Как подготовиться к горячему сезону и повысить товарооборот с помощью цифровых технологий: кейс «ВинЛаб»
Летом сеть «ВинЛаб» перешагнула порог в 1500 магазинов и планирует продолжить активное расширение и захват существенной доли рынка. Важную роль в масштабировании играет использование передовых технологических решений, одним из которых является цифровая платформа Imredi, предназначенная для контроля стандартов и управления процессами в розничных сетях.
Елена, расскажите, пожалуйста, про бизнес и стратегию развития компании «ВинЛаб».
Елена Панченко:
– «ВинЛаб» активно масштабируется, открывая ежемесячно несколько десятков новых точек. Председатель правления Novabev Константин Прохоров, в стратегии «2024 +» обозначил цель в открытии 1400 магазинов, и для этого нам необходимо сфокусировать свое внимание на процессах внутри торговой сети.
С одной стороны, территория развития нашей сети насыщена покупателями и трафикообразующей инфраструктурой, с другой, наш кандидат, живущий в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург и Владивосток, всегда был очень требователен к работодателям.
Развитие модуля «Биржа Смен» (решение Imredi WFM) позволило нам приглашать на работу прайм-таймеров, обеспечивая официальное трудоустройство. В апреле 2023 года к нашей команде присоединилась Ольга Магомадова (HRD), ранее Ольга возглавляла HR функцию по логистике «Белуга групп», с ее поддержкой, мы намерены развивать продукт и создавать максимально комфортные рабочие места.
Вторым приоритетом в нашей стратегии остается развитие продаж в e-commerce канале. Аскар Гинжигалиев, директор e-commerce канала, развивает не только собственный market, но и подписывает на коллаборацию уже известные площадки. Совместно с Аскаром мы запускаем модуль сборки e-com заказов. Наша цель –повысить SL сборки заказов.
Результаты работы компании за 9 месяцев подтверждают, что мы движемся в правильном направлении: трафик увеличился на 24% г/г, а доля электронной коммерции составила 7,7% (+3,4% п. п. г/г).
Осуществить амбиции команды по масштабам роста возможно только с применением цифровизации. Самое важное для нас — оставаться привлекательными и удобными для покупателя даже при такой скорости расширения сети, поэтому мы активно внедряем и ежедневно используем продукты Imredi.
Максим, расскажите, какие инструменты для управления сетью разработала ваша команда?
Максим Семиренко:
– Imredi за 6 лет работы разработала и внедрила четыре основных продукта, которые позволяют автоматизировать существенную долю процессов в розничных сетях, ускорить взаимодействие центрального офиса и сотрудников в магазинах, контролировать нагрузку на персонал и снизить количество ошибок и несоответствий стандартам.
Это:
● Imredi Audit Pro — автоматизируют операционные процессы управления сетью с помощью аудитов, чек-листов и автопланирования визитов, повышают уровень обслуживания и позволяют получать аналитику по всей сети для принятия стратегических решений в режиме онлайн;
● Imredi WFM — инструмент для продуктивной работы HR-службы, включает: контроль фактически отработанного рабочего времени (с помощью биометрии), оптимизацию нагрузки на команду, интеллектуальное планирование смен и графиков, внутреннюю биржу смен;
● Imredi Promo — функционал для качественного взаимодействия отдела маркетинга с розницей, включает процедуры планирования, согласования, запуска и контроля промо-активностей, а также
● Imredi OSA — ML-прогнозирование и выстраивание процесса работы с сигналами отсутствия товара на полке (OSA).
Мы активно работаем с каждым заказчиком, педантично собирая обратную связь и обновляя систему с учетом их потребностей. Для сотрудников «ВинЛаб» организовано цифровое рабочее место, которое включает в себя внутрикорпоративный мессенджер, чек-листы, базу знаний, систему оповещений, модуль «Биржа смен», который был переименован в «Зарплата+», потому что он позволяет сотрудникам получить дополнительный заработок.
С его помощью сотрудники «ВинЛаб» понимают, когда и где у компании есть потребность в ресурсах и могут в свободное время поработать в точке, которой нужны дополнительные руки.
Елена:
– Наши сотрудники магазинов Москвы и Санкт-Петербурга пользуются платформой с декабря 2022 года, начиная с пилотного магазина, и уже 1500 сотрудников могут выходить на подработку. С 1 сентября 2023 года сотрудники нашей сети на Дальнем Востоке также с большим воодушевлением подключаются к модулю «Зарплата +».
Максим:
– Мы предлагаем 2 сценария внедрения системы: с поэтапным подключением продуктов или одновременную реализацию процесса автоматизации в нескольких направлениях с использованием двух или сразу всех продуктов Imredi.
Елена:
– Сегодня важно удерживать не только наш персонал, но и нашего покупателя. Для нас отсутствие доставки до покупателя, остается триггером для поиска решений, чтобы сделать покупки максимально комфортными.
Илья Максимов, директор по маркетингу, присоединился к автоматизации процессов с помощью платформы Imredi. Надо взять отдельное интервью с ним по решению Imredi Promo. Со своей стороны, как владелец стандартов по розничным технологиям, я могу точно сказать, что у магазинов появился инструмент коммуникаций и контроля выполнения промо активностей. Как сотрудник, имеющий KPI EBITDA ТС «Винлаб», я спокойна за его выполнение, так как Imredi Promo автоматизирует работу менеджеров и блокирует снижение маржи ниже планового показателя.
Отдельно упомяну нашу синергию с маркетингом в обеспечении качества выкладки товаров на полке. Работа с планограммами — сложный участок в рознице. С учетом текущих внешних давлений у нас ассортимент меняется на 15-20 % раз в квартал, требует постоянного обновления товара на полке и высокого качества выкладки. Сейчас сотрудники торговой точки в режиме онлайн видят актуальную планограмму в Базе знаний Imredi для своего формата магазина, т.к. они различаются и с учетом размера точки, адреса и территории.
Максим:
– С помощью платформы Imredi реализованы задачи совместно с другими службами, а не только автоматизированы процессы в розничных магазинах.
Четкую обратную связь от торговых точек получают все вовлеченные подразделения компании.
Елена:
– Например, команда, которая занимается наполнением магазинов, на основе собранной аналитики добилась высоких результатов — наполненность акционным товаром у нас выросла на 20%. И это значительно отразилось на росте продаж, за первое полугодие like for like составил +10%.
Какие типы операционного управления сетью вы встречали на рынке, как платформа помогает в организации бизнес-процессов?
Максим:
– Платформа Imredi — это конструктор, позволяющий реализовать любые стратегии управления без каких-либо ограничений с нашей стороны. Возможности системы очень широкие и гибко настраиваемые, поэтому важную часть в работе с каждым заказчиком составляет консалтинг и экспертное выстраивание алгоритма автоматизации в соответствии с бизнес-процессами клиента.
Платформа позволяет внедрить и масштабировать все очень быстро и одновременно учесть индивидуальные нюансы и задачи каждой компании. Используя интеграцию, мы создаем общую систему управления не только сотрудниками, но и коммуникациями для повышения эффективности всей сети.
Елена:
– Совместно с группой открытия мы проработали систему подготовки к старту и контрольных чек-листов, обеспечивающих равномерное открытие. Благодаря гибкости Imredi, интегрировали платформу с одной из наших внутренних информационных систем. Как только наступает дата технического открытия новой точки, в системе формируется задача, и к взаимодействию подключаются розница и команда запуска.
За несколько дней до праздничного открытия магазина у всех руководителей есть аналитика о его готовности в Imredi: они оценивают техническую подготовку, устраняют возможные проблемы и недочеты.
Помимо команды, которая непосредственно готовит точку к открытию, работает на месте, в процессе участвуют еще несколько разных департаментов — отдел товародвижения, коммерческий отдел, маркетинг.
В итоге руководитель региона может по точкам, открытым в течение года, просмотреть недочеты и сформировать системные решения и выводы.
Как строится процесс внедрения нововведений? Есть ли сложности с принятием новых сервисов?
Максим:
– Внедрение любого нового цифрового продукта — это всегда стресс для линейных сотрудников, поэтому особое внимание мы уделяем процессу адаптации и обучения персонала. На начальном этапе может происходить саботаж приложения, сопротивление — это ожидаемая психологическая реакция на нововведения для большинства людей. Чтобы сгладить ее, мы максимально упрощаем работу с приложением — предоставляем текстовые и видео-инструкции, организуем регулярные встречи и консультации, где помогаем коллегам разобраться в системе, чтобы они смогли быстрее прочувствовать и оценить возможности, которые дает Imredi.
Елена:
– Отвечу очень просто, все начинается с вовлеченности СЕО компании. Любая инициатива в нашей компании обсуждается на проектном комитете совместно с Сергеем Виноградовым (СЕО ТС «Винлаб») и кросс функциональными заказчиками. Бывает, что с первого раза мы не приходим к единому мнению, но я не помню, чтобы мы не возвращались к Сергею с деталями.
Далее идем к нашим агентам изменений. Это наши руководители отдела продаж, сотрудники управляют кустом до 250 магазинов. Кстати, недавно мы привлекли внешнее обучение и прокачали наших ключевых участников изменений.
Что значит для сотрудника единое цифровое рабочее место?
Максим:
– Наша цель — превратить цифровое рабочее место в единое средство коммуникации и заменить привычные мессенджеры и электронную почту. Когда удается этого добиться, все ощущают огромную ценность нового подхода к работе. Он значительно экономит время, по любой проблеме сотрудники точки могут оперативно и напрямую получать обратную связь, а постановка задач становится прямой и понятной.
Елена:
Внедрение цифрового рабочего места подтолкнуло нас к новой идее — отказаться от рабочего места администратора магазина. Пока не могу об этом говорить, в общем удивим рынок!
Кто является проводником инноваций внутри розничных сетей?
Максим:
– Рознице всегда нужен руководитель, который сможет на доступном языке и в легкой, понятной форме внедрить ИТ-нововведения, стимулирующие изменения в бизнесе и упрощающие процесс работы в магазинах. Сотрудники точек воспринимают их по-другому, ИТ-специалистам сложно навязать им свою точку зрения, поэтому нужен человек, который будет на стыке розницы и ИТ организовывать процессы так, чтобы сеть приняла внедрение цифровых инструментов, иначе такие инструменты не будут давать запланированных результатов.
Елена:
– Сложный вопрос, так как здесь работает вся наша команда и на каждом этапе подключается ключевой участник. В нашей компании есть два источника возникновения инноваций. Мой департамент розничных технологий, где в моей зоне ответственности находится решение задачи по эффективности и окупаемости. И конечно мои коллеги, руководители функций, каждый из нас фокусируется на достижении результатов торговой сетью, для нас это уже больше, чем работа в найме.
Нам важно, чтобы сервис был понятный и удобный в использовании для нашего персонала в магазинах и одновременно — высокотехнологичный и интеллектуальный для получения аналитики по результативности проекта в целом.
Собираете ли вы обратную связь от сотрудников по новым проектам? И как она учитывается при планировании следующих шагов?
Максим:
– Да, обязательно собираем обратную связь, анализируем, чем платформа помогает в достижении поставленных заказчиками целей. Нам важно, чтобы внедрение Imredi давало ощутимые результаты, но при этом было комфортно в использовании на любом пользовательском уровне. В каждом продуктовом направлении проводится активная работа с клиентами, сбор и анализ замечаний, который планомерно включаются в Road map платформы — каждые две недели мы внедряем обновления, прислушиваясь к запросам партнеров.
Елена:
– Мы отслеживаем NPS платформы Imredi для сотрудников. Так, через несколько месяцев после внедрения, в январе 2023 года, NPS по Imredi был всего 69%, тогда еще не всех пользователей мы убедили в необходимости использования. Нам важно было повысить осознанность пользователя, сделать использование нового решения добровольным и осознанным, а не навязывать насильно «сверху».
Результат был поразительным, уже в августе уровень «радости» от использования, достиг 85%. Понятно, что с внедрением каждого нового модуля, нас будет отбрасывать, но повторюсь, нашей команде важна осознанность и вовлеченность пользователей. Сейчас для большинства сотрудников цифровое рабочее место — это такое же привычное приложение, как мессенджер в телефоне. Более того, мы постоянно получаем в обратной связи массу идей о том, как нужно доработать, донастроить решение.
Читайте также: Как и зачем «Винлаб» создал в магазинах единое цифровое рабочее место
Ваши цифровые решения рассчитаны на быстрый рост бизнеса? Они справятся с новыми задачами?
Максим:
– Решение Imredi облачное, и это выгодно для заказчика — система с ее способностью горизонтального масштабирования полностью отвечает запросу розницы. С точки зрения текущих возможностей у нас для развития очень много векторов — мы можем добавлять в наши приложения биометрию или использовать модели машинного обучения для того, чтобы прогнозировать результаты промоакций или трафик и необходимое количество сотрудников в точке.
Применение искусственного интеллекта поможет нам использовать накопленную информацию, статистику вкупе с трендами и драйверами, которые есть на рынке, чтобы принимать правильные маркетинговые решения.
Елена:
– Не секрет, что все компании при определении необходимости внедрения инструментов, считают стоимость владения (окупаемость) из расчета 3-5 лет. Мы также закладываем рост сети в модели и далее делаем выбор технологического партнера.
За полтора года сотрудничества команда Imredi проявила гибкость и кастомизировала платформу под требования и задачи нашего бизнеса.
Есть вопросы по внедрению решений Imredi?
Задайте их на сайте Imredi – цифровой платформы для развития и контроля розничных сетей.
Реклама ООО "ИМРЕДИ", ИНН 7731369734
erid: 4CQwVszH9pWuJywgY5z
Последние новости
Самое популярное
- Как Аэропорт Пулково обеспечил высокий уровень сервиса в сезонные пики за счет у...
- Кейс: как за месяц в 3 раза увеличить продажи бытовой химии на Wildberries
- Какие вызовы стоят перед еком-директорами: Топ-5 задач
- Интерактивные элементы, которые повышают онлайн-продажи и лояльность клиентов
- 10 ошибок, которые селлеры допускают при работе с карточками товаров на маркетпл...