0/5

Дресс-код в ритейле: реалии и тренды

Дресс-код в ритейле: реалии и тренды
время публикации: 09:00  03 декабря 2015 года
Дресс-код – важная часть корпоративной культуры. О том, нужно ли вводить правила внешнего вида в ритейле и каким образом это сделать – читайте в нашем материале от стилиста-эксперта.

Разговор о дресс-коде в ритейле стоит разделить на 2 части: дресс-код сотрудников торговых точек и дресс-код сотрудников офиса.

Если называть вещи своими именами, то дресс-код непосредственно в местах продаж – это униформа. В чем ее роль? В том, чтобы выделять в торговом зале представителя торговой точки, а также в том, чтобы сплачивать коллектив. Мне известен случай, когда после тренинга по навыкам продаж сотрудники одной обувной сети обратились к собственникам с просьбой ввести униформу, так как, по их словам, это позволит им сильнее почувствовать командный дух в работе.


Depositphotos_35370425_m-2015.jpg


Решение об использовании униформы зависит от нескольких факторов:

- «Происхождение» компании. Как правило, в западных компаниях есть требования к униформе персонала, и ее дизайн является глобальным стандартом (вспомним KFC или McDonalds). Ее используют для коммуникации ценностей бренда (например, на спинах сотрудников KFC – слоганы о высоком качестве продуктов).

- Сегмент бизнеса. В ряде случаев, униформа – это спецодежда, например, в продуктовом ритейле. В таких случаях униформа – почти что расходный материл.

- Экономический расчет. Не секрет, что большинство торговых сетей страдает от высокой «текучки», которая, в том числе, влияет на расходы на форменную одежду (новому сотруднику выдается новая форма). В этом случае простым и эффективным решением становится не предмет одежды, а фирменный аксессуар – вспомним шейные платки и галстуки сотрудников банковского ритейла (Ренессанс Кредит, Сбербанк, ВТБ). 








В одежном ритейле возможен альтернативный подход, когда одежда от бренда становится не только униформой, но и частью мотивационной схемы. Первый вариант: сотруднику выделяется денежный лимит на форму, в рамках которого он самостоятельно выбирает одежду из ассортимента марки. Второй вариант: сотрудник приобретает товары сети за свой счет, но по ценам, близким к закупочным.


Depositphotos_84913054_m-2015.jpg


Что касается сотрудников офисов, то тут происходит все то же самое, что и в других сферах (не ритейл). Первое, что хочется отметить – это общий тренд на демократизацию офисной одежды, причем в ряде компаний это вводится «сверху», когда business casual (или smart casual) делают официальным дресс-кодом компании на уровне внутренней политики (например, Bacardi), а где-то это происходит «снизу», когда сотрудники байкотируют существующий дресс-код и одеваются существенно менее формально, чем того хотелось бы компании.








С чем связано появление такого тренда? Причин несколько. Во-первых, огромная волна возмущения на тему введения дресс-кода на уровне внутренней политики, которая докатилась до нас от США. Там считается, что дресс-код – это нарушение прав гражданина на свободный выбор, в данном случае, одежды. Во-вторых, это влияние уличной моды, которая далека от формальности, и тренда на «нормкор» - простую, удобную повседневную одежду. Наверное, ключевое слово здесь – именно удобство. Ведь для большинства людей джинсы и свитер гораздо удобнее, чем строгий костюм и рубашка. Еще один фактор, который влияет на изменения в манере офисных сотрудников одеваться – это наш современный образ жизни. Утром мы встречаемся с подругой (другом) за кофе, днем работаем в офисе, с перерывом на ланч в кафе, а вечером идем на прогулку или культурное мероприятие. И наша одежда должна быть в равной степени уместна и удобна везде. 


Depositphotos_76063257_m-2015.jpg


В ситуации, когда сотрудники пренебрегают дресс-кодом, существует несколько простых способов направить их «на путь истинный». Первый, и, наверное, самый эффективный – это проведение корпоративного тренинга по дресс-коду. Мы разработали уникальный интерактивный (игровой) тренинг по деловому стилю в одежде и дресс-коду, который проводим в основном в консалтинговых компаниях, где дресс-код особенно важен. В рамках тренинга мы доносим до сотрудников мысль, что дресс-код – это средство коммуникации в деловой среде, а не ограничение, которое накладывает на них компания. Это создает у людей мотивацию следовать дресс-коду, меняет их отношение. Второй способ, не такой очевидный, но не менее действенный – влиять на умы через менеджеров высокого уровня. Для большинства сотрудников руководитель – это ролевая модель, и часто сотрудники подражают руководителю в стиле одежды, пусть даже неосознанно. Если руководитель всегда одет «с иголочки», в полном соответствии с корпоративной культурой – это обязательно повлияет на манеру одеваться в коллективе.
   
Продолжение следует. Во второй статье мы расскажем о примерах из практики.


Автор: Зоя Сохор, профессиональный стилист, 
выпускница London College of Fashion, создатель Бюро Персонального Стиля Cotton Candy Styling 
 


3
Реклама на New Retail. Медиакит