Как спасти 17 млн тонн продовольствия? Перспективы и проблемы фудшеринга в России
время публикации: 10:00 16 января 2023 года
ЦСП «Платформа» совместно с X5 Group исследовали запрос общества на фудшеринг - передачу нуждающимся продуктов с истекающим сроком годности. Снятие регуляторных ограничений (в первую очередь, связанных с НДС, которые платят компании при безвозмездной передаче продуктов) и использование потенциала общественных структур могут существенно улучшить баланс в области продовольственной безопасности.
Алексей Фирсов, основатель Центра социального проектирования «Платформа».В России ежегодно пропадает (утилизируется, выбрасывается на помойки) более 17 млн тонн продовольствия. Речь идет об уже произведенной продукции, в эту цифру не включены потери агропроизводителей на промежуточных этапах. Масштаб потерь впечатлил бы и в более спокойное время, но в ситуации социальных вызовов актуальность этого ресурса резко возрастает. Необходимы инструменты, которые направят хотя бы часть этого объема на поддержку малообеспеченных групп.
В исследовании анализируется структура запроса общества по отношению к социальным программам бизнеса. На первом месте здесь традиционно находится здравоохранение, на втором - продуктовая помощь малоимущим (к числу приоритетов это направление относят 31% респондентов).
Такой высокий показатель для второй позиции нетипичен; он возрастает в кризисное время, когда доля продовольствия существенно возрастает в общей структуре затрат населения. В ходе федерального замера 78% опрошенных отметили рост затрат на продовольствие за последние месяцы, а 68% предполагают, что в будущем прокормить семью будет становиться труднее.
Бизнес пытается корректировать свою социальную политику исходя из нового запроса. Относительно данных более раннего замера, проводимого в феврале 2021 года, выросла заметность социальных программ продуктового ритейла - с 40% до 53%.
В исследовании были проанализированы 3 формата продуктовой помощи: продуктовые карты, корзины продуктов и фудшеринг. Наиболее известным (знают 83%), но не самым результативным (о реальном эффекте говорят 63% среди знающих о формате) являются продуктовые карты: они хоть и предполагают достаточно много ограничений для потребителя.
О формате в виде корзин продуктов знают 71% населения, среди них полезным для нуждающихся признают 88%. Фудшеринг, как относительно новая практика, пока недостаточно известен — 45% опрошенных, но среди них 86% считают его полезным.
Возможно, фудшеринг - не самый удачный термин, но за ним стоит простая и одобряемая большинство логика: продукты, которые еще годны для употребления, надо не пускать в утилизацию (что экономически рентабельнее из-за налоговой ситуации), а отдавать нуждающимся. Социальная поддержка такой линии явно доминирует. Уничтожение продовольствия является не только экономическим, но и этическим вопросом; «выбрасывать хлеб грешно». Поэтому доминантой социального восприятия фудшеринга является спасение еды, а не экологическая линия, связанная с сокращением отходов.
При ответе на вопрос о том, как магазинам стоит поступать с продуктами с истекающим сроком годности, респонденты могли выбрать до трех вариантов ответа. Только 7% считают, что такие продукты нужно утилизировать в соответствии с санитарными нормами, еще 3% затруднились с ответом. 90% россиян считают, что эти продукты нужно использовать тем или иным образом.
Наиболее популярные у респондентов варианты действий с продуктами, до окончания срока годности которых осталось не менее двух дней: отдельная полка, где каждый может забрать бесплатно; передача тем, кто оказался в трудной финансовой ситуации; продажа с большими скидками.
В целом продукты с истекающим сроком годности воспринимаются как обычные продукты, которые нужно быстрее употребить — 57% опрошенных так или иначе покупают такие продукты. А если в холодильнике у еды заканчивается срок годности, 52% стараются найти способ ее употребить и только 13% отправляют в мусорное ведро, не дожидаясь окончания срока. Среди социально уязвимых групп населения отношение к таким продуктам еще более терпимое.
Примеры реализации формата фудшеринга российским ритейлом есть. Например, X5 Group в 2022 году запустила в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинске совместно с Банком еды «Русь» пилотный проект в категории хлеб и хлебобулочные изделия. В среднем в месяц с одного магазина спасается и передается нуждающимся около 120 кг хлеба, а объем списаний в этой категории удалось сократить на 65%.
Как это происходит?
Сотрудники магазина отбирают продукты, срок которых заканчивается не позднее двух дней, и передают его волонтерам. В процессе передачи проверяется качество, оформляются необходимые документы. Затем волонтеры в течение нескольких часов разносят продукты нуждающимся, принимающим участие в программе фудшеринга. Получатели закреплены за конкретным магазином, рядом с которым живут — важно передать продукты как можно быстрее. При получении также оформляются необходимые документы.
Подобный пилотный проект с Банком еды «Русь» реализует и «Магнит» — волонтеры забирают продукты из дарксторов сети по аналогичной схеме. В фудшеринге в том или ином объеме участвуют и другие сети, а также малый и средний бизнес: кафе, пекарни, несетевые продуктовые магазины.
Считать при этом фудшеринг благотворительностью было бы неправильно: бизнес не столько жертвует, сколько меняет потоки. Но его можно рассматривать в качестве направления социального партнерства, при котором сети передают продукты, НКО осуществляют передачу непосредственным потребителям, власть оказывает инфраструктурную и коммуникационную поддержку.
Читайте также: Минпромторг прорабатывает законодательные решения для развития фудшеринга
Основные проблемы цепочки фудшеринга
Если рассматривать всю цепочку фудшеринга, проблема налогов не является единственной. Наиболее чувствительный момент – соблюдение требований СанПиНа в ситуации, когда срок пригодности продовольствия близок к границе. С одной стороны, должен быть спокоен регулятор: сегодня сети исключают из процесса все продукты животного происхождения. Это же не позволяет делать с молочной продукцией и система «Меркурий». С другой, и сами потребители не должны подозревать, что в оборот пускается просрочка - здесь крайне важна скорость доставки, а также специальная сертификация НКО.
Эта практика очень чувствительна к возможным сбоям в логистике. Если продукты окажутся за границей срока годности, может возникнуть серьезный репутационный инцидент: дело будет выглядеть так, что социально незащищенном слоям поставляют испорченные продукты.
Было бы оптимально подключить программу к сервису «Госуслуги» для фиксации получателей. Наконец, важно, чтобы в программу включились не только крупные сети типа «Пятерочки» или «Магнита», но все участники рынка.
Но при всем объеме задач фудшеринг может стать одной из программ национальной консолидации вокруг задачи помощи населению. Таких программ нужно гораздо больше. Их комбинация позволит удержать ситуацию от сползания в область повышенных социальных рисков.
Алексей Фирсов,
основатель Центра социального проектирования «Платформа».
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- Как выбрать PIM-систему
- Как выстроить партнерскую систему отношений в логистике ритейла
- Как сделать физический продукт с нуля в 2024 году, если есть только идея (опыт с...
- Как служба доставки помогает онлайн-продавцам находить новых покупателей в разны...
- Дайджест E-commerce: какие новые инструменты для работы на маркетплейсах были за...