокращать издержки растет. Безусловно, первое, что стремятся сделать, это «ужать» своих партнеров, снизить тарифы, в том числе на логистику. Кто-то идет на встречу, кто-то не особо, курьерским службам тоже необходимо оставаться на плаву, поэтому многие из них предпочитают не ввязываться в ценовую войну, а выигрывать за счет качества сервиса и высокого процента выкупа. Вопрос в том, что даже добившись определенной поблажки, интернет-магазин вряд ли решит все свои финансовые проблемы. Сокращение издержек может быть эффективным только если оно осуществляется комплексно – нельзя отрезать что-то с одной стороны и ждать, когда все наладится.

В сфере логистики такой комплексный подход к оптимизации затрат тоже возможен. Есть несколько важных бизнес-процессов, каждый из которых при определенной трансформации и пристальном внимании может дать ощутимую экономию.

Упаковка

Начнем с самого простого – упаковка товаров. Всем известна сеть магазинов мебели, которая начинала продвигать свои товары на российском рынке под слоганом «Мы не возим воздух». Чем меньше объемный вес посылки, тем больше посылок помещается в машину, тем меньше стоимость их доставки и затраты на логистику в целом. Многие курьерские службы тарифицируют доставку по большей из величин: объемного или физического веса посылки.

Недавно я заказывал в интернет-магазине рубашку. Когда курьер занес посылку в дом, я подумал, что мой заказ перепутали – коробка была размером с небольшой чемодан. При открытии оказалось, что все в порядке, – моя рубашка одиноко забилась в угол огромной картонной коробки. Я не знаю, почему такой небольшой товар поместили в такую большую упаковку – может быть, другие закончились, или интернет-магазин заказывает одинаковые коробки, отталкиваясь от максимальных объемов заказа. Но итог один – он теряет деньги. Подбирайте оптимальную упаковку, сокращайте объем «воздуха» в коробке, это сразу же отразится на стоимости ее доставки покупателю.

Depositphotos_8743396_s.jpg

Из тех функций, которые интернет-магазин также может достаточно безболезненно взять на себя и тем самым снизить свои затраты на услуги логистики, я бы выделил еще печать этикеток со штрихкодом в том формате, в котором просит курьерская служба. Все курьерские службы умеют работать и со штрихкодами клиента, но, как правило, берут дополнительный, «заградительный» тариф на обработку таких посылок.

Страховка
 
Каждая профессиональная курьерская служба обязательно страхует все получаемые от клиента на доставку посылки. Средний по рынку тариф – от 0,5 до 2% от заявленной клиентом ее оценочной стоимости. Вопрос в том, как оценивать? Обычно все заявляют продажную стоимость – то есть, стоимость заказа для покупателя с учетом доставки. Другой вопрос – зачем? Почему бы не страховать товар не на продажную, а на закупочную стоимость, которая бывает ниже продажной в разы! В этом случае, если товар потеряется, продавец ничего не потеряет. А вот выиграет достаточно много, особенно при больших тиражах и объемах поставки. В целом немногочисленные, как показывает практика, потери заказов с последующими страховыми выплатами по продажной стоимости (то есть, клиент условно выигрывает, получая больше, чем он в этот товар вложил), не компенсируют общие затраты на страхование всей партии посылок в целом.

Хранение

Пытаясь удержать покупателей, интернет-магазины часто готовы удовлетворять их самые разнообразные и даже не предусмотренные уровнем сервиса капризы. В начале этого года, проводя очередную ревизию склада, мы обнаружили несколько невыкупленных с ноября прошлого года посылок. Оказалось, что некоторые заказчики уже несколько месяцев откладывают встречу с курьером, не отказываясь от заказов в принципе. Уговорить их принять наконец какое-нибудь решение не получилось, а интернет-магазин, к которому мы обратились с просьбой помочь решить вопрос, попросил нас в виде исключения подождать еще немного…

Всем известно, что срок хранения посылок на складе курьерской службы ограничен, это прописано в договоре. И превышая этот срок, магазин теряет деньги дважды. Во-первых, – на дополнительных тарифах за хранение посылок сверх согласованного срока, во-вторых, – на снижении оборачиваемости собственного товара. При этом вероятность того, что «зависший» покупатель наконец дозреет и выкупит свой заказ, – очень невелика. Опыт показывает, что у всех магазинов без исключения процент выкупа сохраняется на одинаково высоком уровне в течение 1-2 дней после поступления посылок на склад, на третий день он начинает снижаться, а уже на пятый падает настолько, что смысла дальнейшего хранения заказа на складе нет никакого. У нас места хватит, а магазину накладно. Мне кажется, что продавцам было бы выгодно ограничить срок доставки для получателя разумным количеством времени, оперативно отслеживать статусы зависших заказов и, в случае если сроки выкупа затягиваются, возвращать их в магазин.

Уведомления

Некоторые интернет-магазины в принципе не практикуют согласование даты доставки с получателем. Если за них это делает курьерская служба – хорошо, но эта услуга тоже не бесплатна. Многие курьерские службы берут дополнительные тарифы за разные каналы уведомления получателей. Вы можете снизить тариф, если возьмете на себя часть несложных функций, например, по информированию покупателей о сроках доставки. Такого рода СМС-оповещения, как и электронные письма, – достаточно простая процедура, которая легко настраивается, тем более если интернет-магазин уже делает разнообразные директ-маргкетинговые рассылки по своей базе.

Худший вариант, если уведомления не делаются вообще, и дата доставки указывается по усмотрению интернет-магазина, без согласования с покупателем. В результате получатель не ожидает посылку в указанный день и в лучшем случае переносит доставку, а в худшем просто отказывается от посылки. Неминуемым последствием этого является падение процента выкупа. Если процедура уведомления пока не налажена, желательно это сделать, не откладывая в долгий ящик. Если уровень сервиса ниже рыночных стандартов, никакая экономия в конечном счете не поможет.

Depositphotos_21718817_s.jpg

Транспортировка

У многих крупных сетевых ритейлеров с филиалами в регионах (особенно у тех, у кого есть и офлайн, и онлайн-продажи) процесс заказа и доставки товаров осуществляется через центральный офис в Москве. Так сложилось исторически, основным поставщиком онлайн-заказов часто выступает тот магазин, с которого все начиналось. Но если в регионе есть филиал, почему бы не начать делать отгрузки с его склада, а не везти посылки заказчикам из центра? Да, это требует перестройки сложившихся бизнес-процессов, но в итоге может дать огромную экономию – и не только на магистрали. Сокращения расстояний уменьшает сроки доставки, снижает конечную стоимость посылки для покупателя, а значит, увеличивает конечный показатель процента выкупа и общий доход интернет-магазина.

Примерка и частичный возврат

Дискуссия о том, хорошо это или плохо для интернет-магазина, и стоит ли «бороться» с уже практически устоявшимся рыночным стандартом, – стала уже почти нарицательной, как спор про курицу и яйцо. Пока никто не придумал точную формулу расчета, которая бы доказала экономическую целесообразность того или иного подхода (предоставлять или не предоставлять). В этом вопросе мне сложно предложить готовое решение, моя задача – скорее напомнить, что у медали две стороны. Мы, логисты, не видим одну, зато хорошо видим вторую. Я не знаю, повышает ли возможность примерки и частичного выкупа лояльность и покупательскую активность покупателей (одна сторона), но точно знаю, что она однозначно снижает процент выкупа товаров (другая). Если вы предоставляете услугу частичного выкупа, частичных отказов не избежать. А это означает уменьшение прибыли и множество лишних оплачиваемых курьерочасов.

Тарифы

И, наконец, об общей цене вопроса. Как я уже писал, желание снизить тарифы на услуги курьеров со стороны интернет-магазинов очень понятно, особенно в нынешних экономических условиях. Но здесь тоже не все так однозначно: добился снижения – выиграл. Нужно понимать, что «проседать» по цене услуг могут позволить себе далеко не все. Играть с ценой можно только за счет больших оборотов. Небольшие компании, снижая тарифы, рискуют навредить не только себе, но и вам: рано или поздно оборотных средств для поддержания себя на плаву может не хватить, а это прямой путь к банкротству и невыполнению своих обязательств перед клиентами. Поэтому прежде чем искать или добиваться заведомо демпинговых тарифов, нужно честно ответить себе на вопрос: готовы ли вы рисковать своим бизнесом вместе с вашей курьерской службой?

Алексей Прыгин, генеральный директор МаксиПост
0
Реклама на New Retail. Медиакит