0/5

Изменения в маркировке безалкогольных напитков: как принимать и списывать товары после 5 ноября 2024 года

Изменения в маркировке безалкогольных напитков: как принимать и списывать товары после 5 ноября 2024 года
время публикации: 10:00  02 декабря 2024 года
@Freepic (AI-generated)
С 5 ноября 2024 года стартовал новый этап маркировки безалкогольных напитков. Речь об объемно-сортовом учете для обычной и минеральной воды с добавками, газировки, энергетиков, кваса и некоторых других напитков. Что меняется, и как работать с новыми требованиями?
Изменения в маркировке безалкогольных напитков: как принимать и списывать товары после 5 ноября 2024 года
Теперь все участники рынка, занятые в обороте товаров из этих категорий, отчитываются в «Честный знак» об оптовых сделках. А проданные напитки и продукцию, использованную для различных внутренних нужд, снимают с баланса несколькими новыми способами. Вместе с Лилией Сагадиевой, менеджером продукта DocsInBox.Маркировка разбираемся, как правильно принимать и списывать товары с 5 ноября.


Зачем вводится маркировка на безалкогольные напитки

 
Маркировка помогает снизить количество нелегальной продукции. По данным Минфина, ее доля в сегменте безалкогольных напитков доходит до 20%. Контроль оборота товаров через «Честный знак» позитивно влияет на ситуацию, и при этом не провоцирует значительное повышение потребительских цен. По оценкам экспертов, стоимость напитков под влиянием проекта по маркировке в перспективе 6 лет вырастет не больше, чем на 1%.

Проект маркировки безалкогольных напитков проходит в несколько этапов, точные сроки установлены Постановлением Правительства № 887 от 21 мая 2023 года. С 1 декабря 2023 года, к примеру, Постановление обязывало маркировать напитки в стеклянной и полимерной таре, кроме соков и напитков растительного происхождения. С 1 марта 2024 года правило начинало действовать и для напитков в алюминиевой таре. Также постепенно вводился объемно-сортовой учет, а участники рынка должны были подключать ЭДО.


Что изменилось после 5 ноября


С 5 ноября 2024 года для некоторых категорий безалкогольных напитков начали действовать новые правила заключения оптовых сделок. Теперь продавец и покупатель вместо товарной накладной подписывают электронный УПД. 

● В УПД указывают уникальный код GTIN и число упаковок в партии.

● Обо всех списаниях предприниматели отчитываются в «Честный ЗНАК». При розничных продажах через кассу сканируют каждый код на единице продукции. Списания по другим причинам оформляют в самом «Честном ЗНАКе» или программах товароучета, которые поддерживают интеграцию с системой.

Маркировке подлежат напитки в полимерной, стеклянной и алюминиевой таре: 

● Обычная и минеральная вода с добавками;

● Прочие газированные и негазированные напитки с добавками;

● Тонизирующие и энергетические напитки;

● Квасы и квасные напитки с крепостью не более 1,2%.

Пока что правило не распространяется на соки, нектары и другие напитки растительного происхождения. Они «присоединятся» к программе позже.


Как провести оптовую сделку в ЭДО


С 5 ноября 2024 года становится обязательным только объемно-сортовой учет (ОСУ) перечисленных в Положении напитков. В отличие от поэкземплярного учета, когда в «Честном ЗНАКе» необходимо указывать коды маркировки каждого отдельного товара, при ОСУ ведется учет общего количества товара одного вида.

Выбор в пользу ОСУ делают по двум причинам. Это может быть, как переходный этап к поэкземплярному учету (в случае с безалкогольными напитками это именно так), так и окончательный вариант учета — в силу особенностей товара. К примеру, развесной сыр не продают в магазинах целыми головками. Его делят на части — каждый отдельный кусочек не маркируется. 

Оформлять сделки на текущем этапе программы маркировки можно только в ЭДО — все участники рынка должны были заключить договоры с одним из операторов до 5 ноября. Смысл перехода заключается в замене товарных накладных на УПД. Продукцию в оборот вводит производитель, он же формирует УПД. Для этого необходимо:

● Присоединиться к ассоциации GS1 Rus;
● Описать товар в Национальном каталоге и получить GTIN;
● Зарегистрироваться в «Честном ЗНАКе» и заказать коды маркировки;
● Нанести коды маркировки на товары;
● Указать в УПД код GTIN и число единиц товара в партии.

Далее партию товара принимает оптовый покупатель, например, дистрибьютор. С помощью сканера он сверяет количество товара с УПД и подписывает документ электронной подписью. По такому же принципу товар переходит в магазины, которые будут продавать его конечному потребителю, в кафе и рестораны. Стороны формируют и подписывают новый УПД. Далее товар выводят из оборота: в рознице — через кассу. В ресторанах — непосредственно в системе «Чистый ЗНАК» или специальных сервисах, которые интегрированы с системой.




Читайте также: Контроль за продавцами маркированных товаров усиливается: разбираем новые индикаторы риска




Как вывести товар из оборота


Розничная продажа через кассу


Чтобы списать товар с баланса этим способом, нужна онлайн-касса, которая будет передавать данные в «Честный ЗНАК» через ОФД, 2D-сканер и программа, подходящая для работы с маркировками безалкогольных напитков.

Кассир сканирует коды на упаковке, и данные отправляются в налоговую и «Честный ЗНАК», который находит нужный GTIN и выводит товар из оборота. Все будет работать корректно, только если покупатель является физическим лицом. Если через кассу проводят сделку между юридическими лицами или ИП, товар не спишется, а перейдет на баланс покупателя.

Если вы списываете товар этим способом, не забывайте отслеживать корректность считывания кодов маркировки в личном кабинете «Честного ЗНАКа».

Вывод из оборота без кассы


Не все оптовые покупатели продают напитки поштучно через кассу. Заведения общепита, к примеру, могут использовать товары в производственных целях: использовать минеральную воду для приготовления лимонадов и тому подобное. А также «тратить» напитки на внутренние нужды — это актуально, если ту же минералку залили в кулер для сотрудников. То есть использовали, но не в коммерческих целях.  

Также списать товары необходимо в том случае, если у них закончился срок годности, если их потеряли или украли.

Провести списание можно в «Честном ЗНАКе» или программе учета товаров, которая интегрирована с системой. Документ оформляют в течение 3 дней после того, как безалкогольные напитки фактически выбыли из оборота. Альтернатива — вывести товары сразу после подписания УПД, в случае если вы планируете использовать их в ближайшее время и точно знаете, для каких нужд.

● При выводе пo факту приемки от поставщика при подписании УПД нужно указать, что вы сразу же списываете и выводите продукцию из оборота. 

● При выводе по факту использования товара списать его необходимо с баланса в системе «Честный ЗНАК», куда он поступает после подписания УПД. Это можно сделать в личном кабинете «Честного ЗНАКа» или программе учета товаров, которая интегрирована с «Честным ЗНАКом». Списания таким способом проводят в случае брака, истечения срока годности, использования товара в маркетинговых целях, постепенного использования в производстве и для собственных нужд.

● Если заведение работает не по разрешительному режиму, списывать товары можно одновременно и через кассу, и через специальную форму. 

Лилия Сагадиева, 
менеджер продукта DocsInBox.Маркировка.

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит