Как сбыть товарные остатки в кризис? Часть 1, аналитическая
время публикации: 10:00 20 мая 2020 года
Товарные запасы и застрявшие в них деньги – «больной» вопрос для большинства ритейлеров. Ситуация с коронавирусом и общий экономический спад внесли дополнительный негатив – закупки товара, которые два месяца назад казались своевременными, сейчас ухудшают показатели бизнеса. Как грамотно избавляться от товарных остатков? Первая часть инструкции – аналитическая.
Чтобы помочь в этой ситуации, Питер Вацлавек, руководитель группы по инновациям платформы Exponea, обслуживающей крупнейших ритейлеров страны, подготовил инструкцию, как избавиться от товарных остатков с минимальными ущербом для бизнеса. Инструкция состоит из 2 частей – как проанализировать и сгруппировать товарные остатки и как их сбыть. Первую – аналитическую – часть представляем сегодня.
Шаг 1. Анализируем (прошлое, текущее и будущее)
Прежде всего, сделайте выводы из прошедших распродаж. Например, уточните, что сработало в «Чёрную пятницу». Вернитесь назад, изучите конверсии, объёмы продаж, трафик, средние скидки. Всё это с разбивкой по источникам, сегментам покупателей и так далее.
После этого проанализируйте текущий ассортимент, продажи и трафик. Обратите внимание на сглаженную динамику доходов по подкатегориям в сравнении со складскими запасами. Если свитеры не продаются в текущем сезоне, и доля их продаж в общем объёме тоже снизилась, то, скорее всего, этот товар не будет продан в ближайшие месяцы.
Также оцените трафик по подкатегориям в сравнении со складскими запасами. Если свитерами в текущем сезоне интересуются 5-10 человек, то и продаж будет мало. Дополнительно разбейте трафик по источникам и посмотрите на рост-падение конверсии по подкатегориям. Если с помощью рекламы в Instagram купили свитеров больше, чем с помощью рекламы в поисковиках, и при увеличении рекламного бюджета кол-во покупок растет, то можно увеличить бюджет на Instagram.
Кроме этих трех показателей, посчитайте дневную прибыль и выручку по каждому уникальному клиенту, по каждому товару с разбивкой по источникам, а также составьте рейтинг продаж товара и рейтинг «продажа/запасы», чтобы понять оптимальность наполнения склада.
Анализ прошлых и текущих продаж позволит выявить тренды и выстроить гипотезы по продаже товарных остатков. Для удобства эти гипотезы можно считать по 2 сценариям.
Сценарий A предполагает агрессивное продвижение и одинаковую скидку 50% на большую часть ассортимента.
А сценарий B – точечные кампании и более низкие скидки.
Вот пример нашего расчета:
Показатель |
Сценарий A. Скидка 50%
|
Сценарий B. Скидка 20%
|
Кол-во товара на старте распродажи |
1 000 000 шт.
|
1 000 000 шт.
|
Продано товара |
100 000 шт. по 10 руб./шт.
|
65 000 шт. по 16 руб./шт.
|
Доход от продажи |
1 000 000 руб.
|
1 040 000 руб.
|
Расходы на рекламу |
50 000 руб.
|
90 000 руб.
|
Доходы - расходы |
950 000 руб.
|
950 000 руб.
|
Кол-во товара на конец распродажи |
900 000 шт.
|
935 000 шт.
|
Сценарий В выглядит привлекательнее, но вопрос в том, сможете ли вы сгенерировать сопоставимый спрос с менее привлекательными скидками?
Рассмотрим конверсии:
Сценарий A. Скидка 50%
|
Сценарий B. Скидка 20%
|
|
Трафик на сайт |
2 000 000 чел
|
2 600 000 чел
|
Продано товара |
100 000 шт. по 10 руб./шт.
|
65 000 шт. по 16 руб./шт.
|
Соотношение “товар/транзакция” (среднее кол-во товара в 1 заказе) |
1,5 (предположительно)
|
1,3 (предположительно)
|
Кол-во заказов |
66 700
|
50 000
|
Коэффициент конверсии в заказ |
3,33%
Это есть в 2 раза выше стандарта 1,5%
|
1,92%
Это на треть выше стандарта 1,5%
|
При сценарии A интернет-магазину с конверсией «трафик/заказ» 1,5% придётся увеличить этот показатель вдвое, а в сценарии B необходимо повышение конверсии лишь на треть для получения той же прибыли.
Сценарий B, на первый взгляд, представляет собой менее привлекательную кампанию, так как маркетинговый бюджет в ней на 80% выше, чем в сценарии A. Однако это способно принести на 30% больше трафика.
Мы предположили, что при сценарии A в заказе содержится в среднем 1.5 товара, а при сценарии B — 1.3 товара, что не обязательно соответствует действительности. Вполне вероятно, что при сценарии B в заказе будет столько же товаров, а то и больше.
В итоге сценарий B не выглядит невероятным, верно?
Мы все видели, как на распродажах по случаю закрытия сезона выставляли 50%-ые скидки на не самый ходовой товар, но это не увеличивало ни конверсии, ни трафик, следовательно, делать скидку не имело смысла.
Читайте также: Как cloud-технологии помогают управлять ценами, ассортиментом и выстраивать эффективные маркетинговые стратегии
Шаг 2. Группируем товарные остатки по ценности
Если вы обещаете клиентам большую распродажу, это не значит, что все товары должны подешеветь на 50%. Используйте воспринимаемую ценность каждого из них, чтобы обеспечить наибольшую выгоду, а не наибольшую скидку:
Ценность товара
|
Скидка
|
Получаемая покупателем выгода
|
Высокая
|
Высокая
|
Высокая
|
Высокая
|
Средняя
|
Высокая
|
Высокая
|
Низкая
|
Средняя
|
Средняя
|
Высокая
|
Высокая
|
Средняя
|
Средняя
|
Средняя
|
Средняя
|
Низкая
|
Низкая или средняя
|
Низкая
|
Высокая
|
Средняя или высокая
|
Низкая
|
Средняя
|
Низкая или средняя
|
Низкая
|
Низкая
|
Низкая
|
Людям не всегда интересен самый дешёвый вариант, но наличие этого самого дешевого варианта разжигает покупательский аппетит. «Мне нравится этот свитер за 2 500 руб. со скидкой 50%, это выгодно, но мне также нравится и этот за 3 500 руб. Так почему бы не взять за 4 000 руб., который мне понравился больше остальных?». То есть вводи́те в предложение и дешевый товар с большой скидкой, и дорогой товар с небольшой скидкой.
Кроме того, клиентам изначально интересна распродажа, и для них нет большой разницы между 1100 руб. и 1150 руб. за товар. Конверсии будут одинаковые. Однако разница же в выручке будет значительной, если применить подобный подход к сотням товаров.
Фактически, анализ прошлых и текущих продаж, расчет гипотез и группировка товаров по ценности уже дают ответ на вопрос, какую механику распродажи предпочесть. Однако таких механик множество и можно использовать их комбинации, поэтому во второй части инструкции по сбыту товарных остатков я расскажу о вариантах скидок и организационно-технической подготовке к распродаже.
Питер Вацлавек,
руководитель группы по инновациям платформы Exponea
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...