0/5
Подпишитесь на новости ритейла

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

Тяжко пьется: в чем кроется спад российского рынка алкогольной продукции

Тяжко пьется: в чем кроется спад российского рынка алкогольной продукции
Статистика показывает, что во всем мире люди стали меньше употреблять алкоголь. Данный факт наверняка порадовал сторонников здорового образа жизни, но при этом огорчил бизнес. Мы решили узнать, как обстоят дела на российском рынке алкогольной продукции.
 
Авторитетное издание Drinks International подсчитало, что в 2014 году мировые продажи только одного алкогольного напитка - водки - упали на 5%, а из 52 крупнейших его продавцов осталось 46.

Снижение не могло не коснуться и российского рынка, на долю которого совместно с Украиной, Белоруссией и Казахстаном, приходится не менее 50% объема потребления водки в мире. Однако в России спад коснулся и других категорий. 

Эксперты признают, что российская система регулирования отрасли является одной из самых жестких в мире. Ситуацию усугубляет увеличение контрафактной продукции, проблемы импортозамещения и практически полное удушье, создаваемое за счет новых законотворческих инициатив.

Аналитики международного центра интернет-торговли Allbiz подсчитали, что после новогодних праздников традиционно упал спрос на крепкий алкоголь и игристые вина. С весны растет популярность пива, вин и слабоалкогольной продукции. Однако в причинах традиционного спада рынка кроются уже новые факторы. 

1

«2015 год важен для российской алкогольной индустрии: в этот период закладывается фундамент рынка нового формат, – рассказывает Михаил Николаев, управляющий партнер семейного предприятия «Николаев и сыновья». Генеральный директор ТД «Николаев и сыновья», винодельческое хозяйство «Лефкадия». - Производителям крепких спиртных напитков и вин поневоле приходится учиться жить в новых реалиях: цены на импортную алкогольную продукцию уже выросли на 15-20% из-за падения рубля, что, естественно, вызвало смещение потребительского спроса в сторону отечественного алкоголя. Этот процесс не будет легким, ведь проблемы производителей связаны не только с макроэкономическими трудностями: так, из-за существенного роста ставки акцизов в 2012-2014 году серьезно пострадал водочный рынок: продажи падают на 30-40% ежегодно».

Примечательно то, что производители крепких алкогольных напитков переходят на более «щадящие». Так, водочники начинают проявлять интерес к рынку вина.

«Винный сегмент – сейчас самый перспективный в структуре российского рынка алкоголя. В настоящее время с учетом Крыма площадь виноградников в России составляет лишь около 100 тыс га – это в 8-10 раз меньше, чем в США и Европе. И лишь 10% производителей вина используют собственное сырье. Кстати о Крыме: присоединение Крыма увеличило интерес потребителей к российскому вину, но, к сожалению, возможности инвесторов по приобретению жемчужин крымского терруара почти нулевые: с одной стороны, существуют спорные юридические аспекты, с другой – высокий уровень развития виноградарства в Крыму и, как следствие, дефицит свободных качественных земельных участков. Земли высочайшего качества, на которых «Лефкадия» сейчас выращивает свои виноградники, мы вряд ли нашли бы в Крыму – желающих продать хорошую землю там немного», - подчеркнул Николаев.

Некоторые эксперты все же подчеркивают, что общий уровень потребление алкоголя если не растет, то и не падает. Однако залог стабильности в данном случае кроется в контрафактной продукции. Как отметил аналитик проекта Контур.Алко компании СКБ Контур Дмитрий Хомутинин, «текущие меры по администрированию контрафакта (внедрение ЕГАИС, журнал учета продаж) имеют свои недостатки и также приведут к оттоку части оборота продукции в теневой сектор среди мелких и средних торговых предприятий. В случае непринятия оперативных мер по снижению акцизных ставок с одновременным ужесточением администрирования доля контрафакта будет продолжать расти. Для удержания рынка от ухода в «тень» требуется заморозить акциз на водку и слабый алкоголь, снизить акциз на пиво, а также провести модернизацию текущих мер по администрированию контрафакта». 

С одной стороны, власти пытаются бороться с контрафактным алкоголем, но в итоге отрасль «зарегулировали» до смерти. Хорошим примером может стать введение ЕГАИС. Данная инициатива уже успела стать настоящим кошмаром для пивоваров. 


«На сегодняшний день самые серьезные риски для отрасли мы видим в новых законодательных инициативах по введению дополнительных ограничений для нашего рынка. Это обсуждаемое ограничение до 0,5 литров используемой для пива ПЭТ-упаковки, введение ЕГАИС для пива, лицензирование, акцизная политика», - подчеркивает директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям ОАО «САН ИнБев» Ораз Дурдыев

Согласно отчетности Росстата, падение производства пива за пять месяцев 2015 года по отрасли составило 7,4%. «За последние годы были введены серьезные ограничения в области производства, оборота, продажи, потребления, рекламы нашей продукции, а ставка акциза на пиво с 2009 года увеличилась в 6 раз (!) – с 3-х до 18-ти рублей. Неудивительно, что в условиях регулятивного и фискального давления отрасль демонстрирует отрицательные результаты, – рассказывает Дурдыев. - В частности, доходность предприятий индустрии за последние годы снизилась более чем на 40%. В отрасли были вынуждены прекратить выпуск продукции 12 крупных производственных предприятий из чуть более 30. По данным исследования Института экономической политики им. Гайдара (ИЭП), неоптимальное регулирование и акцизная политика в отношении пива только по итогам одного 2013 года привели к сокращению 61 000 рабочих мест в экономике России и потерям бюджета в объеме 0,09% ВВП или 59 млрд.руб». 

gzsp3.jpg

Кроме ЕГАИС рынок ждет еще одно нововведение – дальнейший рост акцизов. Как отметил представитель ОАО «САН ИнБев» Ораз Дурдыев,
Акциз – налог, который в итоге ложится не только на плечи бизнеса в виде сокращения спроса, но и на потребителя в виде увеличения цены.
 
Очевидно, что потенциал увеличения акцизных отчислений за счет роста ставки акциза не только исчерпан, но и прямо влияет на падение отрасли. Поэтому представляется экономически обоснованным предложение сохранить мораторий на рост акциза на пиво в 2016 году не только для крепкого алкоголя, но и для пива. 

Я бы отметил еще один аспект влияния акциза, а именно связь акцизной политики с концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем. Существующее соотношение налоговой нагрузки в России на крепкий и слабый алкоголь, к сожалению, стимулирует потребительский спрос в пользу крепкого алкоголя. Причем в первую очередь контрафактного, из-за более низкой цены.

Между тем, если обратиться к опыту ВОЗ и стран, которые достигли положительных результатов в вопросах здоровья нации, то увидим противоположный подход. Например, в России соотношение стоимости акциза между крепким алкоголем и пивом в пересчете на чистый спирт составляет в данный момент 1,33 (т.е. стоимость акциза в 1 условной единице крепкого алкоголя в 1,33 раза выше, чем в пиве). В то время как, например, среднее значение по Европе 2,8, т.е. стоимость акциза в крепких напитках значительно выше».

Сейчас компании могут использовать акцизы старого образца до 1 сентября 2016 года. Компании воспользуются данной отсрочкой по максимуму, а дальше как время покажет.

Изабелла Кодзокова
время публикации: 19:49  14 июля 2015 года
0
Теги: алкогольный рынок

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
НАСТ Маркировка
Маркетинговые иссследования_b2b