Как сохранить арендаторов в кризис: стратегия из 5 шагов
время публикации: 10:00 05 июля 2021 года
5 основных шагов, которые стоит предпринять собственникам и УК моллов заблаговременно, чтобы свести к минимуму потери от кризисов, подобных прошлогоднему.
Руководитель отдела продаж коммерческой недвижимости девелоперской компании Glincom Мария Стогова рассказывает, какие шаги нужно предпринять собственнику ТЦ, чтобы не растерять арендаторов во время кризиса.Прошлогодний локдаун в Москве, вызванный вспышкой коронавируса, наглядно показал, что арендаторам и собственникам торговых центров важно оперативно находить компромиссы и вместе разделять бремя застоя и неопределенности. Наверное, впервые обе стороны оказались в одинаково невыгодной ситуации. В итоге со временем собственники стали более лояльными и способными к диалогу с арендатором.
Как и другие владельцы ТЦ, компания Glincom столкнулась с последствиями локдауна. И хотя неоднократно сообщалось о мерах поддержки бизнеса, по факту помощь владельцам коммерческой недвижимости была минимальной. Тем не менее, нам удалось оперативно подстроиться под новые реалии и сохранить большинство своих арендаторов.
Оглядываясь назад, мы смогли выделить 5 основных шагов, которые стоит сделать собственникам и УК моллов, чтобы свести к минимуму потери от кризисов, подобных прошлогоднему.
Анализ ставок аренды на актуальность
Первым делом нужно проанализировать актуальные ставки аренды и урегулировать взаимоотношения с арендаторами, используя релевантные инструменты. Это могут быть отсрочки платежей, переход на процент от товарооборота, дополнительные гарантии и так далее.
Нередко арендодатель просто не хочет видеть реальную картину, поэтому до последнего избегает диалога с арендатором, недооценивая всю серьезность положения. Так было и в прошлом году, когда отдельные владельцы ТЦ отказывались давать скидки и отсрочки ритейлерам, не понимая, что найти нового арендатора намного сложнее и дороже, чем сохранить старого.
Инвентаризация имеющихся площадей
При первых признаках кризиса нужно провести инвентаризацию текущих площадей и при необходимости переформатировать их по назначению, площади и другим характеристикам под новые запросы рынка. Это позволит снизить расходы и заполнить вакантные площадки.
Как собственник портфеля коммерческой недвижимости, мы расширяем возможности ее использования, дополняя торговые и офисные центры новыми, актуальными форматами.
Например, в Babystore не так давно открылся фитнес-центр Spirit Fitness, а центр йоги «Прана», занимающий третий этаж ТЦ, расширил спектр предоставляемых услуг за счет открытия магазина продуктов здорового питания и вегетарианского кафе на одной площадке. В одном из наших апарт-комплексов, Apartville, мы отдали часть коммерческих площадей под коворкинг, что также помогло нам приспособиться к новым условиям.
Изменение договоров аренды с поправкой на новые кризисы
Московский локдаун показал, что ни арендаторы, ни собственники не защищены от кризисных ситуаций. Так как в столице не был объявлен режим ЧС, юридически закрытие торговых комплексов нельзя было считать форс-мажором. В результате многие арендаторы и арендодатели погрязли в судах друг с другом — первые пытались добиться права не платить аренду за помещения, к которым они по факту не имели доступа, а вторые требовали полного исполнения условий договоров.
Чтобы избежать этого, необходимо сразу прописывать в соглашениях дополнительный пункт, касающийся пандемии и аналогичных ситуаций, при которых одна из сторон может безболезненно выйти из договора или не исполнять некоторые обязательства на определенный период.
Дополнительные условия, регулирующие отношения между сторонами в подобных ситуациях, дадут больше уверенности и стабильности арендаторам для дальнейшего развития своего бизнеса. В свою очередь, собственник сможет лучше прогнозировать свою деятельность в случае новых кризисов.
Маркетинговая и PR-поддержка арендаторов
Удивительно, но многие арендодатели даже не рассматривали эту меру поддержки — согласно опросу, проведенному в прошлом году международной компанией SVN, ни один из респондентов не планировал рекламные кампании, в том числе в соцсетях, для своих арендаторов. При этом 7,7% арендаторов ждали такой помощи от собственников.
Ритейлерам любого уровня стоит искать новые способы коммуникации с целевой аудиторией, развивать онлайн-каналы и более осознанно относиться к маркетингу и оптимизации затрат. Совместные с арендодателем маркетинговые мероприятия должны быть направлены на дополнительное привлечение трафика покупателей. Мы, например, ведем активное продвижение торговых центров и их арендаторов в социальных сетях, проводим совместные акции и развлекательные мероприятия, направленные на привлечение покупателей.
Однако это возможно только на тех площадках, где арендодателем выступает профессиональная управляющая компания. В то же время у собственников, владеющих одним или несколькими помещениями без УК, таких возможностей нет — остаются лишь финансовые механизмы.
Создание онлайн-сервисов для собственников и арендаторов
На мой взгляд, владельцам моллов следует внедрять больше онлайн-сервисов как для арендаторов, так и для их посетителей. Например, сервисы в торговых точках на территории комплекса технологии, позволяющие тщательнее анализировать потребительское поведение. Это может помочь ритейлерам увеличить офлайн-продажи, а следовательно, и повысить арендные платежи (при схеме «процент с оборота»).
Также важно уделять внимание удобству коммуникации между собственником, управляющей компанией и арендаторами. В частности, мы уже разрабатываем приложение с функционалом «службы одного окна» для удобства их взаимодействия.
Читайте также: Страховка для торговых центров: как не упустить важное
А что сейчас?
За год с момента завершения локдауна рынок торговой недвижимости уверенно держит курс на восстановление от пандемийного удара, вакантность уж приближается к докризисным показателям, хотя говорить о возвращении к прежним ставкам еще преждевременно.
Стоит заметить, из-за закрытия границ и роста внутреннего туризма оборот денежных средств на внутреннем рынке значительно увеличился: люди никуда не уезжают и тратят деньги дома. Это должно положительно сказаться на выручке ритейлеров в ближайшей перспективе.
Как владельцы торговых центров районного формата, мы наблюдаем тенденцию перемещения покупателей из центральных торговых коридоров в спальные районы: люди предпочитают совершать покупки рядом с домом. В этом смысле мы в более выигрышном положении как по уровню заполняемости, так и по возвращению арендных ставок, по сравнению с «центральным» ритейлом.
Пока рано говорить о полном восстановлении рынка, трафик находится на уровне 70-80% от докризисных показателей, ротация все еще высока. Безусловно, это вызвано уходом с рынка международных брендов и оптимизацией офлайн-точек продажи, но в большей степени — показателями эффективности конкретных магазинов/арендаторов.
Мария Стогова,
руководитель отдела продаж коммерческой недвижимости девелоперской компании Glincom.
Для New Retail
* * *
Glincom — инвестиционно-девелоперская компания полного цикла, реализующая коммерческую недвижимость и апартаменты в Московском регионе. В портфеле компании апартаменты бизнес-класса, торговые комплексы, офисы, большой пул предложений по аренде и продаже торговых помещений разного метража и стоимости, а также предложения готового арендного бизнеса: продажа помещений с уже имеющимся арендатором.
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- «Я бы менеджером пошел — пусть меня научат!», или 5 мифов о профессии менеджера ...
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Как сервисы Verme помогают управлять графиками персонала в аптеках, клиниках и л...