0/5

Как спрос на курьеров меняет ритейл

Как спрос на курьеров меняет ритейл
время публикации: 10:00  23 ноября 2021 года
Из-за сезонных праздников и ковидных ограничений на рынке уже успел сформироваться серьезный дефицит кадров. Как спрос на курьеров поменяет ритейл и отношение к работе в России?
Как спрос на курьеров меняет ритейлРассказывает Павел Шинкаренко, CEO Solar Staff.

В последнее время в медиа часто рассказывают, как курьеры в городах-миллионниках много зарабатывают. По данным сервиса SuperJob зарплата доставщиков уже превышает 200 000 рублей в месяц и кажется, что это не потолок. Раньше такие деньги получали только те, кто работал по 14 часов в день, но теперь это стало нормой. 

Такой аномальный спрос на курьеров сильно поменяет рынок ритейла. Ниже я описываю лишь некоторые из изменений.

Локальные рестораны окончательно перейдут к работе с агрегаторами вроде Яндекс.Еды или Delivery Club.


У небольших игроков нет столько денег, чтобы платить по 100 или даже 70 тыс. в месяц курьерам, а значит они не смогут выиграть конкурентную борьбу за кадры. Скорее всего в ближайшее время мы увидим, как вся доставка будет сконцентрирована в руках 2-3 операторов.

То же самое касается и производителей — Ozon уже запустил программу по продаже товаров от самозанятых. Портные или любые ремесленники вместо открытия собственных точек смогу открывать свои магазины на маркетплейсах, чтобы зарабатывать, а не выживать.

Доставка вырастет не только в столице.


По данным Infoline, в 2020 году общий объём оборота товаров (Gross Merchandise Volume; GMV) в российском e-grocery достиг 153 млрд руб. Тот же Сбермаркет уже охватывает больше 80-и регионов. Дальнейший рост во многом сдерживает только нехватка курьеров, а значит, мы увидим, как наём людей перейдет из Москвы в крупные города России вроде Ярославля. Чтобы запустить работу в нескольких регионах одновременно компаниям понадобятся менеджеры, которые умеют строить и контролировать удаленные команды.

Параллельно мы увидим, как из-за дефицита кадров компании будут использовать сервисы, которые предоставляют линейный персонал. Например, Woworks. В ситуации, когда нужно срочно найти 1000 новых людей любой инструмент будет кстати.

В борьбе за кадры маркетплейсы будут улучшать условия работы.


Например, выдавать страховки или обучение за счет компании. Недавно Delivery Club запустил образовательные гранты для курьеров вместе со Skillbox, а незадолго до этого Яндекс рассказал, что потратит 1 млрд рублей на страховки для курьеров и таксистов в 2022 году. 

Параллельно с ритейлом по похожей схеме будут развиваться междугородние перевозки, которые уже начали консолидироваться внутри крупных игроков и городов. На рынке появится больше платформ, а международные агрегаторы станут еще больше чем прежде. Вслед за курьерами нас ждет рост зарплат дальнобойщиков.

Как спрос на курьеров меняет ритейл


Как рост востребованности курьеров повлияет на рынок труда?


Ирония в том, что после расцвета профессии курьера — роста зарплат и появления ДМС, последует полная автоматизация. Гиганты рынка уже задумались о том, как решить проблему поиска кадров, потому что люди рано или поздно закончатся, а стоимость закрытия вакансии будет запредельной. Скорее всего роботы-курьеры станут нормой через 5-6 лет, а не через 10. Тот же Яндекс уже запускает роботизацию на рынке Эмиратов, и Дубаи не станут последним городом, где внедряют эти технологии.

Высокий рост зарплат влияет и на другой бизнес за пределами доставки. Прежде всего, на низкоквалифицированные должности: строительство (речь не идет про архитекторов), кассиров, таксистов, продавцов-консультантов. Люди потянутся в доставку, потому что там можно заработать больше денег. Зачем мне перетаскивать кирпичи за копейки, если я могу доставлять пиццу? Это физически легче и более прибыльно.

При этом, как я писал выше, в некоторых регионах России уровень зарплаты курьеров уже выше среднего. Директор регионального завода получает те же 70 тыс., которые получает курьер в Петербурге, и это явно вызывает вопросы. Если сейчас человека останавливает то, что ради менее пыльной работы ему нужно переехать в другой город, то с ростом рынка и экспансией условного Ozon, этот вопрос отпадет. Тогда «синие воротнички» по всей России, начнут задавать один и тот же вопрос своим работодателям: «почему мы так мало зарабатываем?».




Читайте также:  Кто такие high-skill фрилансеры, и почему за ними будущее ритейла?




Хотя курьеры буквально спасли нас в начало пандемии и им даже поставили памятник, в обществе все еще считается, что это несерьезная профессия. Поэтому на фоне новостей о высоких зарплатах в доставке у людей ломается картина мира. Одно дело, когда 200 или даже 100 тыс зарабатывает программист — люди учатся годами, чтобы научиться работать с кодом. Но зачем учиться 5 лет, если можно прямо сейчас начать доставлять еду и зарабатывать на этом деньги?

Так изменение зарплат курьеров приводит к двум вещам: переоценке образования и переоценке труда. Что касается последнего, то мне кажется, что в будущем человеческий труд в России будет оцениваться дороже чем сейчас. В Европе этот тренд существует уже давно, там труд человека — самое дорогое, что есть. Когда компании столкнутся с проблемами найма, они будут вынуждены улучшать условия работы, в том числе и денежные, иначе останутся без людей.

Банки и другой бизнес будет зарабатывать на курьерах, создавая для них лучше условия труда: от выпуска страховок до специальных предложений для отдыха. Так постепенно изменится и отношение людей к профессии курьера, а вместе с ним уйдёт и негативное восприятие таксистов, клинеров. Тогда люди окончательно поймут, что физический труд тоже нужно ценить, как и труд умственный. 

Павел Шинкаренко, 
CEO Solar Staff.

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит