0/5

Эффективный минимум: как комплексное решение поможет малому бизнесу быстро запуститься и работать в соответствии с законами РФ

Эффективный минимум: как комплексное решение поможет малому бизнесу быстро запуститься и работать в соответствии с законами РФ
время публикации: 11:00  12 декабря 2023 года
Начинающего предпринимателя в сегменте розничной торговли с первого дня ждут не только задачи по запуску и развитию бизнеса, но и много обязательных к выполнению законодательных норм, которым нужно соответствовать с первой продажи. Как комплексное коробочное решение помогает не только быстро запускаться и масштабироваться, но и сразу работать в соответствии с 54-ФЗ и правилами маркировки товара?
В 2016 году в 54-ФЗ были внесены поправки, которые изменили жизнь всего российского ритейла. В соответствии с обновлениями, бизнесу вменили в обязанность использовать ККТ с фискальными накопителями и передавать данные о каждой проведенной транзакции в режиме онлайн непосредственно в ФНС. Сами кассы данные передавать не могут, поэтому одновременно с новыми требованиями появились и ОФД – операторы фискальных данных, которые становились посредниками между кассовым узлом ритейлера и налоговой. 

Первый ОФДПриблизительно тогда же начало активно звучать слово «маркировка» в применении к обороту разных групп товаров. Регулирование оборота алкогольной, табачной продукции практикуется уже давно, но масштабный проект маркировки целых групп товаров для повышения прозрачности рынка был запущен в 2016 году, и первыми под обязательную маркировку попали меховые изделия. 

На старте проекта маркировку шуб контролировала ФНС России, и лишь в 2019 году маркировка стала частью системы «Честный знак». На сегодня маркировка почти неизбежно охватывает часть ассортимента любого мультикатегорийного ритейлера. 

Напомним о товарных категориях, которые уже подлежат обязательной маркировке, и о тех, маркировка которых будет запущена в ближайшее время:

● Шубы и меховые изделия

● Сигареты, сигары и остальная табачная продукция (смеси для кальянов, жидкость для электронных сигарет)

● Обувь, одежда, домашний текстиль

● Лекарственные препараты и медицинские изделия (БАДы, антисептики, средства передвижения для малоподвижных лиц)

● Упакованная вода, пиво и пивосодержащие напитки

● Молоко и молочная продукция

● Автомобильные шины

● Фототехника

● Парфюмерия

Планы на новые категории расписаны до конца 2024 года: так, с 1 декабря 2023 года по 31 августа 2024 проводится эксперимент по маркировке консервов, а с апреля 2024 года специальная маркировка должна будет наноситься на спортивную одежду, женские платья и одежду из искусственного меха. Завершен и эксперимент по маркировке велосипедов и велосипедных рам, – с сентября 2024 года проект будет масштабирован в обязательном порядке. В итоге маркировкой будут охвачены практически все отрасли промышленности, и не останется розничного бизнеса, которого совсем не коснется необходимость наносить метку Data Matrix и передавать данные в систему «Честный знак». 

Крупные производители и ритейлеры уже освоились с необходимостью маркировать товары, часть из них принимала активное участие в пилотных проектах и, несмотря на сомнения в целесообразности нововведения, сейчас отмечают положительный эффект в части освобождения рынка от недобросовестных производителей и продавцов, торгующих дешевым контрафактом.

Малый и средний бизнес и особенно начинающие предприниматели по-прежнему сталкиваются со сложностями, так как финансовая нагрузка по запуску и развитию бизнеса отягощается необходимостью внедрять сразу несколько решений.

Небольшие локальные ритейлеры запускают бизнес с простой целью – получать доход, и можно представить их недоумение, когда одновременно с необходимостью запуска торговой точки, найма и обучения персонала, работы с поставщиками и поиском товара, перед ними встают объемные задачи по внедрению целого набора ИТ-решений, которые достаточно быстро имеют риск вырасти в сложный, дорогостоящий и трудоемкий «ИТ-зоопарк». 

Еще раз напомним алгоритм того, как происходит маркировка товаров:

1. Производитель получает коды маркировки и наносит их на каждую упаковку или сам товар.

2. При отгрузке товаров ритейлеру/дистрибьютору производитель отправляет по ЭДО Универсальный передаточный документ (УПД), включающий все коды маркировки. 

3. Ритейлер/дистрибьютор при получении товара сверяет коды и по ЭДО направляет их в систему маркировки.

4. При оплате товара кассир сканирует код и через оператора фискальных данных (ОФД) код передается в систему маркировки. Использованный код выбывает из системы. Использовать повторно его нельзя.

5. Контролирующие органы и потребители могут отслеживать происхождение товара, место его нахождения в каждый конкретный момент и легальность происхождения. 

За отсутствие маркировки, злонамеренное размещение некорректных кодов или за торговлю товарами с поврежденными кодами ритейлер может быть привлечен к административной и даже уголовной ответственности (если в действиях был сговор и объем контрафактной продукции большой), а ускорят ее наступление сами покупатели. Для них запущено приложение «Честный знак», где они могут сообщать о случаях нарушений. 

Именно такое сообщение потребителя стало причиной закрытия магазинов известного блогера Никиты Ефремова, который торгует кроссовками глобальных спортивных брендов. Клиент обратил внимание на то, что на обуви отсутствуют метки Data Matrix, таким образом, обувь ввезена в Россию нелегально. Как итог – арест более 5000 пар дорогостоящих кроссовок, штраф, закрытие магазинов и сложности с регулирующими органами. Потери бизнеса в масштабе двух городов исчисляются миллионами. 

Этот антикейс выбран не случайно, – на волне ухода из России европейских брендов и в связи с ограничениями в работе популярных социальных сетей, многие онлайн предприниматели начали выходить в традиционную «каменную» розницу. Они открывают небольшие магазины в ТРЦ или запускаются в формате корнеров и «островов», и во всех таких случаях перед ними с первого дня работы встает необходимость соответствовать 54-ФЗ и маркировке, если товар из определенной категории. Однако малый и средний бизнес на старте может просто всего этого не знать.




Читайте также: Кейс: как производитель детского питания «ФрутоНяня» перешел на экологичный документооборот




Игорь Селиванов, владелец детского спортивного клуба, поделился, что представители малого и среднего бизнеса испытывают серьезный информационный вакуум, который является барьером для развития и уверенной спокойной работы. Запуская дело, предприниматель не имеет понимания обо всех обязательных нормах и платежах, которые он обязан реализовывать. Приходится по крупицам собирать регламенты по работе в своей нише. Без злого умысла, а просто по незнанию бизнес может обрасти штрафами от ФНС и иных регуляторов. Предприниматель говорит, что бизнес очень нуждается в простых и понятных коробочных решениях, «заточенных» под определенные цели и даже региональные особенности.

Так, например, если бизнес принимает оплату исключительно через интернет, то в компактной «коробке» предпринимателю нужна только облачная касса и интернет-эквайринг. Для тех, кто продает товары, также актуальна онлайн-витрина. Для некоторых товарных ниш в составе коробки дополнительно будет полезен ЭДО с маркировкой и товароучетная система. Желательно, чтобы управление всеми этими сервисами было доступно в едином личном кабинете. В идеале такие решения должны быть дифференцированными по нишам, так как в каждой товарной и сервисной нише есть свои особые требования по маркировке, платежам и прочим обязательным процессам. 




Игорь Селиванов«На старте бизнеса мы получили терминалы с эквайрингом от банка. Каково было наше недоумение, когда оказалось, что это решение не позволяет принимать онлайн оплаты, а подходит исключительно для приема безналичных оплат в офлайн рознице. В течение нескольких недель мы пытались настроить решение под свои нужды, но тщетно. 

Пару слов скажу о сложностях, связанных с приобретением торгового эквайринга, – банк требовал Договор аренды, которого у нас по специфике бизнеса нет и быть не может. В рамках решения торгового  эквайринга есть личный кабинет, но он катастрофически неудобный и не интуитивный.

Несколько раз в терминале торгового эквайринга не работала SIM-карта, приезд инженера (такая опция есть) происходил через 3-4 дня после вызова. В итоге все наши попытки настроить работоспособность оборудования оказались бессмысленными, так как при нашей модели бизнеса платежи происходят онлайн, а с данным терминалом и торговым эквайрингом такой вариант реализовать нельзя.

При этом понять какое именно решение нужно для нашего бизнеса, какая касса и эквайринг, как пробиваются чеки, реализуется маркировка и прочее через банк совершенно невозможно. У сотрудников банка просто нет компетенций, чтобы поделиться с предпринимателями этой информацией.

В лучшем случае, вы получаете многостраничный документ с информацией про дополнительные продукты (кассы, ОФД) для изучения и поиска ответов на свои запросы.

В итоге решение для приема онлайн оплат мы нашли у стороннего сервиса PayMaster, но касса все равно была нужна. Облачную кассу для приема онлайн оплат также выбрали стороннюю, однако из-за того, что облачная касса и интернет эквайринг были от разных поставщиков, единого личного кабинета не было. Таким образом, постепенно у нас возникло пять разрозненных личных кабинетов, в которые надо регулярно заходить, отслеживая – все ли платежи прошли, соответствуют ли им переданные в ФНС чеки и не нарушена ли какая-то интеграция», - рассказал Игорь Селиванов.



Постоянный мониторинг новых норм регулирования, тревожность в ожидании возможных штрафов мешают сосредоточиться на важных стратегических задачах развития бизнеса, отнимают временные и финансовые ресурсы, а в случаях нарушения в работе использование решений от разных поставщиков может полностью парализовать работу торговой точки. 


Как малому бизнесу свести к минимуму финансовые и временные издержки, и – самое важное – не имея достаточных компетенций, сразу начать работу в легальном поле, не подвергая бизнес рискам?


В октябре 2023 года «Первый ОФД» в ответ на сложности МСБ и начинающих предпринимателей вывел на рынок комплексный коробочный продукт «Росритейл»

Гибкая система тарифов позволяет предпринимателям любого уровня и размера – от начинающих ритейлеров до компаний, которые готовы к масштабированию – снизить временные и финансовые ресурсы, затрачиваемые на соблюдение требований законодательства РФ в части 54-ФЗ и маркировки, и не только.  Управление всеми сервисами происходит в режиме «одного окна» в удобном Личном кабинете.

В состав коробочного решения входят (базовый комплект):

● Зарегистрированная смарт-касса и кассовое ПО

●  Фискальный накопитель 

● Подключенный эквайринг 

● Услуга ОФД

● Модуль для аналитики продаж по чекам

В зависимости от тарифа, в «Росритейл» могут быть также включены ЭДО с маркировкой,  товароучетная система и сервис онлайн-бухгалтерии для автоматизированного формирования необходимой отчетности. 

Росритейл

Комплексное решение позволяет сэкономить время благодаря управлению всеми сервисами в режиме «одного окна», а также использовать удобные аналитические инструменты для оценки продаж, спроса и построения прогнозов на основании данных чеков. Стоимость каждого отдельного решения у разных поставщиков может варьироваться, но при самых скромных подсчетах бизнес, использующий «Росритейл», сокращает финансовую нагрузку в полтора-два раза. Это без учета стоимости рабочего времени, которое будет неизбежно потрачено на отслеживание работоспособности сервисов через разные личные кабинеты и коммуникацию с поддержкой нескольких поставщиков.

Инфографика Первый ОФД


Главные преимущества решения «Росритейл» для бизнеса:


1. Скорость развертывания – на запуск в работу комплексного решения с одной кассой  уходит менее одного рабочего дня. 

2. Техподдержка и экспертное консультирование – у начинающего предпринимателя в большинстве случаев есть дефицит в ИТ-компетенциях и в знаниях действующего законодательства. Техподдержка в режиме 24/7 всегда готова помочь в решении специфических вопросов, а консультанты «Первого ОФД» вовремя разъяснят те или иные нововведения и регуляторные акты. 

3. Возможности быстрого масштабирования – в определенный момент малый бизнес имеет перспективы нарастить мощности и начать масштабирование. Использование комплексного решения «Росритейл» позволяет оперативно запустить торговлю во второй и последующих торговых точках, объединив их в единую сеть. 

4. Дистанционный формат управления и контроля – в последние годы широкое распространение получил удаленный режим работы. Использование «Росритейл» позволяет контролировать работу торговой точки через Личный кабинет, находясь вдали от магазина или магазинов. 

5. Универсальность – компактная смарт-касса может применяться в любых бизнес-юнитах, как, например, на складах, в ресторанах, в дарксторах, в точках передвижной торговли или в курьерской доставке для приема платежей непосредственно в месте доставки. 

С помощью смарт-кассы эффективно решается и проблема очередей на кассах в часы высокого покупательского трафика. Сотрудник магазина с помощью решения «Росритейл» может сканировать товары и принимать платежи на всей площади магазина, тем самым повышая уровень клиентского сервиса. 


Синяя горизонталь


Цифровизация торговли, курс на полную прослеживаемость товаров и денежных средств – это тренд, который будет нарастать со стороны регулирующих органов. И каждому начинающему предпринимателю нужно с первых дней работы соответствовать растущим требованиям. Снизить нагрузку можно с помощью комплексного решения, оплата которого на продолжительный срок станет правильной инвестицией, обеспечивающей устойчивость бизнеса в условиях усиления государственного регулирования отрасли. 

В планах на ближайший год появление в «Росритейле» новых сервисов, которые еще больше помогут бизнесу сократить затраты времени и сил на рутинные операции, и перенаправить ресурсы на решение более важных стратегических задач. 

Первый ОФД



Реклама: АО «ЭСК», ИНН 7709364346

erid: 4CQwVszH9pWup62SSg6

0
Реклама на New Retail. Медиакит