Кто нужен компании в кризисные годы: лидер или руководитель
время публикации: 13:30 11 декабря 2015 года
Лидер или руководитель? Почему появилось подобное противостояние и может ли один человек обладать этими двумя характеристиками одновременно? На вопросы отвечает генеральный директор компании MODIS Андрей Котов.
Успех каждой компании зависит от того, кто ею руководит. Все мы прекрасно знаем, что руководитель – это первое лицо в организации, это человек, который направляет работу других и несет ответственность за ее результаты. Однако, не редко забываем о том, что в компании может появиться лидер, который будет иметь не меньшее влияние на коллектив, нежели непосредственный руководитель. Хороший лидер способен вести за собой коллектив и добиваться при этом отличных результатов. Поэтому руководитель и лидер – это два абсолютно разных понятия.
Часто встречается такая фраза: «руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство – на том, чтобы люди делали правильные вещи».
Большая удача для компании и коллектива, если официально назначенный руководитель какого-нибудь звена обладает лидерскими качествами и закономерно становится лидером коллектива. Но быть руководителем – это совсем не означает автоматически считаться лидером.
— Как отличить руководителя-лидера от не лидера?
— Лидер коллектива – это человек, которого признали окружающие как единственного, кто способен найти выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, и тот, кто способен удовлетворить их потребности. У руководителя компании есть все предпосылки стать лидером, однако, очень многие забывают об этом, и полностью погружаются в процесс работы, не акцентируя внимание на коллективе, хотя работники компании – самый важный инструмент для достижения цели.
Руководитель-лидер воодушевляет людей, четко видит конечный результат, способен ставить коллективу достижимую цель и больше занимать активную, а не пассивную позицию по отношению к поставленным целям. Эмоциональная составляющая, как правило, у обычного руководителя практически исключена, подчиненные – это работники, которые выполняют свои обязанности и только. Однако, руководитель-лидер должен прислушиваться к потребностям работников, уважать их ценности и эмоции. Обычно отношения с коллективом строятся на обсуждении недочетов в работе, нежели успехов и достижений. Лидер должен вдохновлять коллектив на работу, мотивируя своим личным примером.
Главное отличие руководителя-лидера от лидера – это пойти на риск и взять за него ответственность и принимать в разработку идеи коллектива, а не только свои, быть более открытым к новым мыслям и предложениям.
— В каких руководителях и лидерах нуждается компания в кризисные годы?
— Руководитель-лидер должен обладать высоким уровнем знаний и интеллекта, здравым смыслом, высокой степенью уверенности в себе, честностью по отношению к коллективу, однако, по большей части на становление лидера играют не столько личные качества, сколько его умение взаимодействовать с окружающими.
А также не стоит забывать о том, что решающую роль могут сыграть ситуационные факторы, которые включают в себя и личные качества исполнителя, и характер работы, а также особенности внешней среды.
— Где компании взять таких людей?
— Для начала было бы здорово присмотреться к тем, кто уже есть в коллективе. Возможно, что в компании есть такой человек – генератор идей и неформальный лидер, – за которым готовы пойти, готовы ему довериться.
Многие компании, особенно в период кризиса не готовы набирать новый персонал, скорее хотят оставить прежний коллектив и сохранить тех людей, которые уже проявили свою преданность делу и компании.
— Можно ли воспитать в себе лидерство? Какова роль харизмы — где ее взять? Есть ли в кризис вообще время на такое самовоспитание?
— Харизму скорее всего можно приравнять к слову лидерство. Харизматичный человек воспринимается как особенный, выделяющийся, как человек, который может произвести впечатление и повлиять на окружающих.
Однако, важно знать один момент, что человек может быть эрудирован, обладать талантом, но при этом не может правильно преподнести все свои многочисленные достоинства. И совсем другое дело, те люди, – которые могут говорить, даже поверхностно охватывая тему, но буквально завораживать при этом окружающих своими речами и их будут внимательно слушать, вникая в каждое слово. Харизма – это качество, которое невозможно в себе развить. Если каждый человек рожден с определенными данными и характеристиками, то и харизму отчасти тоже можно считать врожденным свойством.
— Как неформальный лидер может помочь компании в кризис? Кто и как может провести с ним соответствующую работу?
— Неформальный лидер делает ставку в основном на людей и на взаимоотношения с ними, поэтому такой человек может легко привлечь коллектив к выполнению задач для нового проекта, например. Руководителю компании в данном случае нужно вовремя понять, кто является неформальным лидером в компании, чтобы такие качества, как деловая компетентность, коммуникабельность, личные психологические качества и хорошие ораторские способности этого человека работали на благо компании и только укрепляли коллектив изнутри, и помогали решать профессиональные задачи.
Основная задача руководителя — направить авторитет такого лидера в нужное русло. Главное — перераспределить его энергию: она должна быть потрачена не на интриги, а на решение задач.
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...