Миллион алых роз: как заработать на торговле цветами

время публикации: 09:50 12 марта 2015 года
В преддверии 8 Марта улицы российских городов опять расцвели всеми оттенками весны. Букет для подруги, матери или коллеги в эти дни не купил только ленивый — а значит, у цветочников вновь топорщатся карманы и банковские счета от наплыва наших с вами денег.
Но действительно ли торговля цветами — столь выгодное дело? Мы решили разобраться, как быстро удастся купить квартиру, продавая букеты у метро.
Что происходит на рынке?
Цветочный рынок — штука специфическая, а в России так особенно. Большую часть цветов — шикарные розы, тюльпаны, гвоздики, о которых втайне вздыхают женщины — везут к нам всего из трёх стран-экспортёров: Голландии, Эквадора и Колумбии. Ещё понемногу приходится на долю Турции, Китая, африканских, азиатских и европейских стран: из последних импортируют преимущественно нишевые экзотические цветы очень небольшими партиями.

Доля импортных цветов на российском рынке в последние пару лет достигала 90%. Сейчас структура рынка слегка перетряхивается из-за политической ситуации в сторону отечественных производителей, несмотря на то, что эмбарго конкретно цветов не коснулось, из-за падения рубля и учащения административных проволочек на таможне импорт резко потерял в привлекательности. В результате к концу 2015 года ожидается падение доли импорта до 85%.
Объём рынка свежесрезанных цветов в 2015 году прогнозируется на уровне 2,15 млрд штук. Для сравнения: год назад он составлял 1,9 млрд штук, в 2013 году — 1, 75 млрд. Таким образом, темп роста рынка сохранится, поскольку цветочный рынок России всё ещё далёк от насыщения. В денежном выражении эксперты оценивают его увеличение в 2015 году до 160,8 млрд руб. по сравнению с 134 млрд руб. в 2014 году.

До недавнего времени российские производители цветов не могли навязать конкуренцию зарубежным — не позволял технологический уровень. Большинство хозяйств выращивало цветы в устаревших теплицах, из-за чего товар получался мелким, вялым и не радовал покупателей как следует. Сейчас на фоне роста импортозамещения на рынок стали заходить относительно крупные игроки с возможностью строительства новых производственных мощностей и модернизации старых — но места до сих пор остаётся много. По прогнозам, в 2015 году доля отечественных цветоводов на рынке достигнет 24,1 млрд руб.
Как заработать на цветах?
Несмотря на внешнюю простоту бизнеса — открывай ларёк да торгуй — цветы требуют весьма тонкого баланса в бизнес-решениях. В торговле цветами существует несколько специфических деталей, о которых нужно твёрдо помнить, чтобы не вылететь в трубу.
1) Сезонность
По словам цветочников, основную кассу за год делают четыре праздника: 1 сентября, 14 февраля, 8 Марта и 9 мая. В остальное время спрос колеблется, достигая дна к середине лета. Сезонность влияет и на тип цветов: в марте традиционно скупают тюльпаны, в мае — гвоздики.

2) Транспортировка и хранение
Цветы — страшно неудобный товар в плане проблем с логистикой. Они имеют свойство вянуть, причём с огромной скоростью, и любая проволочка на этапе доставки приводит к потерям. В результате в цену приходится закладывать издержки, связанные с крупным процентом брака и неликвида. Из-за этого наценка порой достигает 300% — но всё равно не покрывает все риски.

3) Однообразность предложения
Большая востребованность и относительно низкий порог входа привели к тому, что ассортимент от магазина к магазину и от палатки к палатке почти одинаков: розы, розы, розы, хризантемы, тюльпаны, гвоздики... Это рождает огромную конкуренцию и сильную зависимость от второстепенных факторов — от местоположения до времени работы. Поэтому многие цветочники расширяются в смежные области: предлагают услуги флориста, индивидуальный заказ экзотических цветов и прочий узкий сервис.
4) Зависимость от импорта
Тут всё понятно. Растёт курс валюты — растут закупочные цены — поднимаются цены розничные — падают продажи. Впрочем, в цветочном бизнесе эта цепочка не столь фатальна: как говорят бизнесмены, «люди всегда будут есть, курить и дарить цветы».

Если назубок выучить эти четыре пункта, вы здорово повысите свои шансы на успех. Кроме того, в этом бизнесе как нигде нужно разбираться в том, чем торгуешь, и уметь думать наперёд. Если не предугадать спрос, легко можно остаться с тонной-другой завядших цветов без копейки в кармане — или наоборот, разводить руками в пустом магазине при виде толпы клиентов. Пара таких ошибок, и бизнеса как не бывало.
Стоит ли игра свеч?
Определённо да. Несмотря на кризис, сейчас лучшее время для вхождения в эту непростую отрасль, особенно если вам вдруг приспичит открыть теплицу.
Во-первых, рынок почти по всем показателям продолжает расти, и на нём всё ещё полно места для новых игроков. Не придётся толкаться плечами и бегать за клиентами.
Во-вторых, для начала торговли не требуется никаких лицензий — открой ИП, поставь палатку, получи разрешения и вперёд! Важно только выбрать удачное место — не нужно даже никакой рекламы кроме надписи «ЦВЕТЫ» поярче и покрупнее. Кроме того, сейчас активно развиваются соответствующие интернет-магазины, где уже крутятся немалые деньги.

В-третьих, если вдруг санкции всё-таки коснутся цветов, на отечественном рынке образуется огромная ниша, которую срочно нужно будет заполнить. Если вы давно хотели выращивать розы или тюльпаны — это лучший момент, чтобы начать.
Немного фактов
• Самый продаваемый цветок в России — роза. На втором месте — гвоздика.
• Перед 8 Марта 2015 года средняя цена одной розы составляла 110 руб, тюльпана — 60 руб.
• До 90% вывесок «Цветы» в российских городах установлены незаконно.
• Самое популярное число цветков в восьмимартовском букете — семь.
• В одной палатке в проходном месте на 8 Марта продаётся около тысячи тюльпанов и порядка 150-200 роз.

В тонкостях цветочного бизнеса разбирался Алексей Максимук
0
Последние новости
Самое популярное
-
Что ожидать от маркетплейсов в 2025 году: на чем сконцентрируются крупнейшие тор...
-
Оформление доставки в косметических интернет-магазинах в 2025 году (разбор ошибо...
-
Тонкости фармацевтического маркетинга: о чем важно помнить, продвигая лекарствен...
-
Объединённые Арабские Эмираты: что делает страну «оазисом» для российского бизне...
-
Всё, везде и сразу: по каким законам развивается многофункциональный (гибридный)...