0/5

От декханских рынков к ТЦ и розничным сетям: что нужно знать о ритейле в Узбекистане

От декханских рынков к ТЦ и розничным сетям: что нужно знать о ритейле в Узбекистане
время публикации: 10:00  26 октября 2022 года
Узбекистан – колоритная страна, которая уже несколько лет находится под пристальным вниманием международного и российского бизнеса. Последние геополитические события усилили этот интерес. Как сегодня выглядит розничный рынок Узбекистана, какие у него перспективы и что нужно знать бизнесу для успешной работы с ним?
От декханских рынков к ТЦ и розничным сетям: что нужно знать о ритейле в УзбекистанеПандемия, геополитические штормы, рост населения, природные катаклизмы — в XXI веке мировой экономике приходится нелегко, однако события последних лет дали новый импульс развитию ритейла и e-commerce. Изменение логистических цепочек в 2022 году позволило рынкам Средней Азии выйти на первый план.

Сегодня именно от таких стран как Узбекистан зависят жизненно важные поставки продуктов не только для России, но и стран Ближнего Востока и даже Европы. Как же выглядит сегодня рынок ритейла в Узбекистане, и что нужно знать бизнесу для работы с ним?

Рассказывает Андрей Сафронюк, генеральный директор Orient Group. 


От декханских рынков к ТЦ


Узбекистан уже несколько лет в фокусе международного внимания, и этот год не стал исключением. Связано это, во-первых, с тем, что страна стала более открытой, благодаря чему за последние 5 лет многие компании и бренды вышли на местный рынок. Во-вторых, упростились налоговые механизмы и принципы их работы. К тому же, вынужденные меры по изменению логистических маршрутов в 2022 году пошли стране только на пользу. 

В то же время в сфере розничной торговли Узбекистана все еще наблюдается отставание от соседних стран. 

Основными конкурентами торговых центров и супермаркетов остаются восточные базары, поскольку они занимают почти 90% рынка ритейла страны. И хотя современные форматы торговли продолжают наращивать свою долю, дехканские рынки по ряду объективных причин (исторически люди закупались на базарах) сохраняют свою нишу в этом сегменте ритейла, учитывая невысокий уровень доходов потенциальных покупателей и возрастающий поток иностранных туристов, которых всегда будет привлекать колорит восточных базаров. 

Тем не менеев последние годы рынок розничной торговли в Узбекистане планомерно и неуклонно набирает обороты. Основное влияние на эту динамику оказывают крупные торговые предприятия, которые ускорили темпы роста розничного товарооборота в своем сегменте с 14,5% до 23,5%, а их доля в общем объеме розничной торговли республики увеличилась соответственно с 11,6% до 15,7%. Это в свою очередь отразилось не только на ежегодном увеличении объемов розничной торговли на душу населения, но и самой динамике роста до 5,9% по итогам прошлого года с 0,7% двумя годами ранее. 

В то же время рынок крупных розничных сетей республики, по оценке маркетологов, освоен не более чем на половину, а в регионах и того меньше. 

Исследования показывают, что наиболее высокая доля современного продуктового ритейла наблюдается в Ташкенте и Ташкентской области — 10,8%, а по Узбекистану — 6%. Это и понятно: концентрация жителей в столице с достаточно высоким уровнем доходов намного превышает другие регионы, где основную конкуренцию крупным торговым площадкам составляют дехканские базары с более низкими ценами.

От декханских рынков к ТЦ и розничным сетям: что нужно знать о ритейле в Узбекистане


Отставание на 10−15 лет

 
Если же рассуждать о внутреннем рынке с точки зрения импортной продуктовой матрицы, которая постепенно расширяется, то сегодня наблюдается приход в страну новых брендов и товаров из Турции, Китая и стран Ближнего Востока. Это связано не только с изменением цепочек поставок во всем мире, но и с тем, что розничная торговля в Узбекистане входит в период активного роста. 

Сегментом супермаркетов страны уже интересуются зарубежные игроки и инвесторы. Так, например, на рынок уже успели зайти крупные игроки: французская сеть Carrefour, казахстанский ритейлер Magnum Cash & Carry, российские сети «Доброцен», Fix Price, «Светофор» и другие. Также динамично развиваются и отечественные игроки — Makro, Korzinka, Havas, Asia и Baraka Market. 

При этом рынок все еще отстает от стран-бенчмарков по доле современного ритейла на 10−15 лет. В 2015−2021 годах рынок рос в среднем на 17% в год, при этом более 58% продаж пришлись на продовольственную розницу.

Действительно, сельскохозяйственный сектор является одним из драйверов экономики Узбекистана, в том числе за счет своего экспортного потенциала. Существенная доля плодоовощной продукции поступает отсюда в страны СНГ, и в первую очередь — на рынок РФ. Поскольку у Orient Group есть и агропроекты, мы постоянно анализируем ситуацию и видим, что в этом году российские сети особенно интенсивно ведут переговоры о наращивании поставок в страну.




Читайте также:  АКОРТ: Китай, Узбекистан и Турция вышли в лидеры по импорту FMCG-товаров




Ожидается двукратный рост

 
Основной тренд, который можно наблюдать сегодня в Узбекистане — переход от рынков к розничным сетям. Это прошли многие страны, очередь дошла и до Узбекистана. Особенно ярко этот тренд наметился в пандемию, когда панические настроения потребителей, а также закрытие практически всех магазинов и рынков, кроме больших сетей, привели к дефициту некоторых продуктов. 

Очевидно, что именно сети, а не рынки, сумели обеспечить стабильность поставок, нивелировав тревожные настроения населения. Все просто: лишь системные игроки способны ввести лимиты и удержать уровень цен, тогда как рынки зачастую просто взвинчивают стоимость в 2−3 раза, разогревая тем самым и без того высокий спекулятивный спрос. 

По оценкам Orient Group, в базовом сценарии рынок современной розничной торговли будет расти, и к 2026 году достигнет 15,7 трлн сумов (1,4 млрд долларов). Такой сценарий наиболее вероятен с точки зрения конъюнктуры рынка и исторического роста. 

Развитие наиболее точно повторяет аналогичные периоды на рынках Казахстана и Турции. Поэтому, по нашим расчетам, доля современной торговли должна увеличиться почти в 2 раза — до 10,9% к 2026 году. 

Андрей Сафронюк, 
генеральный директор Orient Group. 

Для New Retail


0
Реклама на New Retail. Медиакит