0/5

On-Demand Economy: останется ли место эмоциям в цифровом веке?

On-Demand Economy: останется ли место эмоциям в цифровом веке?
время публикации: 10:00  09 ноября 2017 года
Еще одна невеселая история фуд-тех проекта, которая опять же начиналась на зависть и удивление всем. Ребята из Kitchensurfing сделали ставку на качество еды и эмоцию, связанную с ее потреблением, и, увы, – ошиблись. О каком важнейшем «ингредиенте» своего сервиса забыли эти, безусловно, талантливые предприниматели?
On-Demand Economy: останется ли место эмоциям в цифровом веке?
Фото: Кирилл Черников

Когда начинающий предприниматель решает запустить новый бизнес, обычно у него два пути – пытаться выживать и бороться за свою 0,1% на большом рынке или оказывать услугу (продавать товар) ограниченному количеству клиентов, удовлетворяя потребность, которую не удовлетворяют другие. Спросите экспертов, и большинство из них порекомендуют начинающему второй вариант. 

Хотя рынок, на который выходит предприниматель, может быть совсем небольшим или даже вовсе отсутствовать, бизнес-модель представляется вполне понятной – ограниченное число клиентов, с которыми можно выстраивать персональные отношения, индивидуальный сервис, предсказуемые расходы, небольшое число конкурентов или их полное отсутствие. Однако сегодня всё далеко не так просто.

В XXI веке приходится мыслить нестандартно, когда дело касается рынка общепита. Даже именитым шеф-поваром сегодня мало кого удивишь. Число посетителей ресторанов снижается. Вчерашний завсегдатай не хочет тратить время на дорогу и ожидание подачи блюда, когда можно воспользоваться доставкой. Правда ресторанные блюда теряют внешний вид и вкусовые качества в процессе доставки, но стоит ли это считать существенным недостатком? 








Почему сервисы доставки популярны? Они отвечают духу времени, в которое мы живём. Они экономят наше время, но их существование обусловлено и ещё одним важным фактором – мы все слишком ленивы. Мы ленимся готовить еду. Иначе наборы по приготовлению еды были бы куда популярнее. Посудите сами – стоимость ужина в ресторане примерно равна цене ужина, который можно заказать на дом или приготовить самому, используя рецепт и готовый набор продуктов. Кажется, что еда, приготовленная своими руками, должна иметь для нас большую добавленную ценность в сравнении с доставкой, но это не так.

Мы всё чаще прибегаем к модели поведения «хочу здесь и сейчас». Вспомните как в мегаполисе мучительно долгими кажутся 10 минут ожидания такси. On-Demand Economy (экономика «по запросу») – величайшее изобретение XXI века. 

В 2014 году Интернет-журнал Business Insider определил On-Demand Economy как «экономическую активность технологических компаний, удовлетворяющих запросы потребителей немедленным предоставлением товаров и услуг». Всего несколько лет прошло как смартфоны и 4G-Интернет приучили нас к тому, что любую информацию можно получить в любой момент буквально в течение нескольких секунд, и мы экстраполировали эту скорость на окружающий нас мир. 

Uber – Ваш личный водитель. Этот девиз не оставил равнодушным миллионы людей по всему миру, которые передвигаются по городу на такси. После своего появления в 2009 году, название компании стало нарицательным и дало путёвку в жизнь десяткам других сервисов, в том числе сервисам персональных шеф-поваров.

On-Demand Economy: останется ли место эмоциям в цифровом веке?

Мало кто может позволить себе личного шеф-повара, но в эпоху On-Demand Economy, кажется, нет ничего невозможного. Помните историю появления Munchery? В 2010 году будущий основатель компании отдал 700 долларов, чтобы приглашённый шеф-повар приготовил ужин для его семьи.

В 2011-2014 сервисы персональных шеф-поваров стали появляться по всему миру. В США наиболее известный проект – Kitchensurfing. Сервис был запущен в 2012 году и менее, чем через год получил на развитие 4,5 миллиона долларов. К моменту инвестиционного раунда в 2014 году на 15 миллионов долларов, Kitchensurfing был доступен в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Лос-Анжелесе и Берлине. Привлечённые средства были необходимы для масштабирования и снижения стоимости сервиса для пользователей.

Сервис обеспечивал полную организацию питания «по запросу», позволяя заказать на дом шеф-повара, который привозил с собой продукты, приправы и посуду, необходимые для приготовления ужина на несколько человек. Все, что требовалось от заказчика, это выбрать блюдо и часовой слот, когда повар должен приехать для его приготовления. Приложение для смартфона позволяло заранее выбрать блюда из предлагаемого меню и узнать полную стоимость сервиса. Если в 2013 году стоимость блюда на одного человека получалась примерно 50 долларов, спустя два года она упала ниже 30 долларов, что стало сопоставимо со стоимостью еды из доставки. На приготовление блюд повара тратили обычно не более 30 минут, после чего заказчик мог в кругу семьи или в компании друзей насладиться свежеприготовленной красиво декорированной едой ресторанного качества.








Джон Тиен (Jon Tien), ставший в 2014 году СЕО Kithensurfing утверждал, что идея сервиса не столько в приготовлении еды, сколько в предоставлении возможности людям собираться вместе, чтобы разделить еду. До прихода в Kitchensurfing Тиен занимал пост вице-президента по продукту в компании Zynga, разработчике онлайн игр, создателе популярной игры FarmVille. 

Хотя значительную часть пользователей Kitchensurfing составляли молодые пары и семьи, у которых не всегда было время на приготовление еды, сервис не сосредотачивался только на них. Компания тратила значительные усилия на маркетинг и на построение отношений со всеми клиентами. Акцент делался на том, что доставляемая из ресторана еда теряет свои полезные свойства в процессе доставки, подчёркивалась полезность свежеприготовленной пищи. 

«Есть что-то особенное в запахе ужина, приготовленного у вас дома, – говорил Тиен, – многое из того, что мы пытаемся сделать, это помочь людям создать ритуал». Когда он слышал упоминание Kitchensurfing в сравнении с Benihana (сеть японских ресторанов в США, известная благодаря яркому шоу приготовления блюд поваром на жаровне прямо перед гостями), он решительно отвергал такую идею, т.к. хотел, чтобы сервис воспринимался не как театральное шоу, а как неотъемлемая часть жизни, который делает её проще и приятнее. 

Первоначально сервис оказывал разовые услуги по приготовлению семейных ужинов и обслуживанию компаний во время вечеринок, но с течением времени к компании всё чаще стали поступать запросы приготовить несколько простых блюд на неделю вперёд. Были даже запросы приготовить блюда из заказанного у другого сервиса набора продуктов по приложенному к набору рецепту. 

On-Demand Economy: останется ли место эмоциям в цифровом веке?

С одной стороны, компания хотела сохранить для своих клиентов уникальность и стать частью их жизни, с другой – необходимо было генерировать прибыль. Со временем стало понятно, что конкуренция с сервисами доставки слишком большая, из-за чего стоимость блюд пришлось снизить ниже 25 долларов на одного человека. Пользователи сервиса отмечали, что они не чувствовали большого преимущества свежеприготовленных блюд перед теми, что можно было заказать с доставкой из ресторана, отмечая их простоту и обыденность. Эффект восторга от приготовленных на дому блюд очень быстро сходил на нет, а отрицательные стороны сервиса, на которые обращали внимание рациональные пользователи, перевешивали положительные. В частности, пуская домой приглашённого шеф-повара, хозяйки чувствовали дискомфорт из-за присутствия чужого человека на их кухне. 

Для продолжения работы и масштабирования Kitchensurfing в 2016 году потребовались новые инвестиции, однако из-за отсутствия чёткой стратегии у основателей сервиса и кризиса в индустрии фуд-тех стартапов в США основатели получили отказ от всех фондов, в которые обращались.

Неверная оценка рынка, неверное определение ценности для клиента и бизнес-модель, не приносящая прибыли стали причиной закрытия в 2016 году многих фуд-тех проектов. 

Идея Kitchensurfing не была уникальна. В 2011 году в Сан-Франциско появился сервис Kitchit, который предлагал заказчикам услуги местных шеф-поваров «по запросу». Kitchit в течение 3 лет существовал за счёт денег основателей и посевных инвестиций в размере 600 тысяч долларов, пока не привлек 7,5 миллионов долларов в конце 2014 года. В апреле 2016 года руководство заявило о прекращении работы сервиса, т.к. компания не смогла достигнуть необходимых объемов выручки и выйти в прибыль. Как и в случае с Kitchensurfing, поднять новый раунд инвестиций ей не удалось. 








В России сценарии жизненного цикла сервисов по вызову шеф-поваров на дом развиваются по похожему сценарию. Шеф-повара энтузиасты запускают сервис для друзей и знакомых, и первое время он привлекает клиентов только за счёт сарафанного радио. Статьи в Интернет-изданиях, конкурсы стартапов не делают компанию заметнее. В течение пары лет рост прекращается, на содержание и продвижение сервиса требуются значительные средства, которых у небольшой компании просто нет, и она так и остаётся маленьким локальным сервисом или закрывается, потому что содержать её не выгодно. 

***

Век On-Demand Economy – это век скоростных технологий. Скорость для пользователя важнее качества. Удивление и восторг вызывает быстрая доставка, а не качество доставляемых блюд. Требования к сервису изменились.  Пользователь сделал свой выбор, и бизнес должен под него подстраиваться, чтобы выжить. Сделать персонализированный сервис сегодня намного проще, чем быстрый, но потребности в нём нет, он ушёл в прошлое. Поговорка «время – деньги» сегодня обрела новый смысл.

Партнёр Стратегической Проектной Группы Дениса Яхно

0
Реклама на New Retail. Медиакит