Не уверен в том, что многие из читателей задавались целью узнать, что такое активы и пассивы. Звучит это скучно и отдает бухгалтерией. Так и есть – это бухгалтерские термины. Уверен, что лишь немногие знают, что это такое и понимают физический смысл данных терминов. Догадываюсь, что еще меньше читателей знают взаимосвязь двух показателей и как их посчитать.
«Мы то, что мы едим»
Гиппократ, древний врач и философ
Почему я решил все же написать об этих терминах? Потому что они очень важны в жизни любого бизнеса и любой компании, и я постараюсь это сделать максимально доходчиво и понятно для большинства читателей.
Пассивы
Начнем, пожалуй, с конца – с пассивов. Если у компании нет пассивов, то у нее никогда не будет активов, как, впрочем, и наоборот. Но дело в том, что изначально у компании появляются пассивы, а уже потом активы.
В самом общем понимании пассивы – это источники финансирования компании или то, откуда мы берем средства на бизнес. В общем то, источников у нас может быть всего 2 – собственные (личные) средства и взятые у кого-то (или где-то) средства. Иными, научными словами источников финансирования компании всего 2 – собственный капитал и заемный капитал. Сумма собственных и заемных средств компании и составляет ее пассивы.
Пассивы берутся на определенный или неопределенный срок, но их когда-то придется отдавать. Глупо вкладывать свои деньги не имея плана вернуть их сполна и заработать сверху через какое-то время. Также, если вы взяли взаймы, то деньги придется отдавать с учетом той стоимости денег сверху, которую вы зафиксировали в момент соглашения (проценты сверху).
Чтобы иметь возможность заработать самому, приумножить свой капитал, а также вернуть деньги, взятые у «друга», нужно, чтобы они работали. Мы берем эти средства и вкладываем в проект – например, строим магазин, делаем там дизайнерский ремонт, закупаем коллекцию мебели по себестоимости и начинаем торговать с наценкой.
Активы
Все то, куда мы потратили наши собственные и заемные средства, и называется «активами». Активы, в свою очередь, также принято делить на 2 вида – внеоборотные и оборотные. Первые – это то, что создается один раз и надолго – сам магазин, его ремонт. А оборотные активы – это то, что быстро оборачивается – как раз наша мебель, которой мы торгуем – вчера купили, сегодня продали.
Из всего вышенаписанного логично предположить, что активы компании должны быть равны пассивам, потому что мы не можем вложить средств больше, чем у нас было, и в реальности, в том числе и в бухгалтерских записях, так оно и есть – это золотое правило бизнеса – пассивы всегда должны быть равны активам. В бухгалтерском балансе это так и выглядит – слева стоит столбец с перечнем активов, справа столбец с перечнем пассивов и сумма стоимостей одних равна сумме стоимостей других.
Активы и пассивы считаются в одной и той же валюте – в России это рубли. Теперь, понимая физический смысл данных терминов, у Вас не возникнет сложности быстро посчитать для себя активы и пассивы своего бизнеса и самостоятельно сделать их баланс. А проверить правильно ли вы посчитали активы и пассивы очень легко – обе суммы должны сходиться.