0/5

На все готовое: стоит ли начинающему предпринимателю покупать франшизу в 2023 году

На все готовое: стоит ли начинающему предпринимателю покупать франшизу в 2023 году
время публикации: 10:00  09 января 2023 года
Директор розницы сервиса CarPrice Иван Гомонов рассказал о том, какой опыт необходим для управления франшизой и как выбрать готовый бизнес.
На все готовое: стоит ли начинающему предпринимателю покупать франшизу в 2023 годуВ 2022 году спрос на готовый бизнес в России вырос на 15% — а в отдельных категориях достиг и вовсе рекордных показателей. Отели и базы отдыха, например, покупали чаще на 76%, салоны красоты — на 65%, автомастерские, автомойки и интернет-магазины — на 40%.

Готовый бизнес может привлекать по разным причинам. Серийные предприниматели следят за трендами рынка и вкладываются в компании, которые обещают быть прибыльными и хорошо подрасти в цене. А новички в мире бизнеса ценят настроенные процессы и часто нуждаются в наставничестве и информационном сопровождении. 

Франшиза — один из форматов готового бизнеса. Это небольшой проект с небольшими инвестициями, внутри которого можно получить первичный опыт предпринимательства, разобраться в налоговой отчетности, маркетинге и управлении командой. Цена вопроса — паушальный взнос, инвестиции в открытие и роялти — процент выручки или оборота, которым покупателю-франчайзи приходится делиться со «старшим» партнером — франчайзером.

На сегодняшний день франшизы в России продают 3 095 брендов — несмотря на кризис, это на 11,3% больше, чем в 2021 году. Кажется, что франшиза с ее готовыми процессами и доступной ценой — удачный вариант для начинающего предпринимателя. Попробуем разобраться, так ли это на самом деле.


Выбираем франшизу: роль управленческого опыта, маржинальность и «химия» между партнерами


На что нужно обратить внимание при выборе франшизы? Попробуйте использовать несколько фильтров:

Бюджет. Предприниматель обладает ограниченным потенциалом для инвестиций — соответственно, может выбирать среди франшиз, которые «тянет» по стоимости. 

В затраты на старте входят паушальный взнос и инвестиции в открытие точки (например, стоимость ремонта и оборудования). Также перед покупкой франшизы важно уточнить, кто из партнеров вкладывает деньги в оборот, оплачивает аренду и работу сотрудников. 

Рынок авто здесь будет хорошим примером: чтобы выкупить 1 машину нужно порядка 1 млн рублей. Небольшой бизнес обычно выкупает 3-4 машины в месяц — то есть уже на старте предпринимателю нужны 3-4 млн, которые он заморозит в обороте. Это крупная сумма, которая часто становится барьером к выходу на рынок. Франшиза может быть собственным бизнесом без оборотных средств — в том случае, если их готов инвестировать франчайзер.

В зависимости от размера инвестиций в открытие франшизы можно разделить на несколько сегментов. Ресторан ДоДо Пицца, например, обойдется в 22 млн. рублей, кофейня Cofix — в 6,5 млн. Чуть дешевле будет стоить франшиза «среднего» ценового сегмента. Например, точка CarPrice за 1,2 - 1,8 млн. 

Экономика проекта. После того, как франчайзи выбрал несколько интересных франшиз, полезно подумать об окупаемости и марже. Несмотря на то, что франшиза — это готовый бизнес, здесь не сработает подход «у меня есть 1 млн, и я хочу что-нибудь на него открыть». Точку еще предстоит развивать и выводить в ноль, а затем в плюс.

Одни бизнес-модели предполагают низкую маржу. Пример — небольшая розничная точка, которая продает продукцию 1 бренда. Успешные франчайзи зарабатывают на таких точках около 80 тыс. рублей в месяц — это стабильная, но небольшая цифра.  

Другие бизнесы дают высокую маржу. Сюда относится выкуп автомобилей, который приносит франчайзи около 200-250 тыс. рублей. Но выход на такие цифры займет порядка 6 месяцев и потребует определенных усилий. Высокая маржа часто связана с высоким риском — и сложным продуктом. Скорее всего, франчайзи потребуются специальные технические знания.

Опыт. То, насколько для франчайзи важен опыт управления бизнесом, зависит от конкретной франшизы. Управлять «Пятерочкой» с 15 тыс. товарных наименований без опыта в ритейле будет тяжело. А вот открыть ПВЗ маркетплейса — гораздо проще. В 2022 году, например, самой популярной франшизой в России стал Ozon: с января по сентябрь франчайзи открыли 2 650 пунктов выдачи заказов.

Интерес и квалификация. Выбирая франшизу, нужно не забыть ответить на простые вопросы: интересна ли вам эта сфера и понимаете ли вы, как она устроена.

Как мы уже упоминали выше, франшиза допускает отсутствие опыта — но важными факторами в таком случае будут интерес к бизнесу и понимание закономерностей рынка. В частности, рисков, которые включает любой бизнес. 

В случае с выкупом авто, например, риск — это сама машина. Если нарушена процедура осмотра и заявленное состояние машины не соответствует действительности, конечный покупатель выставит претензию. Есть «мягкие» претензии, которые обойдутся в 10-20 тысяч и будут компенсированы удачными сделками. Но есть и критические ошибки, которые наносят серьезный финансовый урон и могут довести бизнес до закрытия.

На все готовое: стоит ли начинающему предпринимателю покупать франшизу в 2023 году

Прозрачность и перспективы. Не стоит покупать франшизу «вслепую»: проверьте, как давно компания работает на рынке, сколько у нее точек и какая динамика открытий//закрытий. Уточните, как формируется роялти — из прибыли, маржи или оборота. Разберитесь, за какие процессы отвечает франчайзи, а какими руководит головной офис.

Также полезно оценить совместимость с партнером. После того, как вы убедились в надежности франчайзера, договоритесь о встрече, обсудите детали сотрудничества и взгляды на бизнес-процессы.


Управление франшизой


Будущий франчайзи должен понимать, что принятием ключевых решений и стратегией бренда занимается головной офис. Но это не значит, что «младший» партнер лишен какой-либо управленческой инициативы. Франчайзер может делегировать ему важную работу, например, найм сотрудников или реализацию маркетинговой стратегии.

Самостоятельность всегда предполагает высокую ответственность.

Успех малого бизнеса, например, часто зависит от менеджера, который берет на себя работу с клиентом. Ключевая сложность для франчайзи заключается в своевременном принятии решения о несостоятельности менеджера. Нельзя 3-4 месяца ждать волшебства — если менеджер ошибается, нужно проработать ошибку и дать ему возможность исправить ситуацию. Но если ошибка повторится, третьей попытки быть не должно. 

Другой пример — маркетинговые активности. Перед покупкой франшизы важно узнать, компенсирует ли франчайзер расходы на продвижение и помогает ли формировать маркетинговую стратегию.


Перспективы франшизы

 
Чаще всего после первых успехов франчайзи стремятся к открытию новых точек. Интересно, что сегодня большинство франшиз расположены в регионах — на Москву и Санкт-Петербург приходится всего 28% готовых бизнесов. Выход франчайзеров в небольшие города можно назвать win-win историей: для местных предпринимателей это возможность открывать бизнесы с небольшими стартовыми инвестициями, а для франчайзеров — эффект масштаба.

Альтернативная перспектива — продажа успешной франшизы. Некоторые франчайзеры сами готовы выкупать у партнеров прибыльные точки — эта возможность оговаривается на этапе заключения сделки.




Читайте также:  Куда вложиться, чтобы начать зарабатывать 20% годовых уже через месяц




Важно отметить, что сегодня рынок франшиз несколько стагнирует: хотя статистика говорит о росте, за год не появилось интересных новинок. На отраслевых выставках по-прежнему преобладают пункты выдачи заказов, точки с кофе, небольшие кондитерские. Крупный сегмент представлен «Пятерочкой» от Х5 и ресторанами быстрого питания. 

Заглянуть в будущее рынка сложно — горизонт планирования остается узким. Но зато 2022 год учит нас тому, что, хотя франшиза — хороший вариант для инвестиций, очень важно выбрать правильный вариант в правильное время. 

Потенциально интересные бизнесы приходится анализировать на предмет жизнеспособности: оценивать, как на них влияют санкции и внешняя конъюнктура. Также стоит помнить о «классических» закономерностях. Например, о том, что на фоне роста процентных ставок нежелательно пользоваться кредитными средствами.

Кризисный год — это всегда год возможностей. Если бизнес стабилен, то в это время ему стоит проявить смелость в решениях и попробовать занять большую долю на рынке.

Франшиза: как выбрать лучшее?

1) Изучите текущий рынок и пропустите приглянувшиеся франшизы через несколько фильтров. Самые главные из них — соответствие вашим финансовым возможностям, опыту и пониманию рынка, а также прозрачность условий партнерства.

2) Рассчитайте экономику проекта. То, к чему стоит стремиться — это выход на высокую прибыль при небольших инвестициях. Однако важно помнить, что высокомаржинальные бизнесы могут требовать больше усилий и опыта или включать более высокие риски. Если выбираете франшизу из этого сегмента, то убедитесь, что партнер готов оказывать поддержку, консультировать и сопровождать вас по ключевым вопросам — особенно в первые месяцы работы.

3) Оцените гибкость бизнеса. Оцените, как бренд проходил кризисные периоды: ковидные ограничения, самые сложные месяцы 2022 года. В 2023 году стоит отдавать предпочтение бизнес-моделям, которые обладают высокой адаптивностью.

4) Договоритесь с партнером о встрече и обсудите зоны ответственности. Уточните, организует ли франчайзер обучение, помогает ли подбирать персонал, искать помещение и формировать маркетинговую стратегию.

5) Определитесь с перспективами. Если вы планируете вывести франшизу в плюс и остаться с этим бизнесом надолго — это один план действий, если хотите приобрести несколько точек — другой, а если будете продавать бизнес — третий. Кроме того, что-то из этого может быть не интересно франчайзеру — поэтому о желательном результате лучше договориться на берегу.


Иван Гомонов,
Директор розницы сервиса CarPrice.

Для New Retail 


0
 
Реклама на New Retail. Медиакит
Close
Email
Подпишитесь на нашу рассылку и самые интересные материалы будут приходить к вам на почту
Нажимая «Подписаться» вы принимаете условия политики конфиденциальности