0/5

Куда бежать от кризиса: оптимизация аренды и миграция в регионы

Куда бежать от кризиса: оптимизация аренды и миграция в регионы
время публикации: 14:30  24 июня 2015 года
В продолжение материала об изменениях на рынке торговой недвижимости мы решили выяснить, какие тенденции наблюдают ритейлеры и девелоперы, кому пришлось закрыться или переехать, действительно ли существует тенденция миграции в регионы и виноват ли в этом кризис или это естественный процесс.
Некоторое время назад ряд сетей и магазинов решили сосредоточить свое внимание на регионах, некоторые даже закрыли торговые площади в Москве и Санкт-Петербурге в пользу региональной экспансии. Например, магазины DIM в обеих столицах закрылись, а регионы перешли на модель франшизы, «Сотмаркет», «Ютинет» и E96 тоже ушли в регионы, а большинство аналитиков считает, что Москва и Питер достигли своего максимума и дальнейший рост возможен только в регионах, самыми перспективными из которых называют юг страны и Сибирь.

Но одно дело, когда это осознанный выбор, пусть и называемый оптимизацией, и совсем другое, когда ритейлерам не удается договориться об изменении условий аренды и приходится закрывать торговые точки или менять месторасположение магазина. В продолжение материала об изменениях на рынке торговой недвижимости мы решили выяснить, какие тенденции наблюдают ритейлеры и девелоперы, кому пришлось закрыться или переехать и действительно ли существует тенденция миграции в регионы.

Михаил Рогожин, управляющий директор отдела торговых помещений CBRE:

Процесс ротации арендаторов вполне закономерен и объясним для сложившейся экономической ситуации. Часть ритейлеров оптимизируют программы развития и закрывают неприбыльные торговые точки, часть других, которым не удалось договориться о пересмотре коммерческих условий на местах, садятся в другие торговые центры на более выгодных условиях. Этот процесс также наблюдается на торговых улицах: часть ритейлеров верхних сегментов, которые сейчас испытывают некоторые сложности с развитием и посещаемостью, переезжают с популярных торговых улиц с высокими ставками на чуть менее популярные, зачастую неподалеку от прежнего занимаемого помещения, тем самым экономя на арендной ставке. 

Depositphotos_69253795_s.jpg

Развитие международных и федеральных брендов в регионах зависит от наличия существующих или реализуемых качественных торговых площадей и покупательской способности населения. В этом отношении приоритет по-прежнему сохраняется за городами-миллионникам. Говорить о том, что сейчас существует ярко выраженный процесс миграции, еще довольно рано, однако интерес к регионам есть. Так, например, бельевые операторы Vis-a-Vis и DIM сократили количество розничных точек в Москве и Санкт-Петербурге, сосредоточившись на развитии в регионах. Кроме того, с начала 2014 года в региональных городах активно развиваются крупнейшие международные холдинги Inditex и H&M. Стоит также отметить, что за последнее время крупные международные сети, которые впервые появились на российском рынке – La Croissanterie, OLIVA и Saint James – выбрали именно региональные торговые центры и улицы для открытия первых торговых точек.

Заместитель директора по маркетингу компании «Каширский Двор» Ольга Карпинская:

Несомненно, с началом кризиса некоторые компании ушли с рынка. Однако их процент незначителен. По словам коммерческого директора ТК «Каширский Двор» Антона Янкуна, данный процесс происходит в рамках стандартной ротации арендаторов, которая составляет менее 4% в год. На примере компании «Каширский Двор» можно сказать, что у нас есть арендаторы, которые переехали в рамках нашего же ТК: на более подходящую для них точку. Другие же, наоборот, ждут, когда появятся свободные площади.

Согласно нашим данным, тенденции миграции в регионы нет. В сфере DIY достаточно много сильных региональных игроков, не представленных в столице. Некоторые из них планируют открытие магазинов в Москве и области, к примеру, сеть магазинов «Петрович», однако с корректировкой планов в связи с кризисом. Крупные международные сети также пересматривают свою политику относительно регионов. Так, «Леруа Мерлен» и «Оби» сократили количество магазинов, которые они планировали открывать в региональных центрах, или отложили принятие решения по этому вопросу на более позднее время.

Рубен Арутюнян, руководитель комитета по арендным отношениям НАСТ:

В последнее время складывается такая ситуация, при которой более чем в 10% всех ТЦ трафик снизился более чем в два раза, что в итоге не могло не сказаться на продажах. 

Теперь практически все участники нашей ассоциации более внимательно подходят к выбору места для нового магазина в том или ином торговом центре. Не могу сказать, что сейчас среди участников нашей ассоциации наблюдается тенденция массового закрытия магазинов. Скорее, это можно охарактеризовать как оптимизацию арендуемых площадей – если раньше ритейлеры могли себе позволить держать у себя нерентабельные магазины, в надежде, что рано или поздно они «выстрелят», то теперь многие наши коллеги предпочитают избавляться от такого балласта, делая ставку на более успешные и прибыльные ТЦ. 

Depositphotos_47778437_s.jpg

Это же условие срабатывает и в случае возникновения вопроса о переносе магазинов в регионы. К тому же здесь необходимо отметить, что, к сожалению, с началом кризиса уменьшение покупательской способности в регионах ощущается наиболее остро. Поэтому пока условий для миграции магазинов на рынке не наблюдается.

Александр Шпетный, директор розничной сети «220 Вольт»:

Закрывать магазины нам не пришлось, а переезжать – да. Более того, этот процесс никоим образом не связан с кризисом и носит постоянный характер. Где бы мы ни нашли помещение под магазин, в какой бы горячей зоне он ни находился, по истечении двух-трех лет автомобильные и человеческие потоки меняются в зависимости от застройки, изменениями дорожной карты и т.д. Трафик меняется, и мы постоянно ведем работу по передислокации магазинов. Конечно, в нынешней ситуации, когда выбор помещений стал больше, отказ собственника от понижения арендной ставки или необоснованное ее повышение может стать причиной для переезда на более выгодные точки. 
Где бы мы ни нашли помещение под магазин, в какой бы горячей зоне он ни находился, по истечении двух-трех лет автомобильные и человеческие потоки меняются в зависимости от застройки, изменениями дорожной карты и т.д. Трафик меняется, и мы постоянно ведем работу по передислокации магазинов
Нашу сеть тенденция миграции в регионы не коснулась. Такое явление больше присуще продуктовым сетям, развивающимся в городах-миллионниках, где рынок уже перенасыщен. Они ищут новые пути для развития и перемещаются в регионы. В нашем сегменте перенасыщенности пока нет, поэтому мы, напротив, хотим заполнить рынок в крупных городах и стараемся увеличивать количество магазинов там.

Антон Белых, управляющий партнер консалтинговой компании DNA Realty: 

Как таковой миграции сетевых операторов в регионы мы не наблюдаем. Скорее, наоборот – многие сети отказываются от экспансии на региональные рынки и пытаются занять выгодные и перспективные площадки в Москве по сниженным ценам и комфортным условиям аренды, так как понимают, что в Москве тот или иной спрос будет всегда. И те сети, которые сохранили запас прочности, пытаются сейчас воспользоваться ситуацией и занять те площадки, которые раньше не могли себе позволить из-за заоблачных ставок аренды. 

Depositphotos_22337917_s.jpg


Получается, что, с одной стороны, тенденция видна, а с другой – «никто не признается». Сети, которые периодически фигурируют в новостях с громкими закрытиями, комментарии давать не спешат, а Москва и Питер для большинства по-прежнему остаются перспективными регионами. По крайней мере, покупатели здесь точно есть, и если одни игроки уходят, есть шанс быстро захватить их аудиторию и тем самым сохранить собственную сеть. Огромная территория России за пределами двух столиц для многих остается хоть и очень желанным, но пока не совсем понятным объектом, про который можно сказать «и хочется, и колется», возможно поэтому регионами пока активнее занимается онлайн. 

Светлана Золотар

0
Реклама на New Retail. Медиакит