Epic Fail: типичные ошибки поставщика при начале сотрудничества с торговыми сетями
время публикации: 10:00 15 августа 2016 года
Решаясь на сотрудничество с крупными торговыми сетями, нередко поставщики недооценивают возможные проблемы и ведут себя неправильно. На какие «грабли» они наступают чаще всего, и на какие факторы нужно обратить внимание, чтобы получить максимальную прибыль?
Принимая стратегическое решение о начале сотрудничества с крупными розничными сетями, разные поставщики, в погоне за увеличением объемов продаж, часто недооценивают проблемы, с которыми они столкнутся и совершают одни и те же ошибки. Какие типичные ошибки могут совершить поставщики? На какие факторы поставщикам необходимо обратить внимание для того, чтобы избежать ошибок и получить максимальную прибыль? Своим опытом с читателями New Retail делится Дмитрий Леонов, эксперт по переговорам с торговыми сетями.
При принятии стратегического решения о сотрудничестве с крупными розничными торговыми сетями, поставщик, как правило, ожидает от такого сотрудничества увеличение прибыли за счет возрастания объемов продаж своих продуктов, а также увеличение узнаваемости и укрепление своего бренда. Однако на практике такие ожидания часто не сбываются и связано это с определенными типичными проблемами, возникающими у поставщика при начале сотрудничества с торговыми сетями.
Во-первых, поставщику надо отчетливо понимать, что далеко не все товары могут успешно продаваться в торговых сетях и не все товары могут быть достаточно конкурентоспособными по ценам и потребительским качествам для того, чтобы быть эффективно представленными в торговых сетях. Поставщику необходимо обязательно провести маркетинговый анализ собственной продуктовой линейки, понять ее сильные и слабые стороны, а также проанализировать ассортимент той торговой сети, куда поставщик хочет попасть.
Поставщик до начала переговоров с торговыми сетями должен знать ответ на вопрос: «Чем мой товар лучше для потребителя и для торговой сети аналогичного товара конкурента, представленного на полках торговой сети?»
В идеале, поставщик должен иметь в своем ассортименте продукцию, пользующуюся популярностью и спросом на рынке, но отсутствующую в данной торговой сети. Также всегда лучше всего начинать сотрудничество с торговыми сетями не с товаров, продажи которых надо «поднять», а с товаров, которые итак хорошо продаются по другим каналам сбыта. Это позволит упростить развитие сотрудничества с торговыми сетями. Начинать сотрудничество с торговыми сетями необходимо только в том случае, если поставщик уверен в конкурентных преимуществах своего товара.
Однако некоторые поставщики пытались проводить переговоры с торговыми сетями, даже не заглядывая в торговые залы и не понимая, как их товар будет восприниматься потребителями при сравнении с конкурентами или вообще пытались выйти с неконкурентными товарами. В результате вместо укрепления бренда компании-поставщики получали негативное изменение восприятия бренда покупателями как несоответствующее ценовой категории бренда, потерю репутации или вообще отказ от сотрудничества со стороны торговых сетей на длительное время.
Во-вторых, некоторые компании-поставщики просто не готовы к использованию такого сложного и требующего хорошей организации, канала продаж, как торговые сети. Инфраструктура поставщика и организация бизнес-процессов просто не позволяют эффективно сотрудничать с торговыми сетями, т.к. производство, логистика, служба маркетинга и рекламы и персонал, ответственный за продажи и реализацию проекта не готовы к такому сотрудничеству и специфическим требованиям, предъявляемым торговыми сетями к поставщикам.
Может ли поставщик поставлять товары в торговую сеть в количестве, которое требуется торговым сетям? Соответствуют ли логистика и рекламно-маркетинговая поддержка поставщика требованиям, предъявляемым конкретной торговой сетью? Ответы на эти вопросы также необходимо знать при начале сотрудничества с торговой сетью. Были случаи, когда производство и логистика поставщика была не в состоянии обеспечить условия подписанного контракта и поставщик, вместо прибыли получал штрафные санкции и убытки.
Также, очень часто поставщики, перед принятием окончательного решения о сотрудничестве с торговыми сетями, совсем не просчитывают прибыльность использования данного канала продаж с учетом особенностей конкретной торговой сети либо считают прибыльность некорректно, не имея необходимой достоверной информации. Все это приводит к заключению невыгодных или вообще убыточных контрактов с торговыми сетями.
Низкое качество прогнозирования продаж (в должной степени не учитываются сезонность, промо-акции, пр.) обычно приводит к недостатку или избытку товаров на складе поставщика, что также влечет за собой финансовые потери.
Еще одной распространенной ошибкой, которую допускают поставщики, является неправильное составление первоначального коммерческого предложения. Не надо добавлять в него все товары, которые производит поставщик, как это делают некоторые производители. Также очень четко сформулируйте конкурентные преимущества компании-производителя и предлагаемого товара. От этого будет зависеть, насколько серьезно воспримет представитель торговой сети данное коммерческое предложение.
Непонимание поставщиком принципа приоритетности, часто приводит к тому, что поставщик, не определив для себя, сотрудничество с какими торговыми сетями более приоритетно, а с какими менее, пытается попасть со своей продукцией на полки сразу нескольких торговых сетей, распыляя свои финансовые и человеческие ресурсы и неся финансовые и репутационные потери в тех торговых сетях, где продукция поставщика плохо продается или продается по очень низким ценам.
Начиная сотрудничать с торговыми сетями, поставщик должен понимать, что он фактически попадает в определенную зависимость от торговой сети и от стратегии ее развития. Иногда, такая стратегия некоторых торговых сетей как постоянное увеличение скидок и снижение цен на продукцию, приводила поставщиков, не только к финансовым потерям, но и потере бизнеса, т.к. компания-поставщик не смогла вовремя перестроиться и пересмотреть свои бизнес-процессы и подходы к сотрудничеству с торговыми сетями.
Как показывает практика, при увеличении доли продаж товаров со скидкой выше 40% или при длительной продаже товаров со скидкой выше 20% наступает разрушение целостности бренда. Товар перестает ассоциироваться у покупателей с определенным ценовым сегментом и переходит в глазах покупателей в более низкий ценовой сегмент, что приводит в итоге к снижению прибыльности, ухудшая в т.ч. продажи и маржинальность такого канала продаж как «традиционная розница».
Целая группа ошибок, допускаемых поставщиками, связана с проведением переговоров с торговыми сетями. Иногда, переговорами с торговыми сетями на начальном этапе занимаются не те менеджеры, которые будут постоянно взаимодействовать с торговыми сетями в будущем, а их непосредственные руководители. Даже если у руководителей есть соответствующие переговорные компетенции и переговоры проведены успешно, то, как показывает практика, в последующем все решения, которые байеры, представляющие торговые сети, считают для себя ключевыми, они будут решать именно с руководителем, а не с менеджером, курирующим конкретную торговую сеть. Это приводит к существенным коммуникационным проблемам, т.к. часто баейру нужно получить ответ или решение максимально оперативно.
Часто сотрудники поставщиков, занимающиеся проведением переговоров с торговыми сетями, просто не имеют необходимых навыков таких переговоров и не знают специфики проведения таких переговоров. Это всегда делает результаты переговоров менее успешными и финансово выгодными для поставщиков.
Еще одной особенность торговых сетей, про которую часто забывают поставщики, является трудность «принятия новых цен» торговыми сетями.
Идеология «главное зайти, а потом мы поднимем цены» не работает с крупными торговыми розничными сетями.
Достаточно важной проблемой также является наличие у поставщика недостаточно эффективной системы финансового стимулирования сотрудников, отвечающих за работу с торговыми сетями. Иногда поставщик устанавливает своим сотрудникам такие KPI (например, объем продаж в натуральном выражении или процент выполнения плана продаж), которые не стимулируют менеджера заключать более выгодные контракты и никак не связывают работу менеджера с эффективностью и прибыльностью.
Принятие поставщиком решения о сотрудничестве с торговыми сетями несет в себе решение целого комплекса задач, которые необходимо решить поставщику, чтобы получить максимальный эффект от такого сотрудничества. И наличие у поставщика сотрудников, имеющих необходимые компетенции для решения таких задач, во многом определяют успешность и эффективность сотрудничества с торговыми сетями и помогают избежать ненужных ошибок, финансовых и репутационных потерь.
Дмитрий Леонов, консультант и бизнес-тренер,
Заместитель Председателя правления РУСПРОДСОЮЗА
Все статьи Дмитрия Леонова читайте в авторском спецпроекте «Практикум поставщика».
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- «Я бы менеджером пошел — пусть меня научат!», или 5 мифов о профессии менеджера ...
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Как сервисы Verme помогают управлять графиками персонала в аптеках, клиниках и л...